Меню

Обзор: Фитнес-центры

Игорь Иткин генеральный директор сети «Спорт-Сити» Александр Мазовка управляющий фитнес-клуба «Лотос» Виктория Ольнева независимый эксперт Михаил Плужников владелец ростовской франшизы World Clas

Ростовский рынок фитнес-услуг находится на стадии формирования, и эксперты уверены, что до насыщения ему еще далеко. В отличие от федеральных франчайзинговых сетей местные фитнес-центры появляются все реже: ростовских инвесторов отпугивают невысокая рентабельность этого бизнеса и многолетне сроки окупаемости при необходимости серьезных инвестиций. Перспективы развития ростовского рынка фитнес-услуг эксперты связывают с расширением своей деятельности лидерами рынка и приходом новых федеральных сетей. эксперты

Игорь Иткин
генеральный директор сети «Спорт-Сити»
Александр Мазовка
управляющий фитнес-клуба «Лотос»
Виктория Ольнева
независимый эксперт
Михаил Плужников
владелец ростовской франшизы World Class и «ФизКульт»
Галина Федорина
управляющая сетью фитнес-клубов «Олимпия»
Анастасия Юсина
генеральный директор и владелец компании «Страта Партнерс» (Москва) 

Почему местные игроки рынка не стремятся в премиальный сегмент?
Какой недвижимости не хватает фитнес-центрам?
Когда произойдет насыщение рынка фитнес-услуг?

Как считает владелец ростов- ской франшизы World Class и «ФизКульт» МИХАИЛ ПЛУЖНИКОВ, темпы роста ростовского рынка фитнес-услуг в последние годы совпадают с общероссийскими. Главные причины — рост платежеспособности населения и популяризация здорового образа жизни среди ростовчан. «Мировоззрение людей меняется, мода на здоровый образ жизни идет к нам с Запада, одновременно ее культивируют сами игроки рынка. Население начинает понимать, что вкладываться в свою физическую форму выгодно», — считает генеральный директор сети «Спорт-Сити» ИГОРЬ ИТКИН. В подтверждение своих слов г-н Иткин приводит факты увеличения количества корпоративных клиентов клубов. «Руководители компаний все чаще приобретают для своих сотрудников клубные карты в качестве нематериальной мотивации. Кроме того, компаниям выгодно вкладывать средства в здоровье своих сотрудников, так как этим они повышают их производительность». Впрочем, при равных темпах развития с московским, ростовский рынок, отмечают эксперты, только вошел в фазу своего развития.

Развивать премиум-сегмент в Ростове могут только федералы

По словам Михаила Плужникова, объем ростовского рынка фитнес-услуг точно определить сложно из-за его непрозрачности. По его приблизительным оценкам, он может достигать 200-250 млн руб. без учета дополнительных услуг.

Эксперты также затрудняются определить, сколько игроков сегодня работает на рынке фитнес-услуг, ссылаясь на размытость форматов заведений, оказывающих подобные услуги.

Независимый эксперт ВИКТОРИЯ ОЛЬНЕВА: «В качестве фитнес-клубов себя позиционируют совершенно разные заведения, где оказываются подобные услуги. По аналогии с салонами красоты: есть салон, где оказываются парикмахерские услуги. А есть забегаловки, где тоже делают стрижки. Возможно, стригут даже неплохо, но далеко не факт, что такое заведение можно причислить к категории «салон красоты». По оценкам управляющего сетью фитнес-клубов «Лотос» АЛЕКСАНДРА МАЗОВКИ, на рынке насчитывается порядка 80 фитнес-клубов. «Это без учета полуподвальных «качалок», которые все еще существуют как пережиток прошлого», — уточняет он. Михаил Плужников предлагает следующую классификацию игроков рынка: «Есть большие клубы премиум-формата, фитнес-клубы демократического и middle-формата, а также небольшие фитнес-студии и «качалки». По его оценке в Ростове только один клуб премиум-формата, 4-5 клубов среднего сегмента и порядка 25 фитнес-студий и залов.

Согласно опросу «ДК», среди лидеров эксперты в первую очередь называют федеральные сети World Class и «ФизКульт» (корпорация World Class), фитнес-клубы Orange и City Fitness (ГК «Страта Партнерс»). Среди местных игроков — «Спорт-Сити» (4 клуба) и «Олимпия» (3 клуба).

По оценке Александра Мазовки, наибольшее число потребителей фитнес-услуг (порядка 60%) приходится на среднеценовой сегмент. При этом, максимальные обороты имеют сети World Class и Orange, которые прочно заняли ранее пустовавшую в Ростове нишу премиум-класса со стоимостью годовой карты от 30 тыс. руб. и выше. По мнению Игоря Иткина, с приходом москвичей рынок премиальных фитнес-услуг практически полностью насытился.

По мнению же Михаила Плужникова, потенциал рынка позволяет открыть еще несколько подобных проектов. В частности, в ближайшие годы World Class планирует открыть еще несколько одноименных клубов в центре города и в Западном микрорайоне. По словам г-на Плужникова, сегодня им рассматриваются предложения по коммерческой недвижимости.

Местные игроки не стремятся выходить в высокоценовой формат, объясняя это высокой стоимостью входного билета и низкой рентабельностью. Эксперты отмечают, что средняя сумма инвестиций для запуска современного фитнес-клуба премиум-класса составляет $10-15 млн. При этом сроки окупаемости таких проектов — 5-7 лет. По подсчетам Михаила Плужникова, за последние годы рентабельность фитнес-услуг в премиум-сегменте снизилась с 30-35% до 20-25%.

«Помимо высокого порога вхождения, премиум-сегмент — один из самых сложных видов бизнеса в этой индустрии, — отмечает Михаил Плужников. — до 80% выручки уходит на поддержание работы клуба, маркетинговые и event-мероприятия для клиентов, программы и обновления парка оборудования». Г-жа Ольнева добавляет, что проблема не только в неготовности местных игроков идти на такие существенные вложения: «В Ростове очень сложно найти специалистов, способных наладить бизнес-процессы премиального клуба».

Управляющая сетью фитнес-клубов «Олимпия» ГАЛИНА ФЕДОРИНА считает, что премиум-класс становится также малопривлекательным в результате обостряющейся косвенной конкуренции со стороны смежных рынков, например, эстетической медицины «Сегодня на рынок активно приходят игроки, предлагающие современные услуги аппаратной косметологии и пластической медицины. Технологии порой быстрее дают желаемые результаты и на более долгое время. Поэтому не удивительно, что целевая аудитория премиальных клубов начинает склонятся в сторону таких операций, как липосакция, нежели утомлять себя работой в тренажерном зале и соблюдением диет. Впрочем, на стороне дорогих фитнес-клубов такое преимущество, как клубная система, где клиентам можно комфортно пообщаться».

Фитнес-рынку не хватает тренеров и подходящей недвижимости

Если премиальный сегмент оказывается практически недоступным для местных операторов, то освоение других секторов рынка происходит значительно активнее. Галина Федорина отмечает, что конкуренция в демократическом сегменте за последние несколько лет заметно усилилась. По наблюдениям Игоря Иткина, новые фитнес-заведения в Ростове появляются с регулярностью раз в полгода. При этом часто их открывают в качестве дополнительного бизнеса. «В результате, многие закрываются так же незаметно, как и приходят на рынок, поскольку их собственники разочаровались в низкой рентабельности фитнес-услуг».

Большинство игроков рынка отмечают, что одной из основных проблем в Ростове остается дефицит профессиональных тренеров. Готовых специалистов найти крайне тяжело. При этом с ужесточением конкуренции роль хорошего специалиста для клуба существенно возрастает. Как считает Игорь Иткин, профессионализм и коммуникативность тренера могут значительно увеличивать количество клиентов вообще, а также количество персональных тренировок, обеспечивающих значительную долю в общей выручке фитнес-центров.

И если представители федеральных сетей обучают своих специалистов в образовательных центрах головной компании, то местным игрокам, как правило, приходится воспитывать кадры самостоя- тельно. Так, чтобы ликвидировать дефицит кадров, местная сеть фитнес-клубов «Спорт-Сити» полтора года назад на своей базе открыла образовательный центр для обучения тренеров и преподавателей. Причем, компания решила создать его не только для решения внутренних кадровых проблем, но и предложила другим местным фитнесс-клубам города услуги обучения. «Раз в 2–3 месяца мы проводим семинары по различным фитнес-направлениям. Преподают как наши тренеры, так и специалисты из крупных столичных фитнес-центров. Сейчас тренинговые программы мы проводим совместно с академией московской сети «Планета фитнес», — рассказывает Игорь Иткин.

Однако игроки отмечают и другие проблемы, тормозящие развитие рынка. По словам Галины Федориной, помимо кадрового вопроса, не менее серьезная проблема — дефицит подходящих для клубов площадей. Игорь Иткин отмечает, что в 80-90% случаев фитнес-центры располагаются в арендованных помещениях. Виктория Ольнева добавляет, что удачно выбранное место расположения фитнес-центра — уже половина успеха заведения в будущем.

«Только сейчас многие девелоперы, которые занимаются сдачей в аренду торговых центров, развлекательных и офисных цент- ров, начали понимать, что фитнес-клуб — необходимая часть инфраструктуры, повышающая привлекательность ТРЦ и БЦ в глазах арендаторов. Поэтому они готовы идти на более низкие арендные ставки и все чаще привлекать фитнес-клубы в качестве якорных арендаторов. В будущем и мы рассматриваем для себя такую возможность», — отмечает Игорь Иткин.

Правда, по словам Михаила Плужникова, размещение клуба в офисном здании больше подходит для среднеценового сегмента. «Получая множество предложений от сдаваемых в эксплуатацию офисных зданий, пока ничего подходящего для развития сети World Class мы не обнаружили, — поясняет он. — Современные стандарты фитнес-центров премиального класса предъявляют очень жесткие требования к параметрам здания: высоте потолков, инженерному оснащению. Те площадки, которые нам предлагают, либо не устраивают нас по площади, либо не подходят по другим причинам. Например, наш формат предполагает наличие бассейна, который является очень сложным техническим сооружением, в предлагаемых нам вариантах помещений его невозможно установить».

По мнению экспертов, из-за низкой рентабельности фитнес-услуг, игрокам рынка сложно найти необходимые помещения в центре города, где арендные ставки достаточно высоки и зачастую по карману финансовым или торговым организациям. При этом игроки рынка считают, что присутствие в центре необходимо. «Клиент фитнес-клуба сегодня уже достаточно избалован предложением, у него уже нет необ- ходимости ехать через пробки в другой конец города, пусть даже в любимый клуб. Поэтому у игроков рынка фитнеса только два пути развития: или предложить клиенту свои услуги рядом с работой, или приблизиться к его дому», — отмечает Виктория Ольнева. Эксперты единодушны в том, что развитие в спальных районах города становится все более перспективным, по- скольку позволяет экономить на арендной плате, быть ближе к дому потенциальных клиентов и избегать высококонкурентной среды, характерной для центра города.

Федеральные операторы готовятся насытить ростовский рынок

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что ростовский рынок пока только развивается, клиенты становятся все более требовательными к качеству услуг и инфраструктуре клубов. Эту тенденцию отмечают даже игроки демократического сегмента. «Спрос становится все более платежеспособным и взыскательным. И теперь клиентов уже не так, как раньше, волнует стоимость фитнес-услуг. На первый план выходит соотношение цена–качество», — заявляет Виктория Ольнева. По словам генерального директора и владельца компании «Страта Партнерс» АНастаСИИ ЮСИНОЙ, фитнес-услуги перестают быть элементом престижа: «Карта в клуб становится пропуском в мир здоровья и хорошего самочувствия. Многие клиенты начали это понимать. Формируется класс более искушенных потребителей, предъявляющих четко сформулированные требования к услугам фитнес-клубов. Теперь они хотят новинок и высокого качества услуг», — отмечает она.

В целом эксперты считают, что потенциал у рынка высокий: «Потенциальная потребность города-миллионника на ближайшие годы превышает текущее предложение минимум в 4 раза, — отмечает Михаил Плужников. Насыщение рынка произойдет, как предрекают эксперты, примерно через 5 лет.

В ближайшие годы рынок будет развиваться высокими темпами. Главным образом, благодаря выходу в Ростов крупных операторов российского рынка. «В ближайшие годы будет наблюдаться увеличение присутствия сетевых проектов в регионах. Сейчас многие из них уже обосновались и будут продолжать расширяться», — прогнозирует Анастасия Юсина. Кроме того, эксперты предрекают появление новых федеральных игроков. Так, в 2007 г. о планах прихода в наш город заявила федеральная сеть «ИКС-фит». Компания «Планета фитнес» разместила у себя на официальном сайте информацию о строительстве своего фитнес-клуба в донской столице на ул. 1-я линия общей площадью 3700 кв. м. По словам Михаила Плужникова, примерно лет через пять в Ростове появятся западные игроки, которые сегодня работают в Москве.

Местные игроки также планируют бороться за свою долю рынка. По словам Игоря Иткина, «Спорт-сити» намерен в ближайшие два года довести количество клубов в различных районах города до семи. А Галина Федорина прогнозирует, что в течение ближайших лет сеть «Олимпия» расширится до пяти клубов.

Однако многие эксперты полагают, что под напором федеральных сетей большое число местных игроков будет вынуждено уйти с рынка. По мнению Галины Федориной, местные игроки вполне смогут конкурировать с крупными столичными сетями, ведя низкую ценовую политику и сформировав пул постоянных клиентов. А Виктория Ольнева рассуждает: «Успешно смогут работать только те местные компании, которые поднимут качество своих услуг и сервиса до уровня крупных сетей. Небольшие клубы смогут противостоять конкуренции, выбирая какие-либо узкие ниши. Например, фитнес-клуб небольшой площадью сможет привлечь клиентов домашней, уютной обстановкой. Михаил Плужников считает, что рынок придет к глубокой специализации только через несколько лет: «В Европе есть клубы, которые оказывают услуги исключительно для людей, испытывающих проблемы с позвоночником. Но мы к такому придем еще не скоро».

Пока же эксперты уверены, что в специализации нет необходимости, пока конкуренция не столь напряженная. Напротив, по словам Игоря Иткина, в России и в Ростове наблюдается тенденция к расширению спектра услуг фитнес-клубов. «Эволюция фитнес-клубов выглядела примерно так: сначала — «брутальные качалки», потом — тренажерный зал с аэроб- ным залом для женщин, и в итоге — фитнес-клуб с тренажерами, аэробными и восточными залами, массажным кабинетом, солярием и SPA. Сейчас уже к привычному комплексу услуг фитнес-цент- ров добавляются новые оздоровительные и спортивные площадки. Например, гольф-поля, лечебные грязи и т. д.». По мнению Анастасии Юсиной, внедрение веллнес-программ в фитнес-клубах стало за последние годы одной из основных тенденций на рынке. «При этом, естественно, что клуб, который заявляет о таких программах, обязательно должен иметь аква-зону и очень квалифицированный персонал», — добавляет она.

Впрочем, несмотря на то, что эксперты видят перспективы за клубами с широким спектром услуг, на рынке начинают появляться игроки, работающие в узких нишах. Пример — открывшийся в январе первый ростовский фитнес-клуб для желающих научиться катанию на горных лыжах. По словам его владельцев, клиен- ты будут иметь возможность освоить лыжный спорт еще до поездки в горы на специальном тренажерном оборудовании-симуляторе.

Также некоторые игроки рынка предполагают, что в дальнейшем основную форму оплаты в крупных фитнес-клубах премиум и миддл уровней могут взять на вооружение и местные игроки, поскольку годовые карты помогают повысить рентабельность фитнес-центра во время сезонных спадов спроса. Пока такую систему ввели лишь немногие местные игроки. Игорь Иткин вспоминает: «Когда мы внедряли годовые карты, приходилось делать это постепенно, изымая из обращения абонентские месячные карты и отучивая клиентов платить за каждое занятие отдельно. Сейчас мы перешли полностью на годовые абонементы. Но чтобы не отпугивать клиентов непривычной пока для Ростова единовременной выплатой, ввели возможность сделать это в кредит».