Это интервью— первое в своем роде за всю историю «ДК». Мы организовали встречу за одним столом трех разных персон, которых объединяет успешный опыт работы по привлечению инвестиций и продвижению
Это интервью— первое в своем роде за всю историю «ДК». Мы организовали встречу за одним столом трех разных персон, которых объединяет успешный опыт работы по привлечению инвестиций и продвижению регионального бизнеса на глобальном рынке. ВАДИМ ВИКУЛОВ возглавляет Агентство инвестиционного развития Ростовской области, которое в 2007 г. было признано лучшим в России. Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» ВАСИЛИЙ ВЫСОКОВ известен не только тем, что создал один из самых успешных региональных банков в стране, но и умением привлекать финансирование под локальные проекты от ведущих западных финансовых институтов. Своеобразным арбитром в дискуссии двух донских бизнесменов выступил бывший глава Бундесбанка Германии ЭРНСТ ВЕЛЬТЕКЕ, ныне— независимый директор «Центр-инвеста». Темой перекрестного интервью между этими собеседниками (без участия журналиста) стала проблема инвестиционного спада в России и поиск механизмов привлечения инвесторов в сложившихся условиях.
Василий Высоков: Перед тем, как сесть за стол, я уже вкратце рассказал вам о своей переписке с администрацией области: в письме я призвал активизировать эту деятельность, используя наши предпринимательские объединения и усилия властей. Именно в инвестиционной сфере, потому что в социальной— и тут надо отдать должное властям региона— у нас, как говорится, Quite Flows the Don (англ., досл. «тихо течет Дон», английская версия названия романа М. Шолохова «Тихий Дон»— прим. ред.). В этой связи хотелось бы у вас, Вадим Иванович, уточнить— в общем потоке инвестиционной деятельности донских властей какая роль отводится Агентству инвестиционного развития?
Вадим Викулов: Агентство, разумеется, не единственный инструмент для привлечения и стимулирования инвестиций в Ростовскую область. Другое дело, мы всегда считали, что АИР— своего рода фронт-офис в той слаженной системе, которая сегодня сформировалась в отношениях между администрацией во главе с Губернатором и потенциальными инвесторами. Хочу напомнить, что создание Агентства было частью мер, которые администрация области предприняла для повышения привлекательности региона. Все начиналось с инвестиционного законодательства, которому в сентябре исполняется пять лет. Агентству посвящена отдельная глава. Мы были одним из первых подобных агентств, которые создавались тогда в России, сейчас их уже более 50, но ростовское считается одним из самых успешных. Наши задачи четко регламентированы— основным показателем работы АИР выступает объем стартовавших инвестиций с участием агентства. Пятый год нашей работы еще не закончился, но мы рассчитываем, по его истечении эта цифра превысит три с половиной миллиарда долларов.
Василий Высоков: А что принимается за старт инвестиций: подписание документа— протокола о намерениях?
Вадим Викулов: Нет, этого недостаточно. Нам нужны, так скажем, доказательства того, что эти инвестиции реально происходят. Помимо инвестиционного соглашения с донской администрацией, которое традиционно является основополагающим документом, инвестор должен начать тратить деньги— приобрести землю, зачастую вместе с участком оплатить коммуникации, начать проектные работы, а может, даже строительные.
Василий Высоков: С точки зрения банкира таким показателем выступает стоимость чистых активов— не просто затраты, а чистые активы, которые отражаются на балансе налогоплательщика, находящегося в регионе. Я думаю, что это более экономически обоснованный критерий оценки инвестиционной деятельности.
Вадим Викулов: В данном случае нужно понимать, что многие инвесторы работают над проработкой своих проектов в течение нескольких лет. Критериев выбора инвестплощадки очень много— необходимо собрать всю модель, сделать наценку по сравнению с другими регионами, ведь не все проекты привязаны к природным ресурсам, иногда они завязаны на других показателях— таких, как стоимость коммуникаций, локализация, наличие квалифицированной рабочей силы и т. д. Поэтому, безусловно, инвесторы делают свои бюджетные предпроектные проработки, они могут делать это в нескольких регионах, после чего сравнивать полученные модели— насколько один регион привлекательнее другого.
Эрнст Вельтеке: Как я понимаю, ваше агентство само не инвестирует, а занимается только привлечением ресурсов?
Вадим Викулов: Да, на то оно и агентство, чтобы предоставлять услугу.
Эрнст Вельтеке: Во многом похоже на банк: он не выдаст кредит, если нет инвестора.
Василий Высоков: Спасибо, г-н Вельтеке, за это сравнение. Но разница между агентством и банком в том, что вы, Вадим Иванович, продвигаете регион, помогаете инвестору локализоваться, выбираете какие-то риски, а у нас все более конкретно— мы должны финансировать. Вот, по прошлому году мы привлекли 100 миллионов долларов пятилетних денег, и до конца этого, думаю, привлечем ту же сумму.
Вадим Викулов: Вы знаете, нельзя сказать, что мы совсем не инвестируем. На самом деле, мы инвестируем в наш коллектив, потому что он набирается опыта, становится более профессиональным. С другой стороны, мы инвестируем в будущие проекты, в работу, связанную с их привлечением и реализацией. Ведь проработка проектов может занимать 2-3 года, поэтому, к примеру, сегодня, в 2009 году, мы уже делаем задел на 2011-2012 годы.
Василий Высоков: Это очень важная позиция, потому что даже финансовые институты должны инвестировать в свои собственные технологии. Я считаю, что в посткризисной экономике останутся только те предприятия, которые будут способны снизить свои издержки и повысить эффективность на 30%. Это должна быть новая точка равновесия между новым спросом и новым предложением. Но чтобы из старой точки добраться до новой, нужно сделать затраты, как социальные, так и технологические— нужно быть более эффективными. Мы тоже сделали вложения— в систему корпоративного поведения, внутренний контроль, в управление рисками. Это сверх того, что мы и сейчас помогаем привлекать инвестиции для реализации конкретных проектов по трем направлениям— малый бизнес, энергоэффективность и аграрный бизнес. Те, кто успел сделать эти инвестиции, комфортно чувствуют себя даже в этих кризисных условиях.
В России пока риски при старте нового бизнеса выше, чем шансы на его успех
По мнению Вадима Викулова, высокие процентные ставки по кредитам в сегодняшней России— один из серьезных сдерживающих факторов в инвестиционном развитии. С одной стороны, они препятствуют росту потребительской активности, которая является серьезным фактором при оценке привлекательности региона потенциальными инвесторами. С другой— «отбивают» желание у местных предпринимателей развивать свой бизнес. Г-н Высоков же полагает, что проблема не в высоких ставках, а в низкой эффективности тех проектов, под которые российский бизнес пытается привлечь деньги.
Вадим Викулов: Но любые инвестиции, даже если говорить об энергоэффективности, безусловно, связаны с затратами. Сегодня ликвидность на банковском рынке все еще недостаточная, и проценты по кредитам довольно высокие. Насколько, по вашему мнению, в будущем бизнес будет готов инвестировать при сохранении таких высоких процентных ставок? И вообще, как в таких условиях стимулировать инвестиционную активность— нужно ли двигать вниз процентные ставки?
Василий Высоков: Я считаю, что процентные ставки отражают риски, которые несет наша экономика: несовершенство законодательства, контролирующих органов, слабо развитую инфраструктуру. Что касается величины процентных ставок, то здесь надо понимать, что даже высокие проценты не аргумент для отказа от инвестиций. По-моему, проблема инвестиционного спада в России не в высоких процентных ставках, а в том, что у предлагаемых проектов зачастую низкая эффективность. Еще одна проблема в том, что в России нет «длинных денег». Все «длинные деньги», которые привлекает наш банк— из-за рубежа. Пятилетние деньги. И поскольку все мы здесь бегаем на короткие дистанции, инвестиции стали столь непопулярными— российский бизнес привык, чтобы инвестиции отбивались за год-два. Таких проектов становится все меньше и меньше. И надо думать, что изменять. Здесь я бы хотел дать слово господину Вельтеке, который много занимался привлечением инвестиций в Восточную Германию. Она испытывала схожие проблемы в свое время— почти советская инфраструктура, ну, получше, конечно, но, тем не менее, устаревшие технологии Как может быть этот опыт полезен для нас?
Эрнст Вельтеке: Не думаю, что можно сравнивать ситуацию в Восточной Германии с Россией. Население Восточной Германии— около 16 миллионов человек, и экономика была практически на нуле. Но западногерманские предприятия были способны и готовы поддержать восточных коллег без расширения производства. Поэтому правительству необходимо было привлечь немало средств для совершенствования инфраструктуры, для финансирования мер по снижению налогов для большого количества частных инвесторов, вкладывающихся в Восточную Германию. Многие представители среднего класса в ФРГ— банкиры, юристы, дантисты и т. д.— инвестировали в такие предприятия, чтобы избежать уплаты некоторых налогов. Основная идея заключается в том, что нужен инвестор с успешным бизнес-планом и нужно создавать климат. Важно формировать предпринимательскую культуру, рассказывать молодым студентам, специалистам, инженерам о том, что хорошо быть предпринимателем, а не работать на службе, например, в банке (улыбнулся и посмотрел на Высокова). Во-вторых, необходимо снижать барьеры, мешающие созданию новых бизнесов. Ну, и процентная ставка от российских банков была свыше 20%— это весомый аргумент против инвестиций. Получается, что риски при старте нового бизнеса сегодня в России оказываются выше, чем шансы на его успех.
Вадим Викулов: Вы перечислили множество факторов, которые стимулируют инвестиции. Но я бы выделил еще один— уровень развития потребительского сектора. И здесь важны два момента— уровень безработицы, на которую мы, конечно, можем влиять, привлекая инвестиции, но все же не в должной степени, потому что все-таки это задача федерального правительства— создавать новые рабочие места в общественном секторе. Второй момент— доступность кредитов для потребителей. Надо заметить, что многие правительства развитых стран мира фокусируются именно на том, чтобы стимулировать потребление. Это дешевая ипотека, снижение процентных ставок. Мне кажется, что высокие процентные ставки в России отражают не только риски, связанные с инвестициями в страну или администрированием кредитов, они связаны со стоимостью базисной ставки— стоимостью ресурсов для банков в том числе. Сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ— 10,75%. Она примерно отражает стоимость ресурсов в России, хотя и не влияет на эту стоимость. Давайте представим ситуацию, при которой ресурс в России стоил бы полпроцента годовых, как сегодня LIBOR. Плюс резервирование, которое сегодня составляет примерно 10% от суммы кредита, плюс спред, который берет банк за обслуживание долга, администрирование и риски, связанные с клиентом. Пусть это будет еще 4%. Вот мы приходим к почти 5% годовых в рублях. Это доступный ресурс. Это ставка, которая может стимулировать потребление именно с точки зрения конечных потребителей.
Второе— нужно обеспечить доступность дешевых ресурсов и для предприятий. Я не говорю о тех компаниях, которые в условиях кризиса оказались неэффективными. Для всех остальных стоимость ресурсов должна быть в пределах 5-6% годовых в рублях. Есть еще один стимул— например, снижение налога на прибыль или налога на имущество. Они тоже важны. Но только тогда, когда предприятие получает прибыль. Но этого не будет происходить, если ресурс не будет доступен с точки зрения обслуживания инвестиционных кредитов, кредитов для пополнения оборотных средств и если не будет реального спроса населения. Конечно, важно грамотное налоговое администрирование. Учитывая, как долго российский бюджет будет находиться в дефиците, можно предполагать, что налоговое администрирование будет только усиливаться, несмотря на меры федеральных властей по снижению ставки налога на прибыль и дополнительных мер, связанных с малыми предприятиями— например, увеличение предельного оборота предприятий для того, чтобы они могли работать по упрощенной системе налогообложения. В реальности оно становится жестче.
Василий Высоков: Если бы у нас налоговые инспекции и службы отвечали за выполнение плана, то они бы работали на опережение. Надо просто отменить премию за штрафы, которые собирают налоговые. Вообще, суммируя все вышесказанное, получаем, что для успешных инвестиций необходимо, во-первых, чтобы деньги были у населения. Второе— налоговая система должна играть стимулирующую роль не только для решения социальных проблем, но и для инвестиций. Потому что это неправильно, когда от хорошо работающих предпринимателей деньги в виде налогов поступают государству, а оно начинает поддерживать других предпринимателей, которые просто хуже работают, в том числе и за счет субсидирования ставки. И третье— необходимо, чтобы бюрократы занимались не только проверками, но и несли ответственность за инвестиционный процесс. И наконец, немаловажно мультиплицирование бюджетных денег— информация об инвестиционных проектах, финансируемых за счет бюджета, дает новый стимул предпринимателям для развития своего бизнеса. И последнее— любые инвестиции— это инвестиции не в предприятия, не в мощности, а, в конечном счете, в человека.
От ритейла и девелопмента — к здравоохранению и стройматериалам
Вадим Викулов: А как иностранные банки, в том числе, ЕБРР, который имеет довольно большую долю в капитале «Центр-инвеста», помогают вам работать в условиях кризиса?
Василий Высоков: Участие уважаемых акционеров влияет на деятельность банка на многих уровнях— во-первых, это подтверждение качества и профессионализма нашей работы, Далее, это надежное финансирование даже в условиях нестабильности российских и международных рынков. Кроме того, это использование лучшей мировой практики в нашем банковском бизнесе: внутренний контроль, управление рисками и т. д. По-моему, мы единственный банк в России, который на практике использует принципы Базельского подхода для оценки своих рисков. Считается, что все эти моменты— издержки для банка. На самом деле, когда вы переводите свой бизнес на более прозрачные основы, вы выигрываете за счет того, что просматриваете во время этого перехода все свои операционные издержки и выбираете лучшее, что есть в мировой практике. Я помню, после кризиса 98-го года приехал посол Германии, и когда ему сообщили, что в регионе есть банк, который делает отчетность по международным стандартам, все выступление немецких коллег, обращенное к губернатору, звучало так, что вы счастливый губернатор, потому что у вас есть банк, который делает отчетность по МСФО.
Вадим Викулов: Я коснусь темы, которая связана с тем, что мы обсуждали— с моделью посткризисной экономики. Мы тоже видим, что структура нашего инвестиционного портфеля меняется. Если изначально быстро росли такие отрасли, как ритейл, девелопмент, логистика, то сегодня мы видим, что большие перспективы есть в здравоохранении, фармацевтике, в сфере товаров для дома, строительных материалов. Компании продолжают инвестировать в нашу страну, видя перспективы развития нашего внутреннего рынка потребления. Безусловно, может, временные параметры старта инвестпроектов немного корректируются, некоторые более тщательно начинают подходить к исследованию бюджетов, к изучению инвестиционного фона в регионе, стараются спрогнозировать рост потребительской активности. Нужны просто дополнительные стимулы, чтобы этот рост в России состоялся. Тогда начнет увеличиваться и объем инвестиций. Безусловно, будущее инвестиций будет во многом зависеть от работы федеральных властей.
Василий Высоков: К перечисленным вами перспективным направлениям я бы хотел добавить еще одно— наше коммунальное хозяйство. Мы хорошо знаем этот рынок и его потенциал— потребительский спрос ведь должен проявляться еще и в ответственности владельцев жилья в использовании более эффективных технологий, своевременном проведении ремонта, экономии воды, тепла, электроэнергии. И этот сектор вряд ли в ближайшее время привлечет какие-либо крупные компании. Но там, где будет успех, они придут— и Veolia и Dalkia.
Вадим Викулов: Когда «Деловой квартал» приглашал меня на встречу, то в качестве одной из тем предлагалось обсудить ситуацию с Азов-Сити. Хотелось бы услышать мнение собеседников по этому проекту и его перспективам.
Эрнст Вельтеке: Я трижды был в Сочи на экономических форумах, знакомился с проектами, которые предлагалось построить на побережье Черного моря. Так вот, к сожалению, встретил слишком много забавных планов, страдающих гигантоманией— вертолетные аэропорты, громадные отели, какие-то искусственные острова. Смотря на все это, я все время задавался вопросом— а почему бы не начать с малого? С небольших гостиниц, которых побережью не хватает Что же касается Азов-Сити, то я не знаю текущей ситуации по этому проекту, но, по-моему, он из той же серии слишком гигантских замыслов. Может, для начала лучше попытаться построить там несколько небольших казино?..
Вадим Викулов: Вы в целом отразили текущую позицию донских властей по этому вопросу. Если говорить о ростовской части Азов-Сити, то сделано довольно много. Разработан генплан, проведены первые аукционы по продаже земельных участков, практически подведено электричество. Расходы же на создание Азов-Сити грандиозны. Это большой комплексный проект, который требует значительных усилий с точки зрения его структурирования, администрирования, там много вещей, которые находятся в ответственности федерального бюджета. Ростовская область к этому проекту готова, нужны инвесторы. Я согласен с вами, г-н Вельтеке,— пусть начнут с малого. Вот в ноябре, кажется, в краснодарской части Азов-Сити стартует первое небольшое казино. Давайте посмотрим, как оно будет функционировать.
Эрнст Вельтеке
Независимый директор банка «Центр-Инвест»
Родился в 1942 г., г. Корбах (Германия)
Образование: 1959-1962гг.— прошел обучение по профессии «механик сельскохозяйственной техники». 1962–1965гг.— сдал выпускные экзамены в Гессенн-колледже в Висбадене. 1965–1971гг.— изучал экономику в университетах Магдебурга и Франкфурта-на-Майне.
Карьера: 1972–1974гг.— работал в офисе премьер-министра земли Гессен 1974–1995гг.— член парламента земли Гессен. 1984–1991гг.— председатель парламентской группы Социал-демократической партии Парламента земли Гессен. 1991–1994гг.— министр экономики, транспорта и технических наук земли Гессен 1994–1995гг.— министр финансов земли Гессен. 1995–1999гг.— президент Центрального банка земли Гессен и член Совета Центрального Банка Германии (Бундесбанка) 1999–2004гг.— президент Центробанка Германии и член совета управляющих Центробанка Европы.
с 2005 г.— независимый директор банка «Центр-Инвест» Василий Высоков
Председатель Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест» (г. Ростов-на-Дону), доктор экономических наук, профессор
Родился в 1955 г., Ростов-на-Дону
Образование: 1976 г.— РИНХ 1982 г.— Новосибирский Государственный Университет 1976–1991гг.— ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры «Планирование народного хозяйства» РИНХ. В 1995 защитил диссертацию в ЦЭМИ РАН на соискание ученой степени доктора экономических наук.
Карьера: в 1991 г— директор Центра экономического содействия переходу к рынку при администрации Ростовской области; 1997-98гг.— гендиректор Федерального фонда поддержки малого предпринимательства; 1992–02гг.— зампредседателя Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест».
С 2002 г. — председатель Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест». Вадим Викулов
Гендиректор Агентства инвестиционного развития РО, гендиректор ОАО «АСТОН».
Родился: 1963 г., Ленинград.
Образование: 1985 г.— Ленинградское Высшее инженерное морское училище им. С. Макарова.
Карьера: 1985–1991гг.— работал в компании «Совфрахт», обеспечивавшей перевозку грузов внешней торговли СССР; с 1992 по 2001гг.— занимал руководящие должности в советских, российских и зарубежных компаниях, специализирующихся в области фрахтовых и экспортно-импортных операций; в 1994 г.— основал и возглавил компанию «АСТОН» в Гамбурге. с 1997 г.— председатель Правления Агро-Индустриальной корпорации «АСТОН»; 2003 г.— избран депутатом Городской думы Ростова-на-Дону; С 2004 г.— генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области. 2007-2009гг.— президент ООО АСТОН;
С 2009 г.— генеральный директор ОАО АСТОН.