По мнению Василия Голубева, сейчас мы имеем все шансы поднять свое промышленное производство и усилить позиции по ряду отраслей экономики.
Многим может показаться, что последние два года приоритетом для Ростова и региона является подготовка к чемпионату мира по футболу. Губернатор РО Василий Голубев уверяет, что планы региональных властей распространяются куда дальше 2018 года. На встрече с главредами нескольких ростовских изданий он прокомментировал самые важные темы, касающиеся бизнеса, импортозамещения, проблемных предприятий, инвестиционных проектов и городской среды.
Не упустить возможности
Одной из самых первоочередных задач для российских производителей сейчас является перестройка работы под новые экономические условия. Правительство Ростовской области также ставит задачу адаптации региональной экономики под программу импортозамещения во главу угла, рассчитывая за счет собственных ресурсов заменить импорт. «Еще в апреле я дал поручение, и правительство области начало работу над формированием концепции, — комментирует Василий Голубев. — На ее создание мы для себя определили полгода. Меры касаются самых разных отраслей хозяйства области. Начали с промышленности».
Об импортозамещении
Мы провели несколько встреч с министром промышленности РФ, перед этим состоялись встреча и разговор с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Последний указ, который появился, заставил нас задуматься о возможности расширения производства и развития перерабатывающей промышленности на основе существующего сельскохозяйственного комплекса региона. Таким образом, это сегодня дает возможность производителям сельхозпродукции, продуктов питания реально оценить свои возможности и расширить производство на территории РО.
Если посмотреть на общий объем импортируемой продукции в регион, у нас сегодня 7,8% продукции, которая требует замещения на территории Ростовской области. Здесь я бы выделил мясо — говядину, свинину и даже птицу, хотя с последним у нас дела обстоят нормально. Очевидно, что по мясу птицы к 2015 году мы можем практически удвоить производство, например, путем возвращения нашего «Оптифуда».
На тему «Оптифуда» я взаимодействую с Промсвязьбанком. Я выставил им условия, которые ранее высказывал и Оболенцеву (Иван Оболенцев — экс-владелец предприятия. — Прим. ред.). Такой крупный комплекс не может успешно развиваться в долгосрочной перспективе без кормовой базы. А ее не было: ни завода комбикормового, ни площадей под выращивание кормов. Промсвязьбанк принял решение построить комбикормовый завод. Пока стоимость его оценивается в 5 млрд рублей.
Кроме того, надо поднимать вопрос о родительском стаде. Это серьезная тема, и она не решается за один год, на это нужны десятилетия. Без родительского стада в вопросе мяса мы всегда будем уязвимы. И здесь мы приходим к поддержке малых семейных ферм, в которой участвует не только региональный, но и федеральный бюджет. Сейчас нужны новые рычаги, стимулирующие животноводство. Эта тема для нашего региона очень актуальна: не будет животноводства — не будет растениеводства. Давайте вспомним конец 80-х, восток нашей области, где было несколько миллионов голов овец, а сегодня в два с лишним раза меньше. Мы можем вернуть эти объемы. Но что с ними делать, если нет переработки ни шерсти, ни мяса?
Нам также требуется расширять производство молочных продуктов — молока, сыров, сливочного масла. Сюда же можно добавить и переработку рыбы. В ближайшее время в Азовском районе мы откроем завод мощностью 15 млн условных банок в год переработанной рыбной продукции и консервное производство — переработку овощей. Мы выращиваем 800 тонн овощей, а перерабатывается только чуть больше трети.
О промышленном производстве
Кто сказал, что наше производство сегодня уступает по качеству импортному? Мы оказались в той ситуации, когда ряд комплектующих поставлялся из Украины, например с Луганского тепловозостроительного завода. Сегодня его способен заменить НЭВЗ. Я убежден абсолютно, что нам надо максимально работать над локализацией промышленного производства, производить агрегаты и запасные части, а не конструкторы собирать.
Краснодар сегодня собирает Claas и John Deere, но это конструкторы — привозят запчасти и там собирают. А если завтра их не привезут? Поэтому мы поддерживаем отечественного производителя — «Ростсельмаш», субсидируем покупку именно их техники.
Мы добавили финансирование закупки аграриями сельскохозяйственной техники и рассматриваем возможность эту программу сохранить на следующий год. Она показала свою эффективность — селяне, можно сказать, стоят в очереди, чтобы купить комбайны, 20% стоимости которых оплачивает область, — они не уступают мировым аналогам и эффективны в наших условиях.
Сегодня Ростов действительно не имеет площадей для развития промышленности. Но площади «Ростсельмаша» сегодня задействованы в незначительном количестве по сравнению с тем, что было прежде. Помимо этого мы планируем вынести часть производства «Роствертола» за территорию Ростова, значит, часть освободится. Есть еще площадка в Новочеркасске у НЗСП, свободные площади Атоммаша. Их все можно использовать. Максимум через 5 лет появятся 400 га в районе аэропорта — новый приличный кусок, который должен стать не просто площадкой для застройки, а чем-то интересным для города.
Подготовила Мария Карачевцева