Владимир Чуб: понемногу растем
Анализируя работу, проделанную администрацией области с октяб- ря 2008 г., Владимир Чуб отмечает, что основные приоритеты в борьбе с социально-экономическими последствиями кризиса были расставлены
Спустя год после начала кризиса ситуация в донской экономике остается напряженной, но не критической, считает губернатор Ростовской области Владимир Чуб. По его мнению, наиболее важные антикризисные меры администрация региона смогла предпринять практически сразу.
Когда собственные доходы ростовского бюджета уменьшились — в основном, из-за сокращения сбора налога на прибыль организаций и на доходы физических лиц — областное правительство начало искать новые источники финансирования. Пошли двумя путями. Во первых, привлекли заемные средства в виде кредитов у коммерческих банков. Во вторых, начали переговоры с Минфином РФ о предоставлении льготного кредита из федеральной казны на покрытие дефицита областного бюджета. Как говорит Владимир Чуб, в случае положительного решения Министерства финансов власти не станут прибегать к услугам коммерческих организаций.
Донские власти с самого начала кризиса приоритетными задачами в социальной сфере сделали борьбу с растущей безработицей и невыплатами зарплат. Какие результаты достигнуты?
— Вы правы, практически одними из первых в стране мы разработали и приняли программу по снижению напряженности на рынке труда области на 2009 год. На нее было выделено свыше 292 миллионов рублей, в том числе почти 15 миллионов— из областного бюджета. Реализация программы позволила снизить уровень регистрируемой безработицы в области с 1,8 до 1,6% от численности экономически активного населения, что ниже, чем в среднем по России (2,8%). За восемь месяцев этого года было трудоустроено почти 84 тысячи человек.
Особое место в этой программе занимают вопросы развития малого предпринимательства и самозанятости. По этому направлению предусмотрено выделение субсидий для 2860 человек. Свыше двух тысяч человек уже зарегистрировали собственный бизнес и получили положенные им средства на общую сумму около 125 миллионов рублей. Кстати, еще в начале года размер единовременной выплаты при открытии собственного дела я предложил рассчитывать не по минимальному, а по максимальному пособию. Эта инициатива была в Москве поддержана, и теперь люди получают на старте не 11, а почти 60 тысяч рублей. Больше половины получивших субсидии на открытие своего дела— жители села, основная часть которых занялась производством и переработкой сельхозпродукции.
Что касается долгов по зарплате, то ситуацию, складывавшуюся поначалу не лучшим образом, нам удалось переломить. С июня по сентябрь задолженность сократилась в семь раз— с 391 до 54 миллионов рублей, а в течение сентября долг уменьшился до 30 миллионов рублей. По результатам совместной с силовыми органами работы в отношении руководителей предприятий-должников было возбуждено восемь уголовных дел. К административной ответственности привлечены 805 руководителей организаций, наложено штрафов на общую сумму 5,2 миллиона рублей.
На Дону действует целый ряд программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Областные власти намерены в грядущем году сохранить их в полном объеме или есть вероятность, что бюджета на все не хватит?
— Даже при неоднократной корректировке бюджета ассигнования на областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009–2011 годы, а это более 227 миллионов рублей, сохранены. Кроме того, из федерального бюджета мы привлекли еще 274 миллиона рублей. Помимо областной программы, в каждом муниципальном образовании принята и действует своя программа развития субъектов малого бизнеса. Поэтому у донских предпринимателей есть реальная возможность получить поддержку. При формировании проекта бюджета на 2010 год принято решение сохранить финансирование программы в нынешнем объеме.
Ни один крупный инвестпроект на Дону не был свернут
Ростовская область считается инвестиционно привлекательным регионом. Предприятиям, осуществляющим здесь инвестиционные проекты, предоставляются налоговые льготы, возмещаются затраты по уплате процентов по банковским кредитам. «Ассигнования на эти цели в текущем году, по сравнению с прошлогодними, мы увеличили в два с лишним раза — до 382 миллионов рублей, — говорит Владимир Чуб. — Кроме того, отобрали близкие к завершению проекты и стали их, что называется, «вести». Сформировали реестр из трех десятков приоритетных инвестпроектов, каждый закрепили по ведомственной и территориальной принадлежности за соответствующими руководителями. Ход их выполнения еженедельно рассматривает межведомственная комиссия». Такое сопровождение приносит свои плоды. Уже в первом полугодии введен в строй целый ряд объектов. В ближайшее время будет сдано еще несколько крупных проектов.
В начале 2009 года был зафиксирован отток инвестиций из России. Как сказался кризис на инвестиционном климате в нашем регионе?
— Ни один крупный проект, соглашение о реализации которого на территории Ростовской области было достигнуто еще до кризиса, не был свернут. Более того, ряд крупных компаний заявили об увеличении ранее заявленных объемов. Все проекты, которые локализуются в области, абсолютно реальны, просчитаны и обоснованы. До момента подписания соглашения или меморандума проводится большая предварительная работа с привязкой к конкретным территориям. Что касается участия в форумах и выставках, то принципиальная позиция, которой мы придерживаемся,— не заниматься выставкой достижений, а представлять новые возможности, перспективу, проекты, которые могут заинтересовать инвесторов.
Сегодня мы получаем подтверждение правильности выбранной несколько лет назад стратегии создания территорий интенсивного экономического развития, или как их еще называют— индустриальных парков. Как показала практика, это весьма востребованный продукт у потенциальных инвесторов. Региону индустриальные парки позволяют привлекать не только масштабные инвестиции, строить новые фабрики и заводы, но еще и максимально грамотно реализовывать промышленную, социально-экономическую политику. Сегодня в области сформировано шесть таких парков. Новоалександровский индустриальный парк уже полностью заполнен. Почти на 90% заполнен Азовский парк. В остальных есть первые крупные резиденты.
— Как вы оцениваете ход реализации донской части проекта игорной зоны «Азов-Сити»? По вашим прогнозам, когда инвесторы «зашевелятся» и там начнется активное строительство? Какие инфраструктурные обязательства по этому проекту областная администрация смогла выполнить?
— Работа по созданию инженерно -транспортной инфраструктуры для игорной зоны «Азов-Сити» на территории области ведется два года. И самое необходимое сделано. В прошлом году филиал ОАО «МРСК Юга»— «Ростовэнерго» вложил 93 миллиона рублей для обеспечения внешнего электроснабжения игорной зоны «Азов-Сити». В любой момент, когда первый из инвесторов заявит о начале строительства, будет подключена электроподстанция. Компания «ЮТК» обеспечила прокладку волоконно-оптического кабеля связи на участке «Азов–Порт Катон». В этом году начато строительство участка автомобильной дороги от села Порт Катон до границы игорной зоны «Азов-Сити» на территории области. Стоимость работ по итогам торгов— 161,5 миллионов рублей, из которых 66 миллионов выделяет область. Дорогу должны построить до конца года.
В 2008 году на разработку проектно-сметной документации на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры Азовского района и игорной зоны «Азов-Сити» из областного бюджета было израсходовано почти 137 миллионов рублей. При этом пять из девяти арендаторов земельных участков планируют завершить разработку и согласование проектно-сметной документации в 2010 году, а остальные— в первом полугодии 2011-го. При такой «заинтересованности» возникает вопрос: а стоит ли выделять немалые деньги из регионального бюджета? В нынешних экономических условиях у области есть гораздо более важные проблемы, решение которых требует первоочередного финансирования. Но если отношение к этому проекту со стороны инвесторов изменится, и они начнут активно строить в игорной зоне, то и мы дополнительно рассмотрим вопросы своего дальнейшего участия в проекте.
Какие приоритеты в реализации антикризисных мер вы ставите перед собой на конец 2009–начало 2010гг. и почему?
— Основной задачей сейчас остается обеспечение сбалансированности бюджетной системы области и муниципальных образований. В числе приоритетов— дальнейшая поддержка реального сектора экономики, развитие малого и среднего бизнеса, снятие напряженности на рынке труда и, конечно же, стопроцентное исполнение социальных обязательств, закрепленных в полномочиях Ростовской области.
Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области
Родился в г. Пинске Брестской области (Белоруссия) 24 июля 1948 г.
Образование: Ленинградский институт водного транспорта (Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций); 1990 г.— Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР.
Карьера: С 1971 г.— мастер, начальник цеха, начальник производственно-диспетчерского отдела, главный инженер ремонтно-эксплуатационной базы флота «Красный флот» в г. Ростове-на-Дону; 1980-1983гг.— 2-й секретарь Пролетарского райкома партии г. Ростова-на-Дону; 1983-1985гг.— главный инженер Волго-Донского речного пароходства; 1985-1989гг.— 1-й секретарь Пролетарского райкома партии г. Ростова-на-Дону 1989 г.— председатель Ростовского-на-Дону горисполкома 1990 г.— председатель Ростовского городского Совета народных депутатов. с 1991 г.— Глава Администрации Ростовской области. Семья: Женат. Имеет дочь и внука.
Анализируя работу, проделанную администрацией области с октяб- ря 2008 г., Владимир Чуб отмечает, что основные приоритеты в борьбе с социально-экономическими последствиями кризиса были расставлены правильно и, самое главное, оперативно. В результате, донскому региону удалось без ощутимых потрясений пройти наиболее тяжелые этапы финансовой нестабильности.
Помог опыт прежних кризисовВ числе наиболее пострадавших отраслей губернатор называет машиностроение, угледобычу, стройиндустрию; настораживает также заметный спад в розничной и внешней торговле. В то же время Владимир Чуб отмечает, что в целом индекс промпроизводства региона начинает постепенно расти, а в ряде отраслей и вовсе удалось избежать спада.
Как областная экономика чувствует себя сегодня? Есть ли отрасли или рынки, которые, так скажем, «отделались легким испугом»?
— С начала этого года валовой региональный продукт снизился почти на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, но это снижение не превысило общероссийского сокращения ВВП. И по другим показателям на фоне остальных российских регионов мы выглядим сравнительно неплохо. Взять агропромышленный комплекс. Сегодня на Дону производство сельхозпродукции растет: по сравнению с прошлым, вполне благополучным, годом— более чем на 3% при среднероссийских 0,3%. Объем инвестиций у нас остался практически на прежнем уровне— 97% от объема 2008 года, в то время как по стране капвложения составляют 81% от прошлогодних показателей. Темпы падения промышленного производства постепенно стали замедляться к августу. Если в январе индекс промпроизводства составлял 76%, то в январе–августе он вырос до 82%. По данным статистики, спада удалось избежать в пищевой, текстильной, химической отраслях, производстве резиновых и пластмассовых изделий, издательской и полиграфической деятельности, целлюлозно-бумажном и металлургическом производстве. Но это не компенсировало сокращения объемов в машиностроении и стройиндустрии. Снизили показатели большинство донских угледобывающих предприятий, практически вдвое меньше добыто нерудных материалов. Ниже среднероссийских у нас темпы в розничной и внешней торговле.
Как вы оцениваете эффективность принятых областной администрацией антикризисных мер?
Как областная экономика чувствует себя сегодня? Есть ли отрасли или рынки, которые, так скажем, «отделались легким испугом»?
— С начала этого года валовой региональный продукт снизился почти на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, но это снижение не превысило общероссийского сокращения ВВП. И по другим показателям на фоне остальных российских регионов мы выглядим сравнительно неплохо. Взять агропромышленный комплекс. Сегодня на Дону производство сельхозпродукции растет: по сравнению с прошлым, вполне благополучным, годом— более чем на 3% при среднероссийских 0,3%. Объем инвестиций у нас остался практически на прежнем уровне— 97% от объема 2008 года, в то время как по стране капвложения составляют 81% от прошлогодних показателей. Темпы падения промышленного производства постепенно стали замедляться к августу. Если в январе индекс промпроизводства составлял 76%, то в январе–августе он вырос до 82%. По данным статистики, спада удалось избежать в пищевой, текстильной, химической отраслях, производстве резиновых и пластмассовых изделий, издательской и полиграфической деятельности, целлюлозно-бумажном и металлургическом производстве. Но это не компенсировало сокращения объемов в машиностроении и стройиндустрии. Снизили показатели большинство донских угледобывающих предприятий, практически вдвое меньше добыто нерудных материалов. Ниже среднероссийских у нас темпы в розничной и внешней торговле.
Как вы оцениваете эффективность принятых областной администрацией антикризисных мер?
— Хочу отметить, что когда эти меры разрабатывались, никто точно не знал, да и не мог знать, как будут развиваться события. Конечно, мы опирались на уже имеющийся опыт прежних кризисных периодов, и многое сделали правильно. Но все предусмотреть невозможно. Самое логичное мы сделали сразу— ужались в расходах, скорректировав свои прогнозы по доходной части бюджета. Правда, в течение года пришлось еще несколько раз возвращаться к этому вопросу. В общей сложности доходы консолидированного бюджета области сокращены на 28 миллиардов рублей. Тем не менее, все обязательства бюджет выполняет.
Вместе с тем, мы не только не уменьшили финансовую поддержку донских товаропроизводителей, но и по отдельным направлениям даже увеличили ее. Общий запланированный объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2009 году превышает 4,2 миллиарда рублей. Для поддержки реального сектора работали с федеральным центром, Правительством РФ. В результате, вы знаете, «Ростсельмаш» получил за проданные через систему «Росагролизинга» комбайны больше пяти миллиардов рублей. Еще более миллиарда рублей направлено другим нашим предприятиям. Шесть моделей «ТагАЗа» включены Минпромторгом РФ в перечень автомобилей, подлежащих льготному кредитованию.
Чтобы расширить доступ предприятий к заемным ресурсам, мы содействовали открытию в марте в Ростове южно-российского филиала ЕБРР. Подписали со Сбербанком соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ведущие промышленные предприятия области получили кредиты. Ведем переговоры с Юго-Западным банком Сбербанка о выделении ЗАО «Русский уголь» кредита на развитие угольных предприятий ЗАО «УК "Гуковуголь"». Кроме того, разработали с банком схему кредитования застройщиков и ипотечного кредитования граждан на приобретение квартир в строящихся домах с использованием дополнительного залога. По этой схеме уже работают пять крупных застройщиков.
Год назад мы верно оценили масштаб предстоящих трудностей и предприняли ряд серьезных шагов, направленных на поддержку людей. В частности, максимально увеличили зарплаты сотрудникам бюджетных организаций, расширили круг получателей адресных жилищных субсидий. Обе эти меры легли на областной бюджет существенными расходами, но это помогло людям, смягчив их положение.
Задолженность по зарплате сократилась в семь раз
Вместе с тем, мы не только не уменьшили финансовую поддержку донских товаропроизводителей, но и по отдельным направлениям даже увеличили ее. Общий запланированный объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2009 году превышает 4,2 миллиарда рублей. Для поддержки реального сектора работали с федеральным центром, Правительством РФ. В результате, вы знаете, «Ростсельмаш» получил за проданные через систему «Росагролизинга» комбайны больше пяти миллиардов рублей. Еще более миллиарда рублей направлено другим нашим предприятиям. Шесть моделей «ТагАЗа» включены Минпромторгом РФ в перечень автомобилей, подлежащих льготному кредитованию.
Чтобы расширить доступ предприятий к заемным ресурсам, мы содействовали открытию в марте в Ростове южно-российского филиала ЕБРР. Подписали со Сбербанком соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ведущие промышленные предприятия области получили кредиты. Ведем переговоры с Юго-Западным банком Сбербанка о выделении ЗАО «Русский уголь» кредита на развитие угольных предприятий ЗАО «УК "Гуковуголь"». Кроме того, разработали с банком схему кредитования застройщиков и ипотечного кредитования граждан на приобретение квартир в строящихся домах с использованием дополнительного залога. По этой схеме уже работают пять крупных застройщиков.
Год назад мы верно оценили масштаб предстоящих трудностей и предприняли ряд серьезных шагов, направленных на поддержку людей. В частности, максимально увеличили зарплаты сотрудникам бюджетных организаций, расширили круг получателей адресных жилищных субсидий. Обе эти меры легли на областной бюджет существенными расходами, но это помогло людям, смягчив их положение.
Когда собственные доходы ростовского бюджета уменьшились — в основном, из-за сокращения сбора налога на прибыль организаций и на доходы физических лиц — областное правительство начало искать новые источники финансирования. Пошли двумя путями. Во первых, привлекли заемные средства в виде кредитов у коммерческих банков. Во вторых, начали переговоры с Минфином РФ о предоставлении льготного кредита из федеральной казны на покрытие дефицита областного бюджета. Как говорит Владимир Чуб, в случае положительного решения Министерства финансов власти не станут прибегать к услугам коммерческих организаций.
Донские власти с самого начала кризиса приоритетными задачами в социальной сфере сделали борьбу с растущей безработицей и невыплатами зарплат. Какие результаты достигнуты?
— Вы правы, практически одними из первых в стране мы разработали и приняли программу по снижению напряженности на рынке труда области на 2009 год. На нее было выделено свыше 292 миллионов рублей, в том числе почти 15 миллионов— из областного бюджета. Реализация программы позволила снизить уровень регистрируемой безработицы в области с 1,8 до 1,6% от численности экономически активного населения, что ниже, чем в среднем по России (2,8%). За восемь месяцев этого года было трудоустроено почти 84 тысячи человек.
Особое место в этой программе занимают вопросы развития малого предпринимательства и самозанятости. По этому направлению предусмотрено выделение субсидий для 2860 человек. Свыше двух тысяч человек уже зарегистрировали собственный бизнес и получили положенные им средства на общую сумму около 125 миллионов рублей. Кстати, еще в начале года размер единовременной выплаты при открытии собственного дела я предложил рассчитывать не по минимальному, а по максимальному пособию. Эта инициатива была в Москве поддержана, и теперь люди получают на старте не 11, а почти 60 тысяч рублей. Больше половины получивших субсидии на открытие своего дела— жители села, основная часть которых занялась производством и переработкой сельхозпродукции.
Что касается долгов по зарплате, то ситуацию, складывавшуюся поначалу не лучшим образом, нам удалось переломить. С июня по сентябрь задолженность сократилась в семь раз— с 391 до 54 миллионов рублей, а в течение сентября долг уменьшился до 30 миллионов рублей. По результатам совместной с силовыми органами работы в отношении руководителей предприятий-должников было возбуждено восемь уголовных дел. К административной ответственности привлечены 805 руководителей организаций, наложено штрафов на общую сумму 5,2 миллиона рублей.
На Дону действует целый ряд программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Областные власти намерены в грядущем году сохранить их в полном объеме или есть вероятность, что бюджета на все не хватит?
— Даже при неоднократной корректировке бюджета ассигнования на областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009–2011 годы, а это более 227 миллионов рублей, сохранены. Кроме того, из федерального бюджета мы привлекли еще 274 миллиона рублей. Помимо областной программы, в каждом муниципальном образовании принята и действует своя программа развития субъектов малого бизнеса. Поэтому у донских предпринимателей есть реальная возможность получить поддержку. При формировании проекта бюджета на 2010 год принято решение сохранить финансирование программы в нынешнем объеме.
Ростовская область считается инвестиционно привлекательным регионом. Предприятиям, осуществляющим здесь инвестиционные проекты, предоставляются налоговые льготы, возмещаются затраты по уплате процентов по банковским кредитам. «Ассигнования на эти цели в текущем году, по сравнению с прошлогодними, мы увеличили в два с лишним раза — до 382 миллионов рублей, — говорит Владимир Чуб. — Кроме того, отобрали близкие к завершению проекты и стали их, что называется, «вести». Сформировали реестр из трех десятков приоритетных инвестпроектов, каждый закрепили по ведомственной и территориальной принадлежности за соответствующими руководителями. Ход их выполнения еженедельно рассматривает межведомственная комиссия». Такое сопровождение приносит свои плоды. Уже в первом полугодии введен в строй целый ряд объектов. В ближайшее время будет сдано еще несколько крупных проектов.
В начале 2009 года был зафиксирован отток инвестиций из России. Как сказался кризис на инвестиционном климате в нашем регионе?
— Ни один крупный проект, соглашение о реализации которого на территории Ростовской области было достигнуто еще до кризиса, не был свернут. Более того, ряд крупных компаний заявили об увеличении ранее заявленных объемов. Все проекты, которые локализуются в области, абсолютно реальны, просчитаны и обоснованы. До момента подписания соглашения или меморандума проводится большая предварительная работа с привязкой к конкретным территориям. Что касается участия в форумах и выставках, то принципиальная позиция, которой мы придерживаемся,— не заниматься выставкой достижений, а представлять новые возможности, перспективу, проекты, которые могут заинтересовать инвесторов.
Сегодня мы получаем подтверждение правильности выбранной несколько лет назад стратегии создания территорий интенсивного экономического развития, или как их еще называют— индустриальных парков. Как показала практика, это весьма востребованный продукт у потенциальных инвесторов. Региону индустриальные парки позволяют привлекать не только масштабные инвестиции, строить новые фабрики и заводы, но еще и максимально грамотно реализовывать промышленную, социально-экономическую политику. Сегодня в области сформировано шесть таких парков. Новоалександровский индустриальный парк уже полностью заполнен. Почти на 90% заполнен Азовский парк. В остальных есть первые крупные резиденты.
— Как вы оцениваете ход реализации донской части проекта игорной зоны «Азов-Сити»? По вашим прогнозам, когда инвесторы «зашевелятся» и там начнется активное строительство? Какие инфраструктурные обязательства по этому проекту областная администрация смогла выполнить?
— Работа по созданию инженерно -транспортной инфраструктуры для игорной зоны «Азов-Сити» на территории области ведется два года. И самое необходимое сделано. В прошлом году филиал ОАО «МРСК Юга»— «Ростовэнерго» вложил 93 миллиона рублей для обеспечения внешнего электроснабжения игорной зоны «Азов-Сити». В любой момент, когда первый из инвесторов заявит о начале строительства, будет подключена электроподстанция. Компания «ЮТК» обеспечила прокладку волоконно-оптического кабеля связи на участке «Азов–Порт Катон». В этом году начато строительство участка автомобильной дороги от села Порт Катон до границы игорной зоны «Азов-Сити» на территории области. Стоимость работ по итогам торгов— 161,5 миллионов рублей, из которых 66 миллионов выделяет область. Дорогу должны построить до конца года.
В 2008 году на разработку проектно-сметной документации на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры Азовского района и игорной зоны «Азов-Сити» из областного бюджета было израсходовано почти 137 миллионов рублей. При этом пять из девяти арендаторов земельных участков планируют завершить разработку и согласование проектно-сметной документации в 2010 году, а остальные— в первом полугодии 2011-го. При такой «заинтересованности» возникает вопрос: а стоит ли выделять немалые деньги из регионального бюджета? В нынешних экономических условиях у области есть гораздо более важные проблемы, решение которых требует первоочередного финансирования. Но если отношение к этому проекту со стороны инвесторов изменится, и они начнут активно строить в игорной зоне, то и мы дополнительно рассмотрим вопросы своего дальнейшего участия в проекте.
Какие приоритеты в реализации антикризисных мер вы ставите перед собой на конец 2009–начало 2010гг. и почему?
— Основной задачей сейчас остается обеспечение сбалансированности бюджетной системы области и муниципальных образований. В числе приоритетов— дальнейшая поддержка реального сектора экономики, развитие малого и среднего бизнеса, снятие напряженности на рынке труда и, конечно же, стопроцентное исполнение социальных обязательств, закрепленных в полномочиях Ростовской области.
Владимир Чуб
Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области
Родился в г. Пинске Брестской области (Белоруссия) 24 июля 1948 г.
Образование: Ленинградский институт водного транспорта (Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций); 1990 г.— Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР.
Карьера: С 1971 г.— мастер, начальник цеха, начальник производственно-диспетчерского отдела, главный инженер ремонтно-эксплуатационной базы флота «Красный флот» в г. Ростове-на-Дону; 1980-1983гг.— 2-й секретарь Пролетарского райкома партии г. Ростова-на-Дону; 1983-1985гг.— главный инженер Волго-Донского речного пароходства; 1985-1989гг.— 1-й секретарь Пролетарского райкома партии г. Ростова-на-Дону 1989 г.— председатель Ростовского-на-Дону горисполкома 1990 г.— председатель Ростовского городского Совета народных депутатов. с 1991 г.— Глава Администрации Ростовской области. Семья: Женат. Имеет дочь и внука.