Меню

Продюсер для "Тагаза": войдет ли автозавод под контроль Разина?

В конце апреля на сайте банка «Донинвест» отразились кадровые изменения в руководстве банка: появилась должность президента, которым стал Андрей Разин - продюсер, раскрутивший группу «Ласковый май».

Продать землю и купить... банк

В интервью изданию «Советская Белоруссия» Андрей Разин сообщил, что приобрел актив после того, как продал свою недвижимость в Сочи, подорожавшую после Олимпиады. Однако эксперты рынка недвижимости говорят, что цены на землю в Сочи остались на прежнем уровне.

«Основываясь на объемах продаж за последний год, могу сказать, что стоимость не изменилась как на участки площадью 5-7 соток, так и на участки 50 соток в центральном районе Сочи, где расстояние до моря около 1 км. Например, 7 соток земли в районе «Светлана» со всеми коммуникациями стоят 2,5 млн руб., как до Олимпиады, так и сейчас, а 50 соток там же обойдутся в 25 млн руб.», — рассказал «ДК» президент НП «Гильдия риэлторов Сочи» Михаил Титов.

О своем вступлении в должность президента «Дон­инвеста» г-н Разин сообщил в официальном обращении к клиентам банка. Сделка должна быть закрыта в мае.
Согласно финансовой отчетности, капитал «Донинвеста» составляет 553,6 млн руб. (по данным на январь 2014 г.), что на 8,97% меньше, чем годом ранее. Чистая прибыль по данным на январь 2014 г. стала отрицательной: -33,5 млн руб.

«Основными стратегическими целями ООО КБ «Донинвест» в 2014-2015 гг. являются увеличение доходности и формирование источников увеличения размера собственных ресурсов, что позволит существенно повысить конкурентную позицию банка и восстановить лидерство на финансовом рынке, обеспечит рост собственного капитала, стабильное экономическое развитие», — говорится в обращении г-на Разина.

По его словам, сейчас разрабатывается стратегия развития ООО КБ «Донинвест», оперативные и тактические цели как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу, а также комплекс меро­приятий, направленный на финансовое оздоровление банка и увеличение доходности.

ТагАЗ: купить или не купить?

Также в число активов Разина мог войти автомобильный завод «ТагАЗ», на котором введено внешнее управление. «Советской Белоруссии» Разин сообщил, что в 2017 г. планируется запустить новый модельный ряд, в который входят как легковые авто, школьные автобусы и микроавтобусы для домов инвалидов, так и спецтехника — малотоннажные грузовики и машины для нужд ЖКХ.

Уже после того, как этот материал пошел в печать, стало известно, что «ТагАЗ» не будет продан Андрею Разину - об этом сообщил «Интерфаксу» член совета директоров «Донинвеста» и бывший председатель совета директоров «ТагАЗа» Михаил Парамонов. «Сейчас завод невозможно продать. У него много кредиторов, и договориться со всеми очень сложно», - пояснил Михаил Парамонов. По его оценкам, в завод нужно вложить не менее $100 млн. Интерфакс, ссылаясь на слова г-на Парамонова, пишет, что площадка более года стоит без работы по причине отсутствия отопления.

«Остался рабочий кусочек, где собирают пилотную партию «ТагАЗ Аквелла», но мы не можем выйти на полную силу, так как нам не хватает квалифицированного персонала. Его надо обучать привлекать, ему нужна стабильность. А какая стабильность, если неизвестно, что будет с заводом завтра?» - говорит г-н Парамонов.

«В настоящий момент на «ТагАЗе» висит большой долг — банку ВТБ хотелось бы получить обратно 7,37 млрд руб., Газпромбанк ждет возврата 3 млрд рублей. Эти кредиты можно попробовать вернуть силами г-на Разина, его бизнеса и отчасти — перекредитовать. Останутся внутренние кредитные линии: ЮАГ на 4,35 мдрд руб. и «Донинвест» на 6,6 млрд руб. Последний вполне может «простить» такие долги, так как является теперь одним из владельцев завода. Для запуска производства нужно инвестировать от 2 до 4 млрд руб. — в том числе в модернизацию сварочного и сборочного цехов. Хотелось бы представлять, какое количество персонала потребуется новому «старому» производству: еще пять лет назад на «ТагАЗе» трудилось не менее 3,5 тыс. человек, это тоже серьезные финансовые обязательства», — комментирует старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

«…В ближайшие месяцы с конвейера начнут выходить новые машины. Объем будущих вложений может составить около $30 млн», — приводит слова г-на Разина сайт sb.by. Вероятно, над конструкцией автомобиля для уборки улиц «ТагАЗ» будет работать в партнерстве с белорусской компанией, пишет издание.

«В зависимости от состояния предприятия и средств на восстановление его работоспособности может потребоваться разное количество средств. Главное, нужно сделать все, чтобы оно не просто заработало, но и начало выпускать конкурентоспособную продукцию, а это может означать, что придется вложить существенные средства в ее разработку, ведь прежние автомобили завода не пользовались спросом на рынке. Так что заявленные обновление и расширение модельного ряда — вполне разумная идея, которая действительно может помочь предприятию, главное — не ошибиться с выбором тех моделей, которые будут поставлены на поток», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

На что ставить ТагАЗу

В текущих экономических условиях важно найти сферу устойчивого сбыта и спроса. Предположительный срок возврата инвестиций — около 10 лет, считает г-жа Бодрова.

«Интерес к школьным автобусам вполне может себя оправдать, конкуренция в сегменте автотранспорта для ЖКХ тоже не слишком большая, тем более что речь идет о местном предприятии, под которое могут быть пролоббированы заказы. Относительно сектора легковых автомобилей сомнений масса: не идет у «ТагАЗа» это направление, так как рынок слишком плотно заполнен более качественным и разнообразным товаром».

Сделать это предприятие прибыльным возможно, все зависит от того, каким финансовым и организационным потенциалом будут обладать люди, которые станут во главе этого предприятия, говорит Ярослав Киселев, генеральный директор финансовой компании «С-Кэпитал».

«Если есть средства, достаточные для того, чтобы наладить производство и провести модернизацию, то завод может выйти на прибыль. Нужно начать с программы оздоровления, понять порядок действий, затем оценить стоимость затрат. У собственников и у менеджмента есть наверняка свое видение. Что касается объема инвестиций, скорее всего, это будут суммы с множеством нулей, сложно сказать, все зависит от планов по реорганизации предприятия», - уточняет г-н Киселев.

Аналитики утверждают, что спрос на спецтехнику в регионах РФ достаточно стабилен, так что ставка на нее вполне может сыграть, особенно если завод будет сотрудничать с кем-то из ино­странных производителей. Может быть сделана ставка и на собственные разработки, но их еще придется создавать, причем наверняка с нуля, а это и дополнительные силы и средства, которые могут потребоваться заводу на другие цели.

Задача Разина — привлечь к производству инвесторов, и с этим он вполне может справиться, продолжает г-жа Бодрова.

«Другой вопрос, — продолжает она, — насколько успешными окажутся подобные инвестиции, ведь сегмент автопрома обычно неспешный с точки зрения отдачи финансовых средств. В любом случае, хуже «ТагАЗу» уже точно не будет. В конце концов, за последние 15 лет завод дважды балансировал на грани коллапса».

Шансы на выход предприятия из кризиса, безусловно, есть. На это потребуются время и деньги, но при нормальном финансировании, правильно выбранных ориентирах и приложении максимальных усилий можно сделать «ТагАЗ» эффективно работающим предприятием, уверен г-н Баранов.