В арсенале донских властей существует целый ряд эффективных инструментов привлечения инвестора — наличие индустриальных парков, предоставление субсидий и налоговых льгот, реестры приоритетных проектов
Однако наибольшую роль и самый значимый результат дает личное участие первых лиц региона.
Инвестиции, инновации, индустриализация — три важнейших «и» региональной экономики. Казалось бы, схема проста: для развития региона необходима индустриализация производства, которому нужны инновации, которых не будет без инвестиций. Только где взять инвестиции, на каких условиях их в область привлечь, и как в процессе переговоров не растерять?
За последние несколько лет власти региона значительно продвинулись в этом вопросе: закон о ГЧП приняли, индустриальные парки придумали, губернатор лично встречается с инвесторами и рекламирует наши субсидии и налоговые льготы. Благодаря этому на территории области появился ряд крупных производств, развивающих экономику Дона и характеризующих ее как перспективную. Так, в этом году «МЕТРО Кэш энд Кэрри» выбрала Ростов для пробы своего франчайзингового проекта «Фасоль». Вторым тестовым городом стал Санкт-Петербург. Если «Фасоль» у нас «взойдет» удачно, проект будет запущен и в других городах-миллионниках страны.
Инвестиционный климат‑контроль
Сейчас в регионе, по данным правительства за 1 полугодие 2012 г., в стадии различной реализации находится 380 инвестиционных проектов на общую сумму более 560 млрд руб., благодаря которым будет создано почти 50 тыс. рабочих мест. Суммарные налоговые отчисления от новых производств в экономику Дона подсчитать сложно, однако цифра тоже будет внушительной.
По словам Дмитрия Андреева, заместителя управляющего по продажам ГК «Металл Профиль», инвестиционный климат в любом регионе напрямую зависит от местных властей, так как именно они решают вопросы инфраструктуры, коммуникаций и электромощностей. Поэтому многие инвесторы, рассматривающие территории донского края в качестве перспективных, желают попасть в «губернаторскую сотню» и получить преференции в виде личного контроля и содействия в реализации проекта главы области Василия Голубева и вице‑губернатора Сергея Горбаня.
Например, Игорь Коновалов, председатель совета директоров компании «Инпром Эстейт», которая построила в г. Таганроге РО завод «ЕвразМеталл Инпром», говорит, что пока они не пользовались господдержкой: «Мы планируем войти с таганрогским проектом в «губернаторскую сотню» и рассчитываем, если будем брать кредитные ресурсы, на компенсацию части процентной ставки». За прошлый год из «губернаторской сотни» было введено в эксплуатацию несколько крупнейших проектов. «Евродон» увеличил свои производственные мощности, а также построил комплекс по производству инкубационного яйца индейки. «Оптифуд» завершил строительство площадки по выращиванию цыпленка — бройлера на фабрике «Задонской», но уже сейчас предприятие банкротится, а власти ищут ему нового инвестора. «Астон» построил элеваторный комплекс ОАО «Миллеровский МЭЗ» и ТЭЦ для Морозовского маслоэкстракционного завода.
В этом году «Евродон» завершил строительство своего комплекса по производству мяса утки «Донстар», Guardian (американский производитель стекла), запустила свой завод, который в августе уже выпустил первую партию продукции. Реализацию своих инвестиционных проектов на территории Ростовской области начали корпорация «ТехноНиколь», американская Praxair планирует возведение завода по производству промышленных газов, Kronospan — складского комплекса. Соглашение о строительстве сахарного завода в этом году подписали губернатор Василий Голубев вместе с французской компанией Sucden и «Международной сахарной корпорацией». Площадка для строительства уже выбрана — Целинский район. «Проект будет вестись ведущими мировыми компаниями, лидерами в сахарном бизнесе, — заявил после подписания соглашения генеральный директор «Международной сахарной корпорации» (ISC) Петр Пантелеев. — На заводе будет создано около 500 рабочих мест, а сам проект мы планируем реализовать в течение 30 месяцев». Андрей Смурыгин, директор Ростовского филиала Финансовой группы «БКС», среди наиболее привлекательных регионов для инвестиций называет и Ростовскую область, объясняя это тем, что здесь не такие большие риски и созданы максимальные возможности для инвесторов, что отражается в растущих объемах привлеченных инвестиций, создании совместных предприятий, в том числе с международным капиталом.
Одним из наиболее эффективных инструментов привлечения инвесторов для РО становятся Индустриальные парки. При поддержке Агентства инвестиционного развития активно действующих пока четыре - Новоалександровский, Азовский, Красносулинский и Октябрьский, однако в перспективе их будет семь. Здесь свои заводы построили уже Coca-Cola Hellenic, Ball Packaging Europe «DANONE – Юнимилк», «Астон – продукты питания и пищевые ингредиенты», PepsiCo, Guardian, «Технониколь», «Металл-Дон» и др.
Инновационное сотрудничество
В инвестициях нуждаются инновационные предприятия. «Мы разработали уникальное устройство, позволяющее накапливать энергию в большем количестве, чем известные приборы, но значительно меньшее по объемам и обладающее большим сроком службы, — рассказывает Роман Холошенко, учредитель международной инновационной компании FREEL Technologies corporation. — Сейчас мы получаем патенты в 75 странах мира и самостоятельно занимаемся поисками инвестора, готового купить у нас патент». «Проблема есть, — говорит Людмила Сечкарева, замдиректора Департамента инвестиций и предпринимательства РО, — на региональном уровне мы пытаемся ее решать. У нас есть закон об инновациях, есть программа поддержки. Нам, чиновникам, этот закон нужен для распределения средств помощи инновационным предприятиям или на мероприятия, посвященные популяризации инноваций».
«На субсидирование затрат инноваторов на оборудование из федерального бюджета будет направлено порядка 4 млн руб., — говорит Владимир Бартеньев, министр экономического развития РО. — Также инновации поддержат более 9 млн руб. из регионального бюджета. На эти средства планируется оказать помощь десяти субъектам инновационной деятельности». Однако по мнению аналитиков, даже для десяти проектов эта сумма просто размоется и эффекта от нее будет мало.
Инновационные проекты ищут поддержки в банках, но это рискованные вложения. Далее в ход идут всероссийские и зарубежные венчурные фонды, которые предпочитают «входить» в проект на условиях долевого участия. Правда, некоторые эксперты отмечают, что такая схема ставит инновационное предприятие не в самые выгодные условия и многие просто не хотят с этим связываться. «К тому же, мы как инновационное предприятие не хотим делиться коммерческой тайной», — говорит Аркадий Чебоксаров, руководитель волгодонского Научно‑исследовательского института поверхностно‑активных веществ. НИИПАВ уже долгое время работает с Procter & Gamble, поставляет сырье для продукции.
Основные крупные предприятия, которые дают региону новации — это Новочеркасский электровозостроительный завод с его локомотивом 5 поколения, «Ростсельмаш» с его комбайнами эконом‑сегмента, «Роствертол» с Ми‑26, ТАНТК им. г. М. Бериева и его самолет‑амфибия, «Атлантис‑Пак» и его новейшие оболочки. Они и работают с малыми инновационными предприятиями по субконтрактам. Так, таганрогский «Авиаок» производит программное обеспечение для ТАНТК им. Бериева. Компания уже даже вышла на мировой рынок. Также есть «БВН Инжиниринг» — производство одежды для нефтедобывающих отраслей, они поставляют одежду для «ЛУКОЙЛа», которая выдерживает перепады температуры более 60 градусов. За счет таких субконтрактов у малых предприятий появляются надежные схемы сбыта своей продукции и средства для развития, а крупные обеспечивают выпуск инновационных товаров, которые можно выгодно экспортировать, особенно в условиях ВТО.
Лояльнее банки относятся к типичным инвестиционным проектам и стараются использовать самые разные варианты, чтобы подстроиться под потребности клиента. Но также могут финансировать проекты посредством вклада в уставный капитал, например, такой политики придерживается ЕБРР. По словам Дмитрия Ларионова, региональными заемщиками банка на юге России являются 4 компании‑переработчика сельхозпродукции, одна компания‑производитель стройматериалов, один банк и одна компания коммунальной инфраструктуры. Другой банк с активной инвестиционной политикой — ВТБ — в основном поддерживает в регионе оборонную промышленность, торговлю, производство и инфраструктурные проекты. «Понятия «надежная отрасль» в банковском бизнесе не существует, — говорит Юрий Авдеев, глава представительства ЕБРР по ЮФО, управляющий ростовским филиалом ВТБ. — Есть «более рисковые» и «менее рисковые». Так вот, пищевую, оборонную отрасль, машиностроение — принято относить к менее рисковым отраслям по ряду объективных показателей. Что касается «более рисковых», необходимо обратить внимание на отрасли, которые будут подвержены повышенному риску в связи со вступлением России в ВТО».
Законодательный вакуум
«В ближайшие три года структура экономики Ростовской области под влиянием вступления России в ВТО принципиально не изменится, — говорит Владимир Бартеньев. — Это обусловлено наличием переходного периода по обязательствам, принятым Россией, а также длительностью процессов структурной перестройки самой экономики». Однако, как отмечает Андрей Смурыгин, вступление в ВТО создает мощный стимул для более серьезного подхода к реформированию экономики регионов, повышению эффективности промышленности, улучшению конкурентной среды.
«Хотелось бы, чтобы со вступлением в ВТО улучшились правовые, нормативные и регулирующие документы по качеству, были введены требования и нормативы по строительству и стройматериалам, которые на сегодня отсутствуют, — сетует Дмитрий Андреев. - Это указывает на то, что законодательство страны несовершенно для того, чтобы российские предприятия могли спокойно конкурировать с иностранными в условиях ВТО».
Речь идет и об инвестиционном законодательстве и законах о ГЧП, которые многие аналитики оценивают как недоработанные. По словам Олега Проскурина, партнера юридической фирмы «JBI Эксперт», вакуум федерального инвестиционного законодательства частично с различным и переменным успехом заполняется региональным: «Классический пример — законы ряда субъектов о ГЧП в отсутствии федерального закона. Такая же ситуация повторяется в РО с законом об индустриальных парках». Например, в процессе реализации инвестиционного проекта власть объявляет тендер, ищет подрядчика, но несовершенство 94 ФЗ нередко сводит эту процедуру к абсурду: компания, обязавшаяся по результатам тендера провести работы, оказывается некомпетентной или того хуже подставной. «С нами так и произошло, — рассказывает Петр Зайцев, генеральный директор ООО «ФПС Петроэнергокомплекс‑Юг», инициирующий строительство автотуристского кластера «Всплеск». — Подрядчик из Белгорода, который должен был строить подъездные к «Всплеску» дороги, оказался подставным».
Кроме того, можно говорить об ограниченном количестве механизмов возможного участия инвестора в проектах. «Так, например, в областном Законе Ростовской области от 22 июля 2010 г. № 448‑ЗС «Об основах государственно‑частного партнерства» отсутствует конкретный механизм реализации возможных форм участия инвестора, — говорит Игорь Степанов, управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры». — Таким образом, он не вполне представляет себе, как будет проходить весь путь участия в проекте. Полагаю, что изменить ситуацию можно не только путем применения новых редакций областных законов, направленных, например, на конкретизацию способов, форм, механизмов защиты прав инвесторов, но и активным изучением, обобщением передового опыта в других регионах, таких, как Санкт‑Петербург». С ним соглашается и Олег Проскурин: «Такую ситуацию нельзя назвать нормальной — принятие хотя бы рамочных законов необходимо для единообразного подхода к защите инвестиций».
В октябре Московское ООО «НТЦ «Измеритель», которое занималось внедрением безналичной оплаты проезда в Ростове‑на‑Дону, подало иск в Арбитражный суд РО и потребовало расторгнуть инвестсоглашение с департаментом транспорта РО и вернуть вложенные деньги, потому что система так и не начала работать из‑за отказа перевозчиков подключаться к ней. Региональное УФАС признало нежелание ростовских АТП подключаться к безналичной системе оплаты проезда правомерным и фактически сломало схему возмещения затрат инвестору.
Таким образом, региональные власти объявили тендер с заведомо некорректными условиями, а инвестор вошел в него, не полностью просчитав риски. Подобных ситуаций в будущем, возможно, можно будет избежать, если будет принят федеральный закон о ГЧП, который предусматривает в том числе и защиту инвестора от изменений законодательства, которые могут лишить его того, «на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения». «Как известно, предприниматели, инвестирующие средства в России, серьезно опасаются неожиданных изменений правового регулирования, что, к слову, происходит очень часто, — отмечают юристы компании Salans. — В этой связи многие не идут на риск осуществления инвестиционных проектов у нас в стране как раз из‑за нестабильности законодательства».
А пока инвестору стоит самостоятельно заботиться о сохранности своих финансовых влияний и вообще о проблемах реализации своего проекта. Игорь Далаксакуашвили, директор по развитию ЗАО «Патриот», рассказывает, что недавно в региональном Заксобрании прошла встреча законодательной, исполнительной власти и бизнеса, посвященная жилищному строительству: «Вместе мы смогли обсудить ключевые проблемы отрасли и выработать пути их решения. Такое взаимодействие властей и инвесторов — очень хороший опыт, надеюсь, он будет продолжен».
Автор: Мария Карачевцева