Меню

Обзор: Производители и установщики оконных конструкций - 19.03.2007

        Главным фактором, стимулирующим рост рынка оконных конструкций, его игроки называют стабильную экономическую ситуацию в Ростове. Люди стали больше зарабатывать, соответ­ственно, они больше

Состав игроков на рынке оконных конструкций с прошлого года не претерпел существенных изменений. Основная конкурентная борьба разворачивается между ведущими игроками, которые перешли к активному строительству дистрибьюторских сетей и брендингу. В борьбе за клиента оконщики делают ставку на качество продукта и сервис.

 

 

 

 

Главным фактором, стимулирующим рост рынка оконных конструкций, его игроки называют стабильную экономическую ситуацию в Ростове. Люди стали больше зарабатывать, соответ­ственно, они больше тратят на ремонт и отделку своего жилья, предпочитают со­временные материалы. На положительную динамику рынка, по словам экспертов, повлияло бурное развитие жилищного строительства: все новостройки сдают в эксплуатацию с металлопластиковыми окнами.

Рынок растет за счет фирм-однодневок

По мнению экспертов, емкость мест­ного рынка оконных конструкций и долю игроков по-прежнему сложно измерить из-за отсутствия достоверной информации от мелких фирм, которые появляются и исчезают под влиянием сезонного фактора. В финансовом выражении за прошедший год ростовский рынок вырос на 20  25%. Руководитель отдела маркетинга компании «Пласт-Сервис» ИРИНА ПЕРЦОВИЧ объясняет это ростом благосостояния населения. Другую причину развития рынка называет АЛЕКСАНДР БУРКОВ, директор компании «Окна Мазанова»: «Развитие потребительского кредитования положительно отразилось на росте объема заказов. Сегодня заказы в кредит составляют у нас почти треть от общего объема».

Количество игроков на ростовском рынке производителей и установщиков металлопластиковых конструкций остается неизменным: эксперты называют около 200 компаний. К лидерам рынка эксперты относят компании «Горизонт», «Аквитал», «Окна Мазанова», «Арт-Пласт», «Пласт-Сервис» и «Новые окна». В последние два года к числу крупных игроков присоединились краснодарский «Первый оконный завод» и московская компания «БИМАКС», которые за время работы на ростовском рынке существенно укрепили свои позиции.

По мнению Александра Буркова, на рынке постоянно появляются и исчезают фирмы-однодневки, занимающиеся производством и дистрибуцией оконных конструкций: «Сегодня, согласно законодательству, оконное производство не подлежит лицензированию. Поэтому открыть сборочный цех, например, в собственном гараже, может любой, кто хоть немного разбирается в строительстве». Обилие мелких игроков эксперты объясняют низкой стоимостью входа (от $20 тыс.) и высокой маржой, что позволяет не только окупить вложения, но и получить 100% прибыль за сезон.

Крупные и средние игроки почти перестали обращать внимание на присут­ствие кустарных производств. По мнению ­НАТАЛЬИ ПОТЯКА, директора компании «Эльпласт», кустарные производства не уже не оказывают серьезного влияния на рынок: «Если раньше они давали объявления в прессе, то теперь без сертификатов работать просто опасно. Дело даже не в том, что к ним не пойдет потребитель, а в том, что можно навлечь на себя контролирующие органы, штрафы, суды и так далее». По мнению ПАВЛА БУРЦЕВА, коммерческого директора компании «Евроокна» («БИМАКС»), вли­яние мелких игроков на рынок заключается в том, что они стремятся переманить к себе клиентов низкими ценами: «Из-за демпинга многие производители, несмотря на удорожание материалов и затратное производство, были вынуждены сохранить или даже снизить цены на свою продукцию. Естественно, рентабельность бизнеса упала».

Наибольшим спросом продолжает пользоваться продукция эконом-класса. «Основной оборот мы по-прежнему делаем в среднем сегменте, и эта тенденция сохранится надолго», уверен Павел Бурцев. По мнению экспертов, растущий спрос на окна по доступной цене делает рынок демократичным и не способствует обострению конкуренции между компаниями. В таких условиях легче входить новым игрокам, а уже известным удается сохранять клиентов и прибыль. «Нормальная конкуренция в этом сегменте будет расти по мере упорядочения рынка, когда на первый план выйдет качество продукции и имидж фирмы, а предприятия-однодневки с дешевыми окнами сомнительного происхождения закроются», считает Александр Бурков.

По мнению Ирины Перцович, качест­венные изменения ростовского оконного рынка все-таки происходят: современные оконные конструкции адаптируют к мест­ным природно-климатическим условиям (например, появились так называемые «широкие рамы» с расстоянием между стеклами в 70 мм). Производители добиваются улучшения качества продукции, осваивая новые технологии, повышая квалификацию персонала и оснащая свои производст­ва современным оборудованием автоматизированными линиями.

Игроки создают бренды и выстраивают дилерские сети

По словам экспертов, в последнее время многие производители оконных конструкций начали уделять повышенное внимание формированию и популяризации собственного бренда. «Если несколько лет назад большинство производителей при продвижении своей продукции делали акцент на марке оконного профиля, то сегодня многие предпочитают привлекать внимание потребителей именно к своей компании. Формируется понятие престижности бренда»,  считает Ирина Перцович.

Эксперты говорят, что в одном ценовом сегменте клиент рассматривает уже не марку профиля, а набор предоставляемых бесплатно услуг и качество их исполнения. По мнению Ирины Перцович, именно поэтому компании-производители не спешат передавать монтаж оконных конструкций дилерам. «Сейчас собственные монтажные бригады это, в большей степени, вопрос необходимости: 50-70% успешной службы окна зависит от качества его установки. Мы рисковать своим имиджем не можем»,  подтверждает НАТАЛЬЯ ПОТЯКА, директор компании «Эльпласт». Тем не менее, крупные производители все же развивают собственную дилерскую сеть, говорят эксперты. Павел Бурцев отмечает, что продажи оконных конструкций через дилеров дают возможность компаниям-производителям концентрироваться на производстве и выводить на рынок новые качественные продукты: «Наша компания стала известной на ростов­ском рынке именно благодаря развитию собст­венной дилерской сети».

Строить собственные дилерские сети стали практически все крупные игроки, говорят эксперты. Как считает Павел Бурцев, мелкие фирмы не будут переориентироваться в дилеров крупных компаний: «Практика показала, что на ростовском рынке лучше получается обучать новых дилеров и, таким образом, развивать дилерскую сеть, чем пытаться переориентировать на дилерскую работу мелкие производства».

По словам производителей, основными дистрибьюторами оконных кон­струкций сегодня выступают различные ремонтно-строительные бригады, подрядные организации, специализиру­ющиеся на монтаже оконных систем. Они проходят обучение у производителей, сдают своеобразный экзамен и получают официальный статус. Ирина Перцович уверена, что подготовке дилеров следует уделять особое внимание, ведь именно на их плечи ложатся все проблемы по поиску и удержанию заказчиков: «Координация всех действий, направленных на безукоризненное и оперативное выполнение заказа каждого клиента, совсем не простое дело, как кажется на первый взгляд».

Эксперты утверждают: если крупные компании ориентированы, в основном, на частных заказчиков, то мелкие в по­следнее время все больше сосредотачиваются на корпоративных заказах. Экс­перты говорят, что мелкие компании охотно участвуют в тендерах, в то же самое время крупным производителям это невыгодно. «Как правило, в процессе подготовки тендера, который может длиться до нескольких недель, принимают участие ключевые менеджеры компании и тратят на это существенную часть своего рабочего времени. А прибыль часто оказывается неравноценна затратам: чтобы выиграть тендер, компании вынуждены снижать цены на свою продукцию»,  говорит Павел Бурцев. По мнению Ирины Перцович, крупные производители просто не могут уложиться в предложенную на тендере стоимость поставки оконных конструкций: «У нас автоматическое стеклопакетное производство, которое требует определенных затрат с нашей стороны, большого штата работников, поэтому мы не гонимся за дешевыми заказами. Тендер же легче выиграть участнику, который использует менее качественный продукт, «низкие» марки стекла ».

Мелкие фирмы уйдут с рынка

По мнению участников рынка, в ближайшем будущем вторичный рынок и малоэтажное частное строитель­ство исчерпают свой потенциал и уже не будут занимать заметное место в общей структуре оконного рынка. Уйдут и мелкие фирмы, которые не просчитывают экономику предприятия, не ориентированы на развитие производства. ВАЛЕНТИНА УРОДОВА, руководитель розничных продаж компании «Аквитал»: «Если реально рассчитывать экономику производства, разница в цене у изделий, аналогичных по качеству, не может быть больше 5-10 %. Следовательно, если стоимость материалов и комплектующих гораздо ниже, значит получается продукт более низкого качества. Сегодня присутствие мелких фирм на рынке связано с тем, что растет потребность в металлопластике. С насыщением рынка на первое место выйдет качество. И тогда, я думаю, что они исчезнут. Это вопрос ближайших трех пяти лет».

Александр Бурков считает, что мелкие производства сами способствуют своему вытеснению с рынка: «В погоне за низкими ценами многие поспешили установить недолговечные окна из профилей сомнительного происхождения, которые уже теперь приходят в негодность. Поэтому такие окна в скором времени тоже будут нуждаться в замене». По мнению АРКАДИЯ ЛУКЬЯНОВА, директора по развитию компании «Первый оконный завод», жизненный цикл мелких фирм завершается: «Активное развитие крупных и технологичных компаний, а также постоянный рост требований клиентов делают рынок более цивилизованным и стабильным». Экс­перты считают, что мелким игрокам становится все сложнее работать в этой сфере, и в перспективе останутся только крупные производители, которые поделят рынок между собой. По прогнозам аналитиков, появление новых заметных местных производителей оконных конструкций в ближайший год сомнительно. По мнению Валентины Уродовой, вполне возможен приход крупных игроков «со стороны». Она отмечает, что крупные фирмы могут позволить себе агрессивную рекламно-маркетинговую политику, что дает им реальный шанс получить немалую долю растущего рынка. По мнению экспертов, конкуренция между игроками из ценового сегмента перейдет в область качества и сервиса, а ценовые отличия продукции будут незначительными. Аркадий Лукьянов: «Конкурент­ная ситуация на оконном рынке будет развиваться по одному сценарию  это повышение уровня сервиса. Любой клиент должен получить комплексную услугу от грамотной консультации и замера до установки окна и его гарантийного и сервисного обслуживания. К сожалению, вопросами сервиса на сегодняшний день обеспокоены далеко не все производители и продавцы металлопластиковых окон. Поэтому наибольший успех ожидает именно клиенториентированные компании с сильным брендом, способным донести до потребителя базовую информацию и обеспечить качество продукции и сервисного обслуживания».

 

детали

В России три немецкие компании обеспечивают почти половину объемов продаж «пластика»