Меню

Бизнесменов потянуло в гордуму

По мнению экспертов, получение статуса депутата дает предпринимателям пропуск во многие кабинеты — появляется возможность эффективнее лоббировать личные и корпоративные интересы. Сами кандидаты г

Выборы в Городскую думу пятого созыва примечательны тем, что на места в ней претендует рекордное количество представителей бизнеса. Они составили 40% от общего числа зарегистрированных кандидатов. Этот показатель вырос вдвое по сравнению с выборами в Думу предыдущего созыва.


По мнению экспертов, получение статуса депутата дает предпринимателям пропуск во многие кабинеты — появляется возможность эффективнее лоббировать личные и корпоративные интересы. Сами кандидаты говорят о других мотивах. АШОТ ХБЛИКЯН, гендиректор ООО «Империя продуктов», депутат ростовской думы четвертого созыва, выдвинувший свою кандидатуру и на эти выборы, уверен, что талант управленца, коим обладают многие бизнесмены, можно направлять и в русло общественной работы. «Если человек смог организовать успешный бизнес-проект, значит, с талантом у него все в порядке. Есть желание применить его на благо города — почему нет?»
Но одного желания не всегда достаточно. Практика показывает, что способ выдвижения собственной кандидатуры играет не менее важную роль. Среди особенностей этой кампании стоит отметить возросшую «партийность» выборов. По данным областного избиркома, в 2005 г. из 112 зарегистрированных кандидатов 41 шел на выборы самостоятельно. Сейчас же из 117 человек таких смельчаков лишь 5. Беспроигрышным вариантом в такой ситуации видится проход по спискам «Единой России», но тут не все так просто. С 2009 г. единороссы ввели у себя систему праймериз — предварительного отбора внутри партии на одно кандидатское место. Для многих этот барьер оказался непреодолимым. Кто-то, потеряв надежду на победу, ушел из «Единой России» и выдвинулся самостоятельно. В самой партии относятся к таким прецедентам философски. «Конечно, отток людей не может не вызывать негатив. Но с другой стороны, такой «естественный отбор» позволяет нам выдвинуть именно тех кандидатов, в которых мы полностью уверены», — говорит АЛЕКСАНДР НЕЧУШКИН, руководитель исполкома ростовского отделения «Единой России».
Остальные партийные организации по-разному относятся к бизнесменам в своих списках. Секретарь ростовского Обкома КПРФ ИГОРЬ НЕСТЕРЕНКО отмечает, что экспансия бизнеса в законодательную власть города к хорошему не приведет, о чем можно сделать выводы на основе работы думы предыдущего созыва. «Три года из пяти лет работы этой думы пришлись на благополучный в экономическом плане период. Но налоги все так же росли, а жизнь горожан лучше не становилась. Все потому, что бизнесмены, попадая во власть, заняты лишь тем, чтобы вернуть деньги, потраченные на предвыборные кампании», — полагает г-н Нестеренко. Анализируя списки кандидатов от ЛДПР и «Справедливой России», он делает вывод, что основную их часть составляют те, кто сам способен покрыть собственные предвыборные затраты. «При такой системе политические взгляды человека уходят на второй план. Поэтому наши люди часто даже не знают депутатов от собственных округов. А им ведь надо объяснить, какие изменения происходят в городе, как их это затрагивает», -— говорит г-н Нестеренко.
Координатор ростовского отделения ЛДПР АЛЕКСАНДР ТЮРИН не отрицает, что для победы в выборах необходимы значительные ресурсы — от денег на предвыборную кампанию до времени на встречи с избирателями. Он отмечает, что такими ресурсами в нашей стране сейчас обладают только бизнесмены. «Но ведь это люди, которые могут и умеют взаимодействовать с властью, и я не вижу здесь большой проблемы», — заключает он.
СЕРГЕЙ КОСИНОВ, руководитель ростовского отделения «Справедливой России», считает, что ситуацию, когда предвыборная кампания превращается в бизнес-проект, нужно срочно менять. Введение ограничения на бюджет одной кампании станет действенной мерой, утверждает он. «Сумма должна быть такой, чтобы средств хватало только на законные методы борьбы, а не на подкупы и взятки, которые сейчас встречаются повсеместно. Одна из партий, например, использует социальные службы для рассылки подарков в нужных округах. Такого быть не должно», — говорит г-н Косинов.
Но пока подобных ограничений нет, все идет к тому, что бизнеса во власти с каждым годом будет все больше. И в этом нет ничего плохого, считает СЕРГЕЙ СМИРНОВ*, политтехнолог, директор фонда «Прикладная Политология». Прежде всего потому, что большинство вопросов, поднимаемых в той же городской думе, связаны с экономикой. Он позитивно оценивает итоги работы прошлой гордумы, где также было немало людей из бизнеса, особо выделяя при этом принятие генплана города до 2025 г. Главной же задачей новой думы, по мнению г-на Смирнова, станет мобилизация горожан на более активное участие в жизни Ростова-на-Дону. Свою роль в этом должны сыграть опытные депутаты-бизнесмены, участвовавшие в думах прошлых созывов.
Один из таких «старожилов», г-н Хбликян, согласен с тем, что прошлая гордума поработала плодотворно, и ждет от нового созыва наращивания набранных темпов. В числе основных успехов гордумы он называет снижение роста земельного налога, принятие нескольких программ социально-экономического развития города, а также увеличение, вопреки всем прогнозам, городского бюджета. Главные задачи новой думы — начало строительства метро, запланированное на 2014 г., расширение Ворошиловского моста и развитие проекта «Большой Ростов».

* - выполняет функции иностранного агента