эксперты Евгений Балала директор филиала ЗАО EUROPLAN в г. Ростове-на-Дону Магомед Дарсигов директор ЗАО «АТП-5» Евгений Дудко финансовый директор компании «Адмирал-Лизинг» Дмитрий Денисов директо
Евгений Балала
директор филиала ЗАО EUROPLAN в г. Ростове-на-Дону
Магомед Дарсигов
директор ЗАО «АТП-5»
Евгений Дудко
финансовый директор компании «Адмирал-Лизинг»
Дмитрий Денисов
директор ООО «ИНТЕРОС»
Наталья Крюкчиева
руководитель отдела корпоративных продаж ООО «АвтоЛига».
Олеся Глазунова
заместитель директора филиала ООО «ЛизингПромХолд» в Ростове-на-Дону
Почему ростовский бизнес стал отдавать предпочтение иномаркам?
На сколько вырастет объем продаж коммерческого транспорта в 2008 г.?
Какие грузовики чаще всего покупают ростовские предприятия?
Для представителей автотранспортных предприятий вопрос о выборе между отечественными брендами и иномарками давно не существует. По мнению собеседников «ДК», как только у местного бизнеса появилась финансовая возможность, российские автомобили начали сдавать свои позиции на рынке. И дело, по мнению некоторых экспертов, не только в оптимальном соотношении цены и качества, престиже или ходовых характеристиках иномарок, но и в сложившихся стереотипах, поскольку сначала отечественный автопром проиграл конкурентную битву в умах потенциальных потребителей. Руководитель одного из ростовских АТП рассказал «ДК», что недавно двое штатных водителей положили ему на стол заявления об уходе, узнав, что им придется работать не на иностранных микроавтобусах, а на наших «пазиках».
Опрошенные «ДК» эксперты отмечают, что сегодня на рынке продаж коммерческого транспорта крупных игроков немного. Из числа дилеров, которые занимают наиболее прочные позиции по продаже отечественной техники, участники рынка называют «РусБизнесАвто», «Интерэкс», «ТемпАвто», «РусАвтоПром», «Южный Грузовой Холдинг», по иномаркам — «Транс-Абсолют», «Интерос», «АвтоЛига» и др.
ДМИТРИЙ ДЕНИСОВ, директор ООО «ИНТЕРОС» (официальный дилер китайской марки пассажирского транспорта SHUCHI BUS в ЮФО) считает, что сегодня компания, претендующая на лидерство в сегменте корпоративных автопродаж, должна отвечать целому ряду требований: «Это предоставление полного спектра услуг своим клиентам — от сервисной поддержки до поставки запчастей. Мы, к примеру, предлагаем АТП, закупающим у нас технику, обучение механиков и эксплуатационников, а также выездную службу техобслуживания».
По мнению НАТАЛЬИ КРЮКЧИЕВОЙ, руководителя отдела корпоративных продаж ООО «АвтоЛига», официального дилера компании Ford, оборот рынка корпоративных продаж транспорта в Ростове составляет 7-10% от общего объема продаж, который эксперты оценивают приблизительно в 40 тыс. машин в год. По ее прогнозам, в ближайшее время доля этого сегмента может вырасти до 20%, в основном за счет бурного роста продаж машин под маршрутные такси. «Этот рынок сейчас находится на стадии развития и до конца еще не сформирован, — считает Наталья Крюкчиева. — В отличие от столицы, где сегмент корпоративных продаж автотранспорта начал бурно развиваться три года назад, в Ростове к этому подошли только около двух лет назад, поэтому в 2007 г. сегмент вошел в стадию активного развития».
ОЛЕСЯ ГЛАЗУНОВА, заместитель директора филиала ООО «ЛизингПромХолд» в Ростове-на-Дону, отмечает, что с каждым годом растет доля лизинговых операций в общем объеме рынка корпоративных автопродаж: «По нашим оценкам, доля лизинга коммерческого транспорта в общем обороте рынка составляет примерно 50%. Потенциал роста есть, и возможность его раскрытия зависит от конечных покупателей. С внедрением грамотной системы налогового планирования, оптимизации финансовых потоков и «обеления» теневого оборота, ростовскому бизнесу станет просто невыгодно отвлекать оборотные средства на покупку техники напрямую».
Главным трендом уходящего бизнес-года на рынке коммерческого транспорта участники рынка признают растущий спрос на зарубежные марки. «Если рассматривать общий объем переданных в лизинг легковых автомобилей, то примерно 80% составляют иномарки, — приводит статистику директор филиала ЗАО EUROPLAN в городе Ростове-на-Дону ЕВГЕНИЙ БАЛАЛА. — Связано это, в первую очередь, с тем, что у бизнеса с каждым годом появляется все больше финансовых возможностей для приобретения качественных и надежных зарубежных моделей». Явными лидерами в секторе корпоративных продаж легковых авто в Ростове выступают такие марки, как Ford, Renault, Hyundai, Chevrolet и др.
Олеся Глазунова, согласившись с заметным увеличением доли продаж зарубежного коммерческого транспорта в Ростове, все же отметила, что масштабы этих продаж пока не настолько велики, чтобы можно было говорить об отказе ростовских компаний от продукции российских производителей. Более того, в некоторых сегментах рынка пока доминируют отечественные модели. К примеру, это наблюдается в продажах грузовиков. Как объясняют эксперты, цены на импортные грузовые машины значительно превышают стоимость отечественных, поэтому доля приобретаемых грузовиков российского производства по-прежнему значительно больше — 60-70% с учетом белорусских «МАЗов». И лишь третья часть оборота рынка приходится на продажи грузовиков, в основном европейских марок — МАN, Scania, Volvo, Mersedes и др. По словам Евгения Балалы, новые грузовики в Ростове покупают значительно реже подержанных. Большая часть таких приобретений — это б/у машины из Европы, которым максимум 4-5 лет.
Помимо цены, еще одним сдерживающим рост спроса на иномарки фактором становится слабая развитость технического обслуживания. Ярким примером здесь может служить ситуация с китайской техникой. «В сегменте среднетоннажных и тяжелых машин среднего класса, цены российских производителей практически сравнялись с ценами на подобные автомобили китайского производства, — говорит заместитель директора филиала ООО «ЛизингПромХолд» в г. Ростове-на-Дону. — При этом последние по своим техническим и качественным характеристикам зачастую уже превосходят отечественные аналоги. Единственным сдерживающим фактором развития рынка иностранной техники является отсутствие развитой сервисной базы и наличия запасных частей как китайских, так и европейских марок. Как только эта проблема будет решена, темпы роста продаж иностранной и, в частности, китайской техники заметно возрастут».
Автодилеры отмечают тенденцию к увеличению доли западных марок в городских пассажирских АТП, однако этот рынок, по мнению экспертов, стоит особняком и имеет ряд особенностей. Так, собеседники «ДК» предлагают подразделять игроков рынка пассажирских автоперевозок на зависимых и независимых от муниципальных властей. Независимые игроки, преимущественно коммерческие перевозчики, при покупке техники руководствуются рыночными соображениями: ищут оптимальную цену, соотносят ее с эксплуатационными качествами машин. При наличии стабильного финансового положения такие АТП, по наблюдениям экспертов, в последнее время все чаще обновляют свой парк зарубежными автобусами и маршрутными такси.
К категории зависимых игроков участники рынка относят муниципальные АТП либо предприятия, в состав собственников которых входят местные чиновники. Эти компании покупают, в основном, отечественные машины, даже осознавая все их недостатки. Объясняется это либо нехваткой средств на более дорогую и качественную технику, либо административным давлением.
В целом, эксперты отмечают, что с каждым годом будет усиливаться тенденция перехода ростовских АТП от «Газелей» к зарубежным автобусам малой вместимости. По сравнению с продукцией группы «ГАЗ» иномарки привлекают транспортников большей вместимостью, порою на порядок меньшими затратами на обслуживание, высокой надежностью и комфортностью машин как для водителей, так и для пассажиров. «Лидерами данного сегмента продаж выступают модели Ford Transit и Hyundai County. Однако надо отметить, что ценовой разрыв между «Газелями» и зарубежными микроавтобусами все еще достаточно велик, а значит, по-моему, пока рано говорить об окончательном завоевании «иностранцами» этой ниши», — утверждает Олеся Глазунова.
Директор ЗАО «АТП-5» МАГОМЕД ДАРСИГОВ рассказал «ДК», что в парке его предприятия находится около 200 единиц техники. В основном, это автобусы Scania, «ЛиАЗ», Hyundai, Ford и «Газель», доля последних сокращается. АТП-5 покупает новые транспортные средства преимущественно по лизинговым схемам, кроме «Газелей», которые уже находятся в собственности предприятия. «В 2005 году мы начали обновление парка с приобретения автобусов «ЛиАЗов», и сегодня у нас 150 единиц новых машин, — говорит г-н Дарсигов. — Среди автобусов малой вместимости мы сейчас отдаем предпочтение таким маркам, как Ford и Hyundai. Микроавтобусы «Форды» сначала появились в Москве и Санкт-Петербурге. Они отлично себя зарекомендовали на рынке и по безопасности, и по эксплуатационной части. А после того как «ТаГАЗ» выпустил Hyundai County, мы закупили 45 машин: уже больше полугода эти микроавтобусы ездят по Ростову, и пока нареканий к ним нет».
По словам экспертов, с автобусами большой вместимости ситуация выглядит немного иначе: зачастую, стремясь сэкономить, ростовские автотранспортники покупают зарубежные б/у машины, применяя так называемые «серые схемы». Один из собеседников «ДК» пояснил: преимущественно суть серой схемы в том, что оформляется временный ввоз подержанного автобуса, не предполагающий растамаживания машины и не требующий одобрения типа транспортного средства. Это, в свою очередь, позволяет беспрепятственно эксплуатировать устаревшие модели автобусов, не соответствующие требованиям безопасности и экологичности. Эксперт привел печальный пример: прошлой зимой под Волгодонском произошла серьезная автокатастрофа — перевернулся старый автобус европейской марки, который эксплуатировался одним из местных АТП. В ходе расследования выяснилось, что машина не прошла элементарного технического экзамена на цельность конструкции, а потому при перевороте была практически смята.
По мнению дилеров, применение сомнительных схем при покупке б/у автобусов сдерживает рост продаж этого вида коммерческого транспорта. Однако Дмитрий Денисов отмечает, что в последнее время государство ведет политику ужесточения требований по сертификации и нормам безопасности коммерческого транспорта. Эксперт уверен, что эта политика приведет к постепенному вытеснению с рынка подержанной техники сомнительного качества.
Анализируя итоги уходящего года, автодилеры выделяют некоторые парадоксальные тренды на местном рынке продаж коммерческого транспорта. К примеру, Дмитрий Денисов констатирует, что продажа зарубежных автобусов на данный момент гораздо рентабельнее техобслуживания. Хотя в дилерском бизнесе обычно все как раз наоборот. «Многие предприятия боятся дополнительных расходов, связанных с приобретением техники, отказываются от гарантии и начинают ремонтировать ее своими силами, — объясняет г-н Денисов. — Зачастую это непрофессиональный подход, ведь иностранная техника оказывается намного более сложной, чем та, которую ростовские механики привыкли ремонтировать».
И все же эксперты полагают, что через несколько лет прибыль от техобслуживания коммерческого транспорта опередит прибыль от продаж. «Тенденция развития автомобильного рынка такова, что предполагает через 2-3 года стадию стагнации, — считает Наталья Крюкчиева. — Год назад продажи были более рентабельны, чем сервис. Сейчас разница немного сократилась. Еще год-два, и, думаю, сервис станет наиболее прибыльной статьей доходов, что закономерно».
Однако г-жа Крюкчиева выделяет другую проблему, влияющую на динамику продаж — нехватку сервисных центров для обслуживания коммерческого транспорта. В итоге резко вырос поток корпоративного транспорта в фирменных станциях техобслуживания. При этом в соседних городах ситуация обстоит примерно так же, поэтому ростовчане редко выезжают обслуживаться за пределы Ростова. Как говорит Евгений Балала, наблюдается, скорее, обратная тенденция: за техобслуживанием едут в Ростов даже из Ставропольского края. Некоторые участники рынка возросший поток автотранспорта в сервисных центрах города объясняют еще и изменениями в отношении ростовского бизнеса к техобслуживанию: автовладельцы начинают осознавать, что дилер несет больший груз ответственности, чем «левые» ремонтные мастерские.
Как отмечают специалисты, конкуренция между дилерами за ростовских корпоративных клиентов достаточно высока. «В такой ситуации очень важны личные качества менеджеров, ведь в корпоративных продажах — это 80% успеха, — замечает Наталья Крюкчиева. — Для них сейчас мало просто хорошо знать автомобиль. К каждой встрече с клиентом наши менеджеры стараются готовиться тщательно: изучают рынок, на котором он работает, его бизнес и, благодаря этому, формируют индивидуализированное предложение». Некоторые игроки в конкурентной борьбе стараются делать акцент на изучении потребителя и его предпочтений, моделировании спроса на следующий год. К примеру, в «ИНТЕРОСЕ», изучив спрос потенциальных покупателей, начали готовить к продажам наиболее востребованные виды техники. «После анализа существующего спроса мы пришли к выводу, что в среде ростовских АПТ в следующем году может быть востребован низкопольный автобус-«китаец» большой вместимости с автоматической коробкой передач, — рассказывает Дмитрий Денисов. — Дело в том, что ростовский рынок избалован бывшей в употреблении европейской техникой, особенно машинами Scania и Volvo. Именно поэтому к 2008 г. мы подготовили специальную машину китайского производства, даже внешне напоминающую Scania. Кроме того, мы представим на рынке 20-местные автобусы. Скоро они будут проходить сертификацию».
В своих прогнозах о перспективах развития рынка коммерческого транспорта и корпоративных продаж автомобилей ряд опрошенных «ДК» экспертов сошлись во мнении, что потенциал этого сектора рынка огромен. «Рынок коммерческого автотранспорта еще не сформирован, поэтому резонно ожидать дальнейших всплесков спроса на иномарки», — считает финансовый директор компании «Адмирал-Лизинг» ЕВГЕНИЙ ДУДКО.
Наталья Крюкчиева, говоря о рынке корпоративных продаж и оценивая темпы его роста, предположила, что в следующем году, рынок вырастет более чем на 10%. «Не могу сказать точно, сколько он еще будет развиваться и когда достигнет своего пика — через 3 года или через 5 лет. Делать такие прогнозы было бы не предусмотрительно, ведь еще в прошлом году мы даже не предполагали, что сейчас рынок вырастет настолько (в нашей компании — с 5% до 20%)», — добавила г-жа Крюкчиева.
С ней согласен Евгений Балала, добавляя, что со следующего года ожидается значительный прирост автомобилей импортных марок, изготовленных на российских сборочных заводах. Как известно, в Москве начинают выпуск Renaulght, Таганрогский завод уже производит Hyundai. Особой популярностью пользуются на местном рынке Ford Focus: «Их расхватывают, как горячие пирожки. Питерский завод работает в полную мощность и то не может обеспечить весь спрос». Кроме того, Евгений Балала добавил, что в следующем году, по прогнозам министерства экономического развития и торговли РФ, объем импортных автомобилей, произведенных в России, приблизится к миллиону. «Это уже очень серьезная цифра. Выходит, что в общих продаж автомобилей, 60-70 % будут произведенные в России», — пояснил он.
Дмитрий Денисов, говоря о продажах автобусов, отметил, что этот сегмент рынка еще не начинал расти. «Ситуация парадоксальная: мы работаем в Ростовской области, а большинство наших клиентов находятся в Краснодарском крае. Вот там рынок действительно развивается бурно. А ростовский, если не брать в расчет приход на него таких моделей как Hyundai от «ТаГАЗа», практически замер на месте. Безусловно, имеет место постепенная замена транспорта, но бурного взрыва, когда идет обновление целых парков, практически нет. В одном из АТП Ростова обновили практически полностью парк, но это единичный случай и цепной реакции по другим предприятиям пока не наблюдается», — поведал г-н Денисов.
Г-н Денисов не исключает вероятности изменения ситуации в 2008 году, ведь «газели» и «пазики», а также устаревший парк «европейцев» руководителям АТП придется менять хотя бы потому, что в большинстве своем эти машины устарели и становятся слишком дорогими в обслуживании. Евгений Балала убежден, что в следующем году на местный рынок коммерческого автотранспорта придут новые игроки.
детали
Российский розничный авторынок в ближайшие два года вырастет на 15%
Результаты опроса участников конференции «Российский авторынок 2007»
1 Наиболее ожидаемые показатели роста российского розничного авторынка в течение следующих 2 лет составляют 10-15%.
2На решение инвестировать в российскую автомобильную отрасль влияют: размеры рынка и потенциальный объем продаж (71% респондентов); уровень локализации производства (56%); инициативы местных властей (53%); законы (48%); развитие местной сети поставщиков (41%); вступление России в ВТО (36%).
3 Появление на рынке китайских OEM-производителей (производителей оригинального оборудования) — угроза для международных и российских OEM-производителей (61% опрошенных).
4 Международные компании по производству автомобильных комплектующих развернут производственные мощности в России в ближайшие 2-5 лет (69% опрошенных).
5 Самым уважаемым человеком в российской автомобильной промышленности респондентами был назван Хенрик Нензен из компании Ford, за ним следуют: Вадим Швецов из компании «Северсталь-авто».
6 Самая эффективная стратегия для российских OEM-производителей в среднесрочной перспективе: образование совместных предприятий (31%); повышение стандартов качества (22%), привлечение стратегических инвесторов (14%) и инвестиции в новые технологии и оборудование (12%).
7 Наибольший потенциал для роста имеют производители: металлов (33% респондентов), шин (14%), стекла (8%), аккумуляторов (8%) и двигателей (8%).
8 Мелким и средним производителям автомобильных комплектующих в России придется трудно в условиях усиливающейся конкуренции с международными компаниями (53% опрошенных).
Источник: Adam Smith Conferences.