Звание «Человек года в риэлторском бизнесе», по мнению экспертов, заслужила Марина Строева, гендиректор компании «Дон-МТ- Недвижимость». Коллеги считают, что она всегда идет «впереди рынка», исполь
Вероятно, МАРИНА СТРОЕВА— одна из самых известных женщин в сфере риэлторского бизнеса Ростова. Она уже более 17 лет занимается недвижимостью и за свой трудовой риэлторский стаж прошла все ступени карьерной лестницы — она работала простым агентом, руководителем офиса, генеральным директором, затем стала учредителем. «Я пришла в этот бизнес в 1993 году. По образованию инженер-строитель, имею высшую инженерную категорию. Но после перестройки в России закрылось большинство проектных институтов, и моя профессия перестала быть востребованной— пришлось искать новую работу»,— вспоминает г-жа Строева.
По многим показателям АН «Дон-МТ» является лидером на рынке города, а по мнению коллег, Марина Строева как учредитель и гендиректор этого агентства,— один из самых эффективных управленцев в риэлторском бизнесе. Сейчас компания «Дон-МТ-недвижимость» имеет семь офисов, через месяц собирается открыть восьмой, в штате числится более 200 человек, а в этом году фирма стала победителем в номинации «Лучшая риэлторская компания России». «Это очень серьезный конкурс, он проходит каждый год в Москве. Не только победа, но и само участие в нем требует серьезной подготовки,— поясняет г-жа Строева.— Мы в этом году активно внедряли передовые технологии бизнеса, новые учебные программы, развивали интернет-отдел и в итоге вышли на высокие показатели по сделкам. Думаю, поэтому и стали лучшими». Именно компания Строевой одна из первых на рынке начала активно задействовать интернет для продвижения и увеличения продаж. Во время кризиса был создан специальный веб-отдел: ранее агентства недвижимости города так интенсивно с интернетом не работали.
«В 2006 году мы открыли учебный центр, в котором сейчас обучаются не только наши сотрудники, но и специалисты из других компаний, и даже из других городов. Мы аккредитованы при Российской гильдии реэлторов и проводим аттестацию специалистов по недвижимости в Ростове»,— добавляет Марина Строева. В настоящий момент учебный центр «Дон-МТ»— крупнейший в городе, что также является достижением, отмечает МАКСИМ ХМЕЛЬ, директор АН «Парус». С тем, что г-жа Строева достойна звания «Человек года», согласились не только коллеги по риэлторскому бизнесу, но и ведущие застройщики Ростова. Коллеги утверждают, что партнерских отношений с застройщиками Марине Строевой удается добиваться благодаря тому, что она умеет грамотно вес- ти переговоры. По мнению экспертов, к женщине в бизнесе в сфере недвижимости всегда предвзятое отношение — мужчины часто скептически относятся к идеям, которые предлагают коллеги-женщины, но женщины гибче, им иногда проще налаживать контакты и добиваться нужного результата. «Надеюсь, что в будущем наши партнерские отношения с застройщиками будут только укрепляться», — уверена Марина Строева.
Основным конкурентом на звание «Человек года» у г-жи Строевой был ЕВГЕНИЙ СОСНИЦКИЙ, гендиректор компании «Титул». «Я считаю, что и Строева, и Сосницкий вносят наибольший вклад в развитие ростовского рынка недвижимости. Они применяют новаторский подход к ведению бизнеса и тратят много времени на общественную работу, связанную с развитием рынка недвижимости,— поясняет Максим Хмель.— Что касается Марины Строевой, то она первопроходец местного риэлторского бизнеса. Вместе со своими сотрудниками она делает все, чтобы сформировать положительный имидж у риэлторского сообщества. И за это она уже достойна уважения своих коллег».
Ростовские риэлторы отмечают оживление на рынке— количество сделок в течение года росло, число обращений в агентства, соответственно, тоже. Однако работать стало сложнее, говорят эксперты— клиенты стали более требовательными к качеству услуг и чаще стали мошенничать, чтобы не платить агентам комиссию.
Основной тенденцией рынка, по мнению экспертов, стал переход риэлторов на новые стандарты работы. По данным ЮГРО, основной принцип новой стратегии— система работы с продавцами объектов недвижимости, при которой продавец может единовременно продавать свой объект только через одно агентство недвижимости на основании заключенного между ними договора ответственного обслуживания с обязательной оплатой комиссионного вознаграждения (или его части) за свой счет. МАКСИМ ХМЕЛЬ, директор АН «Парус»: «Ведущие агентства недвижимости города осознали, что дальше невозможно развиваться хаотично, по своим внутренним схемам. Сейчас у многих участников рынка есть желание стандартизировать рынок. Переход на новую систему оплаты, когда за сделку платит не только покупатель, но и продавец, важный шаг к этому». Как утверждает ЕВГЕНИЙ СОСНИЦКИЙ
Последствия кризиса риэлторы испытывают до сих пор. «По-прежнему предложение превалирует над спросом, все так же наибольшей популярностью у клиентов пользуется жилье эконом-класса, многие фирмы продолжают идти на поводу у покупателей и демпингуют»,— добавляет г-н Сосницкий. О том, что демпинг процветает, говорят все эксперты. Официально стандартный размер комиссионных составляет 6%, но на деле таким тарифом пользуются только крупные агентства недвижимости, да и то не во всех случаях. «Неразвитость этого бизнеса привела к тому, что в условиях кризиса первое, что стали делать риэлторы— демпинговать, чтобы зарабатывать хоть что-то. Все это негативно сказывается на рынке. Так как за невысокую плату люди получают низкий уровень качества услуг»,— говорит Евгений Сосницкий.
Участники рынка также отмечают, что работать стало сложнее: покупатели более требовательны к качеству услуг. Если раньше человек принимал решение о покупке квартиры после 3-4 просмотров, то теперь после осмотра 15–20 объектов. «В сегменте коммерческой недвижимости также стало меньше простых сделок. Объем трудозатрат на одну сделку значительно вырос по сравнению с докризисным уровнем»,— утверждает Максим Хмель.
Еще одна проблема, с которой столкнулись риэлторы— увеличение случаев мошенничества со стороны клиентов. «Люди придумывают различные способы, чтобы не платить. Приведу пример: звонит как-то в нашу юридическую компанию «Риэлти-эксперт» клиент и просит записать его на юридическую консультацию. Я спрашиваю: «А по какому вопросу?». Он мне отвечает: «Мы заключили договор, заплатили задаток, а теперь хотим с продавцом сами провести сделку, в обход агентства недвижимости. Посоветуйте, как лучше это сделать». И это не единичный случай»,— говорит Станислав Нови.
Елена Яковлева