Как сократить издержки в компании?
В начале встречи эксперты Дискуссионного клуба, партнером которого выступила компания «Билайн», сошлись в том, что, в основном, сегодня руководители ростовских компаний экономят на зарплате сотру
эксперты
Марина Александрина
директор ростовского представительства Headhunter
Татьяна Ефимова
региональный менеджер Центра аналитических исследований «Анкор»
Андрей Иванов
генеральный директор ГК «БИC»
Калуст Меликджанян
начальник отдела корпоративных продаж компании «Вымпелком»
Светлана Кожина
исполнительный директор РА «Вепоз»
Владимир Лимарев
директор ресторана «Галерея» (клуб «Калифорния САН»)
Владимир Пономарев
директор ростовского филиала ЗАО «Райффайзенбанк»
Алексей Швецов
генеральный директор клининговой компании «Альбатрос»
Яна Яровая
генеральный директор HR-агентства «Астер»
Почему кадровая оптимизация может привести к снижению рентабельности?
Как грамотно экономить на маркетинге и рекламе?
В начале встречи эксперты Дискуссионного клуба, партнером которого выступила компания «Билайн», сошлись в том, что, в основном, сегодня руководители ростовских компаний экономят на зарплате сотрудникам, на содержании и аренде офисов, на рекламе и маркетинге, корпоративной мобильной связи.
Начальник отдела корпоративных продаж компании «Вымпелком» КАЛУСТ МЕЛИКДЖАНЯН рассказал, что, начиная с октября прошлого года, отказ от услуг сотовой связи затронул порядка 5% обслуживаемых корпоративных номеров. «Многие ростовские компании, если и не отказались от расходов на корпоративную мобильную связь, то сократили затраты на нее за счет снижения количества используемых сим-карт», — сказал г-н Меликджанян. Как пояснил эксперт, чтобы приостановить отток корпоративных клиентов, сотовые операторы сейчас активно разрабатывают и внедряют новые антикризисные предложения. «Наша компания до осени прошлого года предлагала только очень крупным предприятиям такие услуги, как «Анализатор счета» и «Моя компания», но на данный момент мы приняли решение подключать к ним все фирмы, независимо от их правовой формы собственности — и ООО, и ИП, и ОАО и т. д.», — добавил г-н Меликджанян.
Как отметили эксперты, для многих компаний отмена льгот сотрудникам — неизбежность. И чтобы сохранить имидж и репутацию компании, оптимизацию необходимо проводить грамотно, предлагая сотрудникам что-то взамен — менее затратное для бизнеса. По словам г-на Меликджаняна, компания «Вымпелком» разработала специальное бизнес-решение для тех, кто решил сэкономить на корпоративной мобильной связи. Как отметил АНДРЕЙ ИВАНОВ, генеральный директор ГК «БИС», не только сотовые операторы сейчас предлагают новые услуги, позволяющие экономить на корпоративной связи, но и операторы стационарной телефонной связи. «В частности, мы недавно заключили договор с компанией Orange Business Services на услуги дальней связи. Это новая услуга, которая позволяет значительно экономить на междугородних звонках. Подобные услуги есть у многих других операторов, которые сейчас ожесточенно борются за каждого своего клиента, разрабатывая индивидуальные решения. Достаточно только написать заявление своему оператору и попросить совместно разработать план по сокращению затрат на стационарную связь», — рассказал г-н Иванов.
После обсуждения вопроса сокращения издержек на корпоративную связь эксперты перешли к проблеме кадровой оптимизации. С презентацией выступила МАРИНА АЛЕКСАНДРИНА, директор ростовского филиала группы компаний HeadHunter. Служба исследований HeadHunter провела опрос владельцев и руководителей 160 российских компаний на тему того, собираются ли они в ближайшее время сокращать персонал. Большинство, 60% опрошенных, ответили, что всех, кого планировали, уже сократили. 22% опрошенных еще думают над этим. Также г-жа Александрина отметила, что, по итогам исследования, около 46% работников все еще полагают, что их уволят. Она назвала еще одну особенность ростовского рынка труда — готовность соискателей «падать» в цене. «Около 10% соискателей, по нашим данным, готовы лишь немного поступиться своими ожиданиями. 36% опрошенных готовы упасть в цене до 20%. Соискатели уже не требуют, чтобы им оплачивали ГСМ, фитнес, отдых и каждые три месяца повышали зарплату. Сейчас рынок стал рынком работодателя», — заметила г-жа Александрина.
Выступление коллеги дополнила тАТЬЯНА ЕФИМОВА, региональный менеджер Центра аналитических исследований «Анкор»: «В феврале 2009 года мы провели исследование на тему «Практика управления персоналом в период кризиса», в котором приняли участие 47 ростовских компаний из различных секторов бизнеса. 43% опрошенных компаний планируют изменить зарплаты в 2009 году, из них 23% их увеличат, а 21% — уменьшат».
Эксперты отметили, что нагрузка на людей, которых не уволили, увеличилась. «На одного сотрудника вешают множество разнообразных задач, ранее не входивших в его обязанности; он выполняет в два, а то и в три раза больше работы за те же деньги, опасаясь увольнения», — сказала Марина Александрина. По ее словам, компании к тому же экономят на обучении персонала, вводя системы коучинга, своеобразного наставничества. С этим согласился ВЛАДИМИР ПОНОМАРЕВ, директор Ростовского филиала ЗАО «Райффайзенбанк»: Да, мы сейчас не сокращаем персонал, а переучиваем его, развивая коучинг. Мы переводим и переобучаем персонал одного направления для работы в другом направлении. Для этого у нас есть собственный учебный центр на базе Кубанского филиала, Регионального центра «Южный». Мы перевооружаем одного бойца в другого, при этом не увеличивая штат».
ЯНА ЯРОВАЯ, генеральный директор HR-агентства «Астер», отметила, что сейчас для рекрутинговых агентств значительно усложнился процесс подбора топ-менеджеров. «Классных специалистов по-прежнему мало. Хэдхантинг стал гораздо сложнее. Если раньше специалиста «под заказ» можно было переманить из одной компании в другую, обозначив для него ряд перспектив — интересную работу, расширенный спектр полномочий, обширный соцпакет, то сейчас очень сложно «выдернуть» специалистов с насиженных мест. Вопрос, который возникает у кандидатов сразу — насколько стабильна компания? Не попаду ли я под сокращение на новом месте? Не получится ли, что через два месяца я окажусь на улице?» — сказала г-жа Яровая. ВЛАДИМИР ЛИМАРЕВ, директор ресторана «Галерея» (клуб калифорния САН») согласился с экспертом и добавил, что даже сейчас, когда на рынке огромное количество специалистов, оставшихся без работы, найти профессионала крайне сложно: с октября 2008 года их больше не стало.
Последний вопрос, который обсуждался на Дискуссионном клубе, был посвящен рекламе. Эксперты пытались выяснить, как следует компании грамотно сокращать расходы на рекламу и маркетинг, чтобы не потерять завоеванную долю на рынке и при этом привлекать новых клиентов. СВЕТЛАНА КОЖИНА, исполнительный директор РА «Вепоз»: «Нас кризис коснулся уже в январе. Хотя ни для кого не секрет, что в начале каждого года рекламная активность многих крупных компаний снижается за счет формирования новых рекламных бюджетов. Мы снизили расценки на наши услуги на 15—20%. Но это связано прежде всего с тем, что конкуренты демпингуют».
По словам экспертов, ситуация на рынке рекламы не настолько критична, как многие предполагают: ростовские компании продолжают рекламироваться, и некоторые из них сейчас даже увеличивают бюджеты на рекламу и маркетинг. Андрей Иванов: «Сейчас не стоит сокращать затраты на рекламу — наоборот, будешь на сером фоне выглядеть успешным и стабильным». Мы бы не сократили рекламные бюджеты, но нас к этому вынуждает несколько обстоятельств. Во-первых, администрация Ростова запретила рекламу на горизонтальных растяжках, где мы ранее активно размещались. Во-вторых, часть нашего рекламного бюджета формировалась за счет иностранных вендоров. На данном этапе все они отказались от подобного рода сотрудничества. Но мы собираемся в этом году активно продвигать свои услуги и будем увеличивать собственный рекламный бюджет». АЛЕКСЕЙ ШВЕЦОВ, генеральный директор клининговой компании «Альбатрос» добавил, что объем рекламы можно снижать только в том случае, когда такая мера не принесет вреда компании. «Да, мы сократили затраты на рекламу. Но только на имиджевые рекламные акции. Наш рекламный бюджет сейчас на уровне 2003-2004 гг. Я считаю, что экономить на данном этапе лучше на внутренних издержках», — отметил г-н Швецов.