Классический фандрайзинг заключается в привлечении средств и спонсоров для реализации определенных задач. В Ростове рынок фандрайзинга только зарождается.
«ДК» выяснил, в каких сферах используется этот инструмент, проблемы и зоны роста этого рынка. Рынку присуще наличие участников и определенных законов, по которому он функционирует. Фандрайзингом в Ростове занимаются, в основном, в благотворительной и научной сферах. На западе профессиональные фандрайзеры — это те, кто зарабатывает на привлечении спонсоров и меценатов. В Ростове фандрайзер — это, скорее, призвание.
Инструмент скорой помощи
Метод фандрайзинга наиболее активно работает там, где стоит вопрос жизни и смерти. Алла Бондаренко начала заниматься благотворительностью более 12 лет назад. «Я не работаю сейчас ни в одном из фондов, действующих в нашем городе, но помогаю многим. Благотворительность — не самый широкий рынок, да и Ростов тесен. Поэтому я выступаю за консолидацию фондов, они должны объединяться и помогать друг другу. Те, кто занимается этим профессионально, друг друга знают и во многих акциях действуют сообща, ведь так проще достигнуть положительного результата», — рассказывает г-жа Бондаренко. Она отмечает, что сейчас можно сделать рассылку в соцсетях, и деньги начнут поступать. «Инструменты у всех фандрайзинговых благотворительных фондов примерно одинаковы — холодные звонки, личные просьбы. Обязательно нужно быть прозрачным и давать обратную связь — это главный принцип благотворительности. Нужно дать человеку возможность сделать доброе дело, показать, что его деньги дошли до адресата, и заинтересовать мецената в том, чтобы он держал руку на пульсе и мог следить за судьбой того, кому он помогает».
У холдингов есть свои благотворительные фонды, но фандрайзеры привлекают и их.
«У нас был такой случай: детдомовской девочке требовалась операция в конкретной клинике в Москве. Нам помогла компания «ТТК-Кавказ». Далее нужно было собрать большую сумму в короткие сроки, и здесь пришел на помощь «Благотворительный фонд имени святой великомученицы Анастасии Узорешительницы», учрежденный корпорацией «Глория Джинс», — вспоминает Алла Бондаренко.
Науке нужно внимание
В 2007 г. банк «Центр-инвест» создал фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО» для легальной поддержки бизнесом образования и науки на Юге России.
«Российское государство не стимулирует благотворительность. Однако финансовая модель фонда целевого капитала позволяет избежать, по крайней мере, двойного налогообложения», — рассказывает председатель попечительского совета ФЦК «Образование и наука ЮФО» Василий Высоков.
По его словам, целевой капитал формируется из средств учредителей, индивидуальных пожертвований, а также публичного сбора денежных средств. На данный момент капитал эндаумент-фонда «Образование и наука ЮФО» составляет 100 млн руб., что позволило за 2013 г. получить доход в сумме более 7,5 млн руб. Средства, направляемые в фонды целевого капитала, освобождаются от уплаты налогов. Пожертвования свыше 3 млн руб. позволяют назначить именную стипендию от предприятия или предпринимателя. В случае пожертвования не менее 5 млн руб. возможно учредить целевую стипендиальную программу в рамках вуза или факультета. Доход от управления целевым капиталом фонд «Образование и наука ЮФО» использует, поощряя лучших студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей Юга России.
Университеты успешно используют инструмент фандрайзинга для финансирования научной и хозяйственной деятельности, привлекая, в том числе, своих выпускников. Генеральный директор ГК «БИС» Андрей Иванов, выпускник РГУ (ныне — ЮФУ), уже два года является членом эндаумент-фонда ЮФУ и чаще всего нанимает в свою компанию выпускников ЮФУ.
На общие деньги к общим целям
Фандрайзинг способен успешно работать как в научной среде, так и в социальной. Акция «Тотальный диктант», стартовавшая несколько лет назад в Новосибирске, в этом году охватила 338 городов. Генеральный директор «Бонус-Медиа» Алексей Павловский, который организовал «Тотальный диктант» в Ростове, рассказал, что удалось привлечь к партнерству только ГК ТТК, которая уже поддерживала акцию на федеральном уровне.
«Ни в прошлом, ни в этом году никто, кроме ТТК, не откликнулся. Несмотря на это, «Диктант» прошел успешно: спонсор организовал интернет-трансляцию и помог с раздаточными материалами. Никто из потенциальных партнеров не отказывал напрямую. Говорили, что сметы утверждены, бюджет верстается чуть ли не за год. Но я и не вел широкомасштабный сбор денег, вкладывал свои средства. В следующем году выйдем на новый уровень, и я своими деньгами не справлюсь, поэтому уже начинаю подготовку по привлечению финансов. Я человек бизнеса и хочу показать выгоду от участия в этом проекте».
Фандрайзинг используется в социальном бизнесе для привлечения средств в проекты по благоустройству городской среды. Руководитель объединения Urban Factory Rostov Алексей Карачинский рассказал о том, как ведется поиск спонсоров для проекта, который предусматривает создание сети скверов в Ростове:
«В центре города есть много участков, которые освободились после сноса ветхого жилья, и сейчас по разным причинам за ними никто не ухаживает. Мы хотим облагородить их и превратить в скверы, в которых к ЧМ-2018 можно разместить туристические инфоцентры для гостей города в формате открытых площадок. Бизнесу мы не предлагаем напрямую участие в коммерческом проекте, а развиваем социальный бизнес в рамках маркетинговых бюджетов. Мы нашли партнеров на Фестиваль городской среды Urban Festival Rostov, которые выделяют средства и ресурсы на обустройство первого сквера, но этого финансирования недостаточно. Требуется финансирование в размере нескольких миллионов рублей. Поэтому мы заинтересованы в привлечении крупного бизнеса. МСБ хочет быструю отдачу, а у нас такого быть не может. Мы апеллируем к социальной ответственности больших корпораций».