Город счастливых людей
На протяжении почти всей своей истории Ростов-на-Дону был главным городом юга России, стратегически важным сначала оборонительным, затем транспортным, а позже агропромышленным, научным и культурным
На протяжении почти всей своей истории Ростов-на-Дону был главным городом юга России, стратегически важным сначала оборонительным, затем транспортным, а позже агропромышленным, научным и культурным центром. В ХХI веке остальные южные города перестали мириться с положением догоняющих и серьезно активизировались в борьбе за инвестиции, трудовые ресурсы, научный потенциал. Несмотря на сохраняемый формальный статус столицы Южного Федерального Округа, Ростов за последние годы растерял огромную фору в развитии перед своими конкурентами. И сегодня для сохранения своих позиций город должен решить вопрос о пути его дальнейшего развития, стоящий как никогда остро.
Мероприятие прошло в формате панельной дискуссии, состоящей из трех тематических блоков, в каждом из которых участвовала отдельная группа спикеров, обладающих компетентным мнением в конкретной сфере.
Первый блок под названием «В каком городе мы хотим жить» собрал исключительно представителей бизнес-сообщества как наиболее активной части городского населения. Одной из центральных тем блока стала тема застройки Ростова. Участники дискуссии выявили массу проблем в данной отрасли, которые нуждаются в разрешении в ближайшее время.
Вектор беседы задал Геннадий Наумов, учредитель строительного концерна «Единство», поднявший вопросы сноса ветхого жилья, архитектурного облика города, законодательства в сфере градостроения и землепользования. По его словам, во всем мире вопросы расселения, подготовки коммуникаций, оценки и сноса жилья на вновь застраиваемых территориях решает власть. В связи с тем, что у нас такой практики нет, невозможно избавиться от трущоб в центре города, которые портят архитектурный вид и мешают возводить качественные жилые комплексы.
Неконтролируемая застройка многоквартирными домами участков для индивидуальной жилой застройки, по мнению Геннадия Наумова, также является актуальной темой. Он пояснил, что такие дома вводятся в эксплуатацию «хитрыми путями», с нарушением норм по коммуникациям, к тому же без возможности подъехать к ним для «скорой помощи» или пожарных служб. Мнение г-на Наумова поддержали коллеги-застройщики, отметив, что обеспечение города качественным жильем в необходимом объеме возможно лишь при соблюдении декларируемых законов в сфере градостроительства.
Тему жилищного строительства развил в своем выступлении Андрей Шумеев, генеральный директор ЗАО «ЮИТ-Дон», экс-главный архитектор Ростова-на-Дону. Он поднял проблему строительства коттеджных поселков, которое должно стать важным направлением в развитии города. По мнению г-на Шумеева, коттеджи пока не являются трендом на рынке жилой недвижимости по ряду причин. Во-первых, это связано с отсутствием необходимой инфраструктуры в строящихся поселках, из-за чего дома не могут рассматриваться как место для постоянного проживания. Инвесторам неинтересно развивать социальные объекты в поселках, так как их строительство серьезно повлияет на себестоимость жилья.
Второй проблемой Андрей Шумеев назвал дороговизну земли в Ростове, из-за чего застройщики вынуждены возводить поселки на отдаленных территориях, где с нуля необходимо строить дороги, подводить коммуникации. В это же время под Ростовом есть масса участков с развитой инфраструктурой, но, к сожалению, развитие коттеджного строительства на них не запланировано администрацией.
Развивая тему строительства, гости мероприятия поинтересовались у представителей строительного бизнеса, с чем связано малое количество парковок, вводимых в эксплуатацию в городе. Эта городская проблема стоит сегодня крайне остро, так как ее следствием является бич современного Ростова— дорожные заторы. Застройщики пояснили, что на сегодняшний день строительство жилого дома с многоуровневым паркингом практически невозможно окупить, в связи с чем проблему дефицита парковочных мест можно будет решать только с увеличением благосостояния горожан.
Сергей Сапотницкий при этом поделился опытом своей компании, в эксплуатации у которой была многоуровневая парковка в центре города на Привокзальной площади. Она просто не пользовалась популярностью из-за того, что автомобилистам проще оставить машину прямо на проезжей части, чем платить за паркинг— ведь за несоблюдение правил в Ростове никого особо не наказывают. По мнению бизнесменов, с пробками же можно бороться не только с помощью строительства паркингов. Геннадий Наумов привел в пример соседнюю Украину — местные власти разрешили автовладельцам парковаться на тротуаре, и это серьезно разгрузило дороги.
Добавленная стоимость должна оставаться в Ростове
Депутат Госдумы Иван Саввиди продвигает идею о том, что Ростову пора перестать разбегаться в разные стороны, пытаясь быть одновременно промышленным, логистическим, научным центром. По его мнению, необходимо сконцентрироваться на аграрной сфере. Модератор блока Владимир Колодкин предложил участникам дискуссии порассуждать о магистральном направлении в дальнейшем развитии города.
Директор по развитию ЗАО «Патриот» Игорь Далаксакуашвили выразил мнение, что диверсификацию усилий и ресурсов в разные сферы нельзя считать негативным явлением, она является обоснованным путем развития города и региона. «Хватит читать мантру о том, что Ростов это только транспортно-логистичкий центр! Потенциал города гораздо шире— наука, финансы, промышленность, особенно если рассматривать городскую агломерацию»— заявил он. С мнением коллеги согласился Андрей Шумеев. Но, несмотря на развитие разных направлений, локомотивом науки, образования, культуры, спорта должна быть, прежде всего, экономика, считает он.
Если говорить об отраслевых признаках Ростова, то участники форума согласились с тем, что приоритетная сфера города и региона— это АПК: все крупнейшие донские бизнесмены так или иначе связаны с сельским хозяйством, что говорит о потенциале этой отрасли. Александр Перельман, генеральный директор компании «Плюс К» считает, что успешное развитие АПК совместно с транспортной инфраструктурой неизбежно потянет за собой пищевое производство, химическую промышленность. Но при этом не меньшим потенциалом обладает Краснодарский край. В борьбе между соседними регионами победит тот, чей бизнес будет быстрее и активнее использовать сырьевую базу, причем не только своего региона. Один из крупнейших зернотрейдеров страны, ростовская компания Valars Group, имеет немалое количество активов на Кубани.
По мнению г-на Перельмана, бизнесу должен помочь протекционизм донской администрации, благодаря чему местная продукция сможет на равных конкурировать с продукцией соседних регионов. Пока же власть больше занята боданиями с Краснодаром за распределение федеральных денег.
Говоря о конкуренции с другими регионами, Сергей Сапотницкий высказал мнение, что для их опережения Ростову необходимо оставлять внутри себя как можно больше добавленной стоимости. А для этого нужно развивать прямые переработки, обеспечение, выпускать готовые товары для конечного потребителя: «В нашем городе есть крупные и успешные предприятия, но их дальнейшее развитие тормозит инфраструктурная проблема. На сегодняшний день, открывая новое производство, крайне сложно получить доступ к энергоносителям, к водным и газовым сетям». Г-н Сапотницкий выразил уверенность в том, что поддержка бизнеса, о которой так часто спорят, не нужна абсолютно. Власть должна лишь создавать комфортные условия бизнесу для развития.
Еще одной проблемой, стоящей на пути качественного развития города, является оторванность высшего образования от бизнеса. Между ожиданиями выпускника от будущей работы и ожиданиями работодателя от молодого специалиста— целая пропасть. Отчасти проблемы качества образования связаны с ситуацией, когда вуз, воспитав качественного специалиста для предприятия, в итоге не получает за это никакой компенсации. Сергей Сапотницкий считает, что власти региона могли бы выступить модератором в решении этого вопроса, сведя воедино интересы образования и бизнеса.
Если будут деньги, метро появится через 3-4 года
Обсуждая сегодняшние проблемы Ростова и пути их решения в будущем, бизнесмены то и дело выражали недовольство позицией власти по многим спорным вопросам. В следующем блоке представители администрации получили возможность ответить на критику в свой адрес, а также рассказать о программах по развитию города, которыми занимается сегодня власть.
Начальник Управления стратегического развития Минэкономразвития области Анна Блатова заявила, что без общественных слушаний стратегию развития города сформулировать невозможно. Более обстоятельно с бизнес-сообществом пообщался представитель городской администрации— главный архитектор города Павел Воронцов. По его мнению, уникальное географическое положение Ростова вкупе с качественным развитием промышленности и логистической инфраструктуры могут обеспечить городу уже в ближайшее время выход на международный уровень. Но развиваться в границах Ростова больше не представляется возможным, потому что исчерпаны все резервные территории для развития промышленных зон.
Поэтому администрация планирует вплотную заняться вопросами развития городской агломерации, хотя такого понятия в законодательстве не существует. Сегодня это называется межмуниципальным сотрудничеством, но само сотрудничество получается далеко не всегда, так как многие главы муниципалитетов боятся потерять часть городского бюджета. Г-н Воронцов также рассказал о разработке схемы территориального планирования центральной части Ростова, ведущее место в которой занимает вопрос воссоздания и реконструкции уже имеющихся построек.
Новыми точками городского роста также должен стать ряд проектов, включая Театральный спуск к Дону, Ростов-Сити, расположенный в районе улиц Текучева и Нансена, и др. Важным направлением в развитии города станет его раскрытие к реке.
Говоря о проблеме высотной застройки в центре города, уродующей исторически сложившийся архитектурный ансамбль, Павел Воронцов отметил, что на этот счет есть определенные пункты в правилах застройки и землепользования, но не всегда они соблюдаются. Один из застройщиков, например, построил дом, по суду повысив его этажность, и такой пример заразителен. Сегодня при строительстве новых объектов по закону не нужно согласовывать фасад с администрацией, поэтому облик города часто отдан на откуп застройщикам. «Необходимо восстанавливать институт общественного градостроительного совета, чтобы у каждого неравнодушного была возможность влиять на облик города, в котором он живет»,— предложил главный архитектор.
Отвечая на вопрос о многострадальном проекте ростовского метрополитена, он пояснил, что на сегодняшний день московский научно-исследовательский институт выполнил работы по обоснованию инвестиций в строительство первой очереди, которая свяжет ЗЖМ с Нахичеванью. Запланировано место под электродепо. Г-н Воронцов заверил, что при наличии должного финансирования первую ветку можно будет построить за 3-4 года. Вторую ветку планируется строить по направлению юг-север от Батайска до, в перспективе, станицы Грушевской, где будет построен «Южный Хаб». Далее новые направления будут строиться по радиальной схеме, как, например, в Москве.
Рассказал главный архитектор и о планах по строительству новых мостов. Он отметил, что в условиях отсутствия новых мостов и состояния существующих, администрация умышленно сейчас не развивает левобережье, чтобы не напрягать существующие переходы. Со временем планируется возвести мостовой переход через зеленый остров, а в более отдаленной перспективе — строительство дорогостоящего пойменного моста ниже западного обхода.
Подводя итог второму блоку дискуссии, бизнесмены все же пришли к выводу, что не инвестпроекты являются главной движущей силой развития города, а его жители, которых необходимо объединить общей идеей. Андрей Демишин, генеральный директор конгресс-отеля Don-Plaza, привел пример города-побратима Ростова, шотландского Глазго. В истории города был период, когда он начинал становиться депрессивным регионом, целые отрасли производства стали приходить в упадок, а возрождению способствовала идея, консолидировавшая вокруг себя всех горожан. Этой идеей стал «улыбающийся Глазго». Люди поверили в будущее, а вслед за этим пришли инвестиции, рабочие места и все сопутствующие блага, Глазго стал культурным и конгрессным центром Европы. Есть пример Барселоны, которая знаменита на весь мир своими памятниками и культурным наследием. В позапрошлом году власти города выделили 350 млн евро на создание имиджа деловой столицы, на строительство муниципального конгрессного центра.
«У нас же тоже делается немало— открывают медицинские центры, другие важные объекты, но об этом никто не знает. Проблема не в работе пресс-служб администрации, а в том, что наше общество представляет собой слоеный пирог, где каждый слой сам по себе— чиновники, бизнесмены, обычные горожане»,— отметил г-н Демишин. Нужно перестать жить по своим квартирам и сообща вырабатывать инициативы, которые власть не проигнорирует, а учтет при формировании стратегий развития региона и города.
Каждый должен заниматься своим делом
В заключительном блоке были презентованы проекты, которые уже сегодня реализует бизнес, приближая Ростов к будущему. Андрей Демишин представил собравшимся уже реализующийся конгресс-центр Hyatt, а также проект строительства водноспортивного комплекса в СЖМ города.
Татьяна Нечепаева, генеральный директор компании «Рейна-тур НТВ», рассказала о том, как собирается развивать туристическую инфраструктуру города. Аналогичное назначение имеет проект всесезонного развлекательного комплекса «Всплеск», который уже сегодня включен в федеральную целевую программу развития въездного туризма в России.
Игорь Далаксакуашвили, реализующий на данный момент крупнейший в городе жилой строительный комплекс в западной части Ростова, поведал собравшимся, что собирается развивать комплексную жилищную застройку в восточном направлении, севернее Ростовского Моря. На территории, имеющей потенциал в 1,5 млн кв.м жилья, его строительная компания собирается возвести 360 тыс. кв.м многоэтажных жилых строений.
Руководитель представительства ООО «Сименс» в ЮФО и СКФО Анна Русалева предложила комплексное решение транспортных проблем города на основе современных технологий и опыта других стран. Александр Солдатов, ученый-физик, работающий в ЮФУ, рассказал о лаборатории нанодизайна при университете, студенты которой уже сегодня выигрывают международные научные гранты и конкурсы.
Алексей Черноокий, организатор Южно-российской биеннале современного искусства выразил уверенность, что Ростов может и должен быть неформальным лидером в области культуры на юге России. На базе организованного им мероприятия планируется развить центр современного искусства, который должен создать творческую индустрию в городе, а также повысить уровень креативного человеческого ресурса. По большей части именно этим людям предстоит менять окружающее нас пространство.
Подводя итог мероприятия, модератор Сергей Смирнов*, руководитель ростовского регионального отделения Клуба политического действия «4 ноября», сформировал из цитат участников дискуссии краткую тезисную характеристику города, в котором им хотелось бы жить. Это должен быть красивый, богатый, социальный, умный, а главное— счастливый город. Чтобы стать таковым, Ростову сегодня необходимо заразить единой идеей все социальные слои и группы, каждая из которых должна в рамках своих возможностей и компетенции работать на общую цель. Бизнес должен развивать промышленный и природно-географический потенциал региона, администрация обязана создать бизнесу комфортные условия для развития, а также активнее участвовать в реализации социальных проектов, гражданское общество же должно быть контролером всех этих процессов, чтобы они шли исключительно на пользу городу и всем его жителям.
Топ-7 проектов, приближающих будущее Ростова
Несмотря на статус южной столицы, Ростов имеет массу незаполненных ниш для развития бизнеса. Осваивая их, местные предприниматели не гонятся за «быстрыми» деньгами, а пытаются по максимуму задействовать в своих проектах социальную составляющую.
II Южно-российская биеннале современного искусства, центр современного искусства
Инициаторы: Алексей Черноокий, Александр Лишневский.
Точка роста: Культура
Идея: После успеха первой южно-российской биеннале современного искусства, состоявшейся в 2010 г., ее организаторы решили сделать мероприятие регулярным. 300 художников выставили свои работы на шести площадках, вызвав неподдельный интерес у городского сообщества. Мероприятие вошло в шорт-лист всероссийского конкурса в области современного визуального искусства в номинации региональный проект. По словам Алексея Черноокого, мероприятие такого масштаба может вывести Ростов на позиции неформального лидера в области культуры на юге России. Биеннале сформировала творческую площадку, которая должна превратиться в центр современного искусства. В нем будет развиваться творческая индустрия, объединяющая креативные компании города. Эти компании смогут давать новые рабочие места, платить налоги и т.д. Центр будет формировать творческий человеческий ресурс, которому предстоит качественно менять окружающее нас пространство.
Всесезонный развлекательный комплекс «Всплеск»
Инициатор: ФПС «Петроэнергокомплекс»
Точка роста: туризм, развлечения, ритейл
Идея: Главными объектами комплекса станут крыто-открытый всесезонный аквапарк и крытый горнолыжный спуск. Эти два объекта будут связаны торговым комплексом, гостиницей и парковкой. Здесь также будут размещены рестораны, клубы, фитнес, боулинг, мультиплекс, детский интерактивный ролевой парк. Будет расположен на трассе М4 Дон, приблизительно в середине пути из Москвы до Сочи. Благодаря уникальности инфраструктуртуры и положения, «Всплеск» включен в федеральную целевую программу развития внутреннего въездного туризма в России на 2011-2016 гг. Строительство будет осуществляться на условиях частно-государственного партнерства с привлечением средств из бюджетов всех уровней. На строительство транспортной и энергетической инфраструктуры «Всплеска» правительством выделено 1,6 млрд руб. Общие инвестиции в проект составят 236 млн евро. По словам гендиректора «Петроэнергокомплекса» Петра Зайцева, планируемая посещаемость объекта должна составить около 1 млн человек в год.
Международный конгрессный центр Hyatt Regency Don-Plaza Rostov
Инициатор: Конгресс-отель Don-Plaza
Точка роста: туризм
Идея: Ввиду отсутствия пятизвездочных отелей в Ростове, несколько лет назад ростовский гостиничный оператор Don-Plaza начал прорабатывать варианты выхода в нетронутый сегмент. Появление на одной площадке конгрессного центра и гостиницы 5* позволит Ростову быть полноценным участником ассоциации конгрессных городов Европы, проводить мероприятия на высшем уровне, в том числе и государственном. Общий бюджет проекта превышает $130 млн. В центре, помимо конгрессной части и гостиницы, будет вся инфраструктура для отдыха — фитнес и спа, банкетный зал, трехэтажная парковка, 2 этажа апартаментов для долгосрочного проживания и торговая галерея. По словам Андрея Демишина, генерального директора конгресс-отеля Don-Plaza, с учетом персонала сторонних компаний, занятого в обслуживании гостей центра, проект позволит задействовать около 10 тыс. человек.
Бюджетная гостиница 2* на 150 номеров
Инициатор: Туристическая компания «Рейна-тур НТВ»
Точка роста: туризм
Идея: Строительство бюджетной гостиницы запланировано на лето. Так же, как и проект гостиницы Hyatt, отель станет первым в своей категории в Ростове. На сегодняшний день в Ростове действует одна гостиница уровня 4* — Don-Plaza, четыре гостиницы уровня 3* — (Вертол-Отель, Европа, Ростов и Amaks), 5-звездочный и 2-звездочный сегменты пока пустуют. При наличии в номере всего самого необходимого, его стоимость в сутки будет составлять около 1.5 тыс. руб. Срок окупаемости составит около 7-8 лет, деньги будут взяты в кредит. По мнению Татьяны Нечепаевой, генерального директора компании «Рейна-тур НТВ», гостиница может быть интересна иностранным туристам, в последнее время проявляющим к донскому региону повышенный интерес. «Средняя цена номера гостиницы в городе — 3 тыс. руб. в сутки. Если прибавить сюда расходы на дорогу, экскурсионные программы, то стоимость путешествия в Ростов для иностранца будет необоснованно высокой», — говорит г-жа Нечепаева.
Водно-спортивный комплекс
Инициатор: Конгресс-отель Don-Plaza
Точка роста: спорт, туризм
Идея: Проект предполагает строительство большого (размер чаши 52х25 м) и малого (25х33 м) бассейнов. Формат большого бассейна позволит Ростову претендовать на проведение соревнований любого масштаба, вплоть до чемпионата мира по плаванию. Также в составе комплекса планируется строительство небольшой спортивной гостиницы, поскольку этот проект включен в состав шести объектов для подготовки российских олимпийцев. Бассейн в Ростове предполагается как базовый на юге России для подготовки спортсменов в водных видах спорта. Как заметил Андрей Демишин, «помимо задачи массового оздоровления, спорт несет в себе представительскую функцию для государства, это вопрос престижа. А плаванье является тем видом спорта, где разыгрывается больше всего комплектов медалей на Олимпийских играх». В составе комплекса будет зал для методических занятий на 150 человек, большой медицинский центр с реабилитационным блоком и парковка. Г-н Демишин считает, что «объекты спортивной инфраструктуры являются не очень удачными с точки зрения прямой экономической эффективности, но бизнес должен оперировать не только такими категориями, как прибыль и сроки окупаемости, но в том числе и реализовывать социальный эффект».
Жилая застройка территорий севернее Ростовского моря
Инициатор: ЗАО «Патриот»
Точка роста: строительство
Идея: «Патриот» был первым застройщиком в Ростове, занявшимся комплексным освоением больших территорий. Успешная реализация первой очереди жилого комплекса «Западные Ворота» в микрорайоне Ливенцовский, где за три года возведено 130 кв.м многоквартирного жилья и продано 2 тыс. квартир, подтолкнула компанию к поиску новых горизонтов для развития. Осваивать территории бывшего совхоза «Декоративные культуры» предстоит в два этапа. Строительство первой очереди должно стартовать уже в этом году, в рамках нее будет введено в эксплуатацию 60 тыс. кв. м жилья. В целом проект подразумевает строительство 360 тыс. кв. м жилья с применением новейших технологий — панелей с имитацией натуральных материалов собственного производства компании. По словам директора по развитию ЗАО «Патриот», такие масштабные проекты открывают новые направления в развитии города — западное и восточное.
Комплексное решение транспортных проблем Ростова
Инициатор: «Сименс»
Точка роста: транспорт
Идея: На основе комплексного изучения опыта развитых стран в борьбе с транспортными проблемами «Сименс» разработала программу, адаптированную для ростовских реалий. Главные транспортные проблемы города, по мнению ее разработчиков -— ограниченные ресурсы, неэффективное планирование, неразвитая инфраструктура, отсутствие транспортной сети, низкое качество объектов инфраструктуры. Решать эти проблемы «Сименс» предлагает, опираясь на достижения современных технологий, путем введения систем управления парковками, дорожным движением, транспортными сборами, а также за счет развития легкорельсового низкопольного транспорта и повышения качества транспортного менеджмента. По мнению Анны Русалевой, директора представительства «Сименс» в ЮФО и СКФО, «транспорт — это фактор, определяющий конкурентоспособность города, поэтому без развития этой отрасли невозможно говорить о светлом будущем для Ростова».
* - выполняет функции иностранного агента