Меню

Владимир Базиян, ОАО "Фирма "Актис": практик и инноватор

Такие бизнесмены, как Владимир Базиян, используют экономический кризис, чтобы построить новый бизнес и придать ускорение действующим проектам.

Владимир Базиян когда-то занимался пошивом одежды, выращивал тыкву и подсолнечник, торговал нефтепродуктами, выпускал водку. Сейчас он производит нефтегазовое оборудование и стеклотару и признается, что больше не собирается экспериментировать.

В начале 80‑х Владимир Базиян занимался сначала пошивом рубашек по патенту, потом — выращиванием тыквы, подсолнечника, воздушной кукурузы. Со временем появился кооператив по переработке подсолнечного масла, предприниматель нашел рынок сбыта в Прибалтике. В 1992 году в Тюмени открылась товарно‑сырьевая биржа, где шла торговля лесом и продовольственными товарами. Г‑н Базиян с партнером Валерием Иващенко купил на ней место и начал продавать в Сибирь продукты питания, которые производил кооператив. На бирже ростовские бизнесмены купили первые 2 тыс. тонн нефти. Потом началась инфляция, размеры которой достигали 1000‑2000%, Владимир Базиян и его партнер совместно с компанией «Гермес» оценили перспективы торговли нефтью в РО и создали первое российское акционерное общество — «Сибирь‑Гермес‑Дон».

«Тогда нефтяники покупали продукты питания за границей за валюту. Мы предложили продукты тоже за валюту, но на 30‑40% дешевле, а они продавали нефте­продукты из Сибири в РО. Мы обеспечивали потребности Ростовской области в бензине. Купили первую частную «вертушку» (вертушка — это железнодорожный состав на 55 цистерн для перевозки нефтепродуктов. — Прим. ред.), заправляли аэропорт, одними из первых в Ростовской области открыли частные АЗС на трассе М4. Параллельно мы создали около 30 дочерних обществ, которые занимались различными направлениями. Одна фирма была официальным дилером General Motors и занималась торговлей автомобилями, другая занималась сельхозпродукцией, третья — бункеровкой флота. В 1992 г. при участии предыдущего губернатора РО Владимира Чуба открыли первый российский торговый дом в Панаме», — рассказывает г‑н Базиян.

Панама являлась свободной экономической зоной, где бывший донской губернатор продвигал регион. Владимира Базияна и Валерия Иващенко привлекли обширные рынки сбыта Южной Америки. Но в 1993 г. наступил очередной кризис, вследствие которого инфляция упала до нулевой отметки, цены прекратили рост, компанию начали съедать кредиты. Отношения между Владимиром Базияном и Валерием Иващенко стали напряженными, в итоге было решено прекратить совместный бизнес.

От рубашек к нефтегазовым печам

В 1995 г. у Владимира Базияна на руках остались акции нескольких компаний, в том числе завода «Новочеркасскнефтемаш», который, по его словам, «лежал уже не на боку, а на спине». Покупка контрольного пакета акций дала старт обновлению предприятия. «Заказов не было. Что делать с заводом, я не знал, ведь раньше занимался в основном торговлей. Для меня это было новым направлением, новой амбициозной задачей, которую интересно было решить. Я не обозначал прибыль как самоцель, деньги появились в процессе».

Досье: Базиян Владимир Кимович

Родился в 1960 г. в Новочеркасске.

Образование:

Шахтинский технологический институт бытового обслуживания (сейчас ЮРГУЭС), 1986 г.

Карьера:

1989 г. — директор фирмы «Оксиленд»
1991 г. — акционер АО «Сибирь-Гермес-Дон»
1995 — н/в — совладелец ООО «Эскорт» (ранее — «Новочеркасскнефтемаш»)
1997 — н/в — генеральный директор «Фирмы «Актис»

В середине девяностых советские методы управления промышленным предприятием уже не годились. Загрузка площадки была на уровне 7%. Г‑н Базиян привел на завод свою команду, своих менеджеров и бухгалтеров, работавших с ним в АО «Сибирь‑Гермес‑Дон».

«Новочеркасскнеф­темаш» имел огромные по тем временам долги — 5 млрд руб. Чтобы начать с чистого листа, было создано ООО «Эскорт», на которое перевелись основные средства, затем были произведены расчеты по долгам старого завода — часть оборудования пришлось продать. Прежнее юрлицо было ликвидировано. Пришлось кардинально реорганизовать финансовую, юридическую и коммерческие службы с учетом современных рыночных условий. Оборудование, которое производил «Новочеркасск­нефтемаш», а впоследствии «Эскорт», покупали все нефтеперерабатывающие заводы.

И сейчас наши печи стоят на всех НПЗ России и стран СНГ — эти рынки сегодня являются для нас приоритетными, хотя раньше мы продавали оборудование даже во Вьетнам и на Кубу. Мои менеджеры ездили к клиентам по всей стране, мониторили сроки замены и ремонта печей на заводах. Мы видели, что кое‑где печи «Новочеркасскнефтемаша» используются за гранью технической возможности: на одном НПЗ они служили уже 20 лет вместо положенных 15. Предложили руководству заменить устаревшие печи на новые и получили отказ, мотивированный отсутствием средств. Но своевременная замена крайне важна, ведь оборудование работает под высокими температурами — до тысячи градусов, и использование старой техники чревато катастрофой. Год мы за ними ходили: «Ребята, у вас две печи, которые нужно менять». В 1999‑м у них на производстве произошел взрыв. Цепь оборудования вышла из строя. После этого они уже сами приехали, чтобы только ускорить замену печей», — рассказывает топ‑менеджер.

Первой масштабной производственной площадкой Владимира Базияна стало ООО «Эскорт». По его словам, сейчас у нефтеперерабатывающей отрасли очень хорошие перспективы, «Эскорт» загружен заказами на весь 2014 год, а объем инвестиций в модернизацию производства за последние 5 лет превысил 600 млн руб.

Сейчас доля «Эскорта» по печам на отечественном рынке нефтегазового оборудования составляет около 60%. В линейке завода не только печи, но и теплообменники, факельные системы. Среди партнеров — как крупные НПЗ, так и небольшие, новые. Конкуренцию составляют иностранные компании, поставляющие высокотехнологичное оборудование, например для гидрокрекинга (процесс, позволяющий получить бензин более высокого качества и в большем объеме, нежели методы предыдущих поколений. — Прим. ред.). Но такие технологии не всегда востребованы, так как оборудование, которое производится за рубежом, не всегда соответствует отечественным техническим регламентам.

Владимир Базиян отмечает, что глубокая переработка, которая позволяет делать из нефти светлые нефтепродукты, в России составляет 76‑78%, а за рубежом — 92‑95%. Работы по строительству и монтажу нефтяных объектов сейчас ведутся на 4 участках. В 2011 г. компания выиграла тендер «Роснефти» на строительство под ключ водородной установки на Туапсинском НПЗ. Общая стоимость проекта составляет около 200 миллионов евро. В качестве субподрядчика в проекте также выступает французская компания Technip.

Несмотря на не самые благоприятные прогнозы экономистов на 2014‑й год, «Эскорт» планирует выручку порядка 5‑6 млрд рублей. В планах — вывести «Эскорт» на круглосуточный режим работы в три смены. В том случае, если численность штатных сотрудников монтажного треста достигнет 5‑10 тыс. человек, появится возможность строить нефтеперерабатывающие площадки «под ключ».

Вырастить один завод из другого

В середине 90‑х Владимир Базиян обратил внимание, что в России совершенно не развит сегмент так называемых «женских водок», с пониженным содержанием спирта и вкусовыми добавками. Так пришла идея наладить производство водки в регионе по итальянской лицензии — закупать у производителя концентрат и тару, разливая и упаковывая конечный продукт в Ростове. Владимир Базиян приобрел у итальянской компании Stock Spirits Group линию, договорился об установке ее на Ростовском ликеро‑водочном заводе и начал производить фруктовую водку.

«Объемы были невелики по теперешним временам — несколько миллионов бутылок в год, — продолжает бизнесмен.  — Но при этом мы довольно успешно заняли свою нишу на рынке — только в Москве наша продукция продавалась в тысячу магазинов. Однако в 1998 г. курс доллара вырос в разы, и мы столкнулись с высокой себестоимостью из‑за заметно возросшей стоимости бутылки. Итальянская компания отказалась пойти нам навстречу и снизить стоимость, так появилась идея производить тару здесь, сэкономить и на себестоимости, и на логистике».

У «Эскорта» в тот момент как раз были незагруженные мощности и территории — проект выполнил Московский проектный институт стекла, продолжает бизнесмен. В это же время пивной рынок переживал бум. И учитывая его перспективы, производство водки решили прекратить, сосредоточившись на более востребованном направлении. Так, в 1999 г. появилось ОАО «Фирма «Актис». В Ростове быстро нашелся партнер — пивоваренная компания ОАО «Балтика‑Дон» (сейчас — ОАО «Балтика‑Ростов»).

Ниша производства пивной бутылки неуклонно росла — вместе с пивным рынком. В 2002 г. было решено строить вторую линию на заводе «Актис»: это позволяло одновременно увеличить производственную мощность и сократить себестоимость. В конце 2003 г. стеклозавод «Актис» вышел на максимальную проектную мощность — 340 млн ед. стеклотары в год.

«В 2005 г. я задумался о наращивании мощностей завода «Актис», к тому располагал рост рынка. Расширение в рамках территории «Эскорта» уже было нецелесообразным с технологической точки зрения. Я купил 10 га земли рядом с «Эскортом» и принял решение строить новый завод «Актис». Оставалось найти кредитора. Договориться с российскими банками не представлялось возможным по ряду объективных причин», — вспоминает Владимир Базиян.

Досье: ОАО «Фирма Актис»

1997‑2000 гг.— строительство предприятия в цеху ООО «Эскорт»

2000 г. — запуск линии мощностью
110 млн ед. стеклотары в год

2003 г. — производство вышло на максимальную мощность — 340 млн ед. стеклотары в год

2005 г. — г‑н Базиян купил 10 га земли
под строительство более мощного производства

2008 г. — начало строительства
новой площадки «Актиса»

2010 г. — запуск 1‑й линии мощностью
360 млн ед. стеклотары в год

2011 г. — запуск 2‑й линии; общая мощность завода «Актис» — 720 млн ед. стеклотары в год

2013 г. — запуск 3‑й линии; общая мощность завода «Актис» — 1,1 млрд ед. стеклотары в год; реконструкция дороги около ООО «Эскорт» и ОАО «Фирма «Актис»

Кредитором стал «Чешский экспорт­ный банк», который открывал кредитные линии стекольным заводам в РФ. Принцип работы экспортных банков во всем мире один: они кредитуют свои предприятия, которые поставляют оборудование в другие страны. Так, первая линия нового завода «Актис» была укомплектована машинами чешской компании «СклоСтрой». Кредит был получен в течение двух месяцев, два года шло строительство.

В 2007 г. в структурах г‑на Базияна произошло пополнение: специально для строительства стеклозавода было создано ООО «ОйлГасСервис» (предприятие выполняет строительно‑монтажные, пусконаладочные работы и инженерное проектирование объектов нефтегазового комплекса), так что строительные работы были осуществлены собственными силами на 95 процентов. Первая линия нового стеклозавода «Актис» мощностью 360 млн единиц в год заработала в августе 2010 г. В 2011-м была запущена вторая очередь, общая мощность выросла вдвое. В 2013 г. была введена в эксплуатацию третья очередь. Таким образом, завод вышел на суммарную мощность в 1,1 млрд бутылок в год. В период с 2008 по 2013 гг. общий объем инвестиций в увеличение мощностей стеклозавода составил 6,7 млрд руб. Сейчас стоимость предприятия г‑н Базиян оценивает в 8‑9 млрд руб. При этом выручка завода в 2014‑м году, по предварительным подсчетам, должна составить 3,5 млрд руб.

Универсальный менеджер

Заводы «Эскорт» и «Актис» расположены рядом, вдоль них — дорога.

«Толщина асфальта обычной дороги — 4 см. Летняя жара под 40 градусов и загруженные фуры год за годом раскатывали колею», — рассказывает бизнесмен. Он просчитал пассажиропоток, компания-подрядчик разработала проект. Взвесив все плюсы и минусы, г-н Базиян построил новую дорогу протяженностью 500 м в створе двух заводов. «Пришлось снимать все слои до земли. Мы положили специальный песок, 2-3 слоя специального щебня и 2 слоя асфальта по 7 см. Такая дорога простоит минимум 10 лет с учетом нагрузки в 20-30 тонн, сезонной разницы температур и погодных условий», — поясняет г-н Базиян.

Он добавил, что большинство российских компаний, которые ремонтируют дороги в городах страны, дают гарантию на свою работу на 3-4 года.

Чтобы управлять диверсифицированным бизнесом и инициировать строительство дороги, необходимо быть способным взять под контроль любую ситуацию.

«В стратегических вопросах решения я принимаю сам. Хотя я закончил ШТИБО, по складу ума я не техник, а, скорее, оперативный менеджер», — поделился с «ДК» г‑н Базиян.

В прошлом году его структуры засветились в рейтингах «ДК»: в число ста крупнейших компаний вошло ОАО «Фирма «Актис» — завод по производству стеклотары, а в рейтинге самых динамичных компаний Ростова и РО другая его структура — ООО «ОйлГасСервис» — заняла 8‑е место.