Как отмечает АЛЕКСЕЙ ПОЛЯНСКИЙ, основные изменения, которые необходимо будет внести в генплан, связаны с проектом «Большого Ростова», ростовской агломерации, который уже разработан и находится н
Как отмечает АЛЕКСЕЙ ПОЛЯНСКИЙ, основные изменения, которые необходимо будет внести в генплан, связаны с проектом «Большого Ростова», ростовской агломерации, который уже разработан и находится на утверждении. А этот проект предполагает более интенсивное развитие южной столицы по направлению к городам-спутникам. Прежде всего, изменения коснутся транспортной системы города. Дорожная схема Ростова станет более открытой — большая часть дорог, которые ранее согласно генплану должны были кольцеваться и замыкаться в черте города, будет направлена к внешним транспортным развязкам на те направления, куда пойдет дальнейшее развитие города. Остальные корректировки затронут инженерную инфраструктуру, и, по мнению г-на Полянского, для простых обывателей будут не заметны. «Генеральный план — это лишь руководство к действию. Когда начинаешь конкретно работать по отдельным направлениям, то приходится что-то детализировать. Получилось так, что мы сделали генплан Ростова, а только после этого был разработан проект «Большого Ростова». И если через призму агломерации смотреть на Ростов, то многие вещи видятся по-другому», — говорит Алексей Полянский.
Помимо дорожной системы, что еще изменится в городе?
— Будут несколько изменены планы по освоению территории Кумженской рощи. В генеральном плане было обозначено, что там должно быть масштабное жилищное строительство. Но при более детальном изучении этой территории выяснилось, что почва там малопригодна для плотной застройки. Естественно, мы не оставим намерения развивать этот район, но, возможно, доля рекреационного использования земель будет преобладать над массовым жилищным строительством.
Какие проекты для Ростова сегодня наиболее важны и требуют реализации в ближайшее время?
— Сейчас важно сделать грамотные своевременные шаги по развитию транспортной инфраструктуры, чтобы избежать в будущем транспортного коллапса. Перспективы в этом направлении радужные. У нас достаточно большой, еще не исчерпанный резерв магистралей и развязок, которые когда-то были заложены в старый генплан и в новый. Основные среди них — это дорожный диаметр по ул. Сиверса и строительство мостового перехода через Дон в створе этой улицы, проекты Северного и Южного обходов, позволяющие соединить Ростовский универсальный порт с магистралями М-4 и М-23, строительство понтонного моста через Дон на Зеленый остров, строительство «Кизитеринского диаметра» и т.д. Еще один важный для города проект — «Вода Ростова», касается инженерной инфраструктуры. Это комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения. По этому проекту уже открыто финансирование. Может, странно слышать это от архитектора, но именно эти проекты являются сейчас приоритетными для развития города. Это тот каркас, который позволит создать благоприятный инвестиционный климат в городе. Ведь проблемы с инфраструктурой всегда выступают мощным сдерживающим фактором в инвестиционном развитии. Именно поэтому я считаю, что реализация крупных архитектурных объектов уходит пока на второй план.
Будет ли застраиваться центр? Или администрация пока отказалась от жилищного строительства в этом районе города из-за проблем с отселением?
— Сейчас в приоритете комплексная застройка. Я имею в виду микрорайоны «Ливенцовка», «Норд», «Декоративные культуры» и т.д. Также у нас есть обширные планы по комплексному освоению центральной части города. Но их пока не удается реализовать: проблема в том, что любая застройка, реконструкция в центре города связана с расселением. Достаточно масштабным и дорогостоящим. Не всякий инвестор возьмется за это. Администрация сейчас работает только в рамках программы, связанной с отселением из аварийного фонда. Это штучные объекты, а не массовое отселение. Но в ближайшем будущем ситуация должна измениться. В градостроительный кодекс РФ была введена статья о развитии застроенных территорий. И этот новый правовой механизм, который позволит администрации расселять граждан даже не из аварийного фонда, дает право обращаться в суд, если правообладатели отказываются отселяться или заламывают цену за собственность. Теперь застройщики уже не будут сражаться один на один с собственниками жилья. В связи с этим мы сейчас готовим два конкурса на освоение территорий в центральной части города, которые должны будут пройти в начале следующего года. Комплексную застройку мы планируем и в районе «Нахичевань». Проект развития этого района уже готовит волгоградская компания ОАО «Ростстройпроект».
Как продвигается процесс выноса производственных предприятий за черту города?
— Это давний процесс, и в нем больше рыночной составляющей, нежели силовой. Большинство предприятий самостоятельно приходят к выводу о том, что лучше иметь производственные мощности за чертой города, а на месте старых площадок строить коммерческие объекты. К примеру, мясокомбинат «Тавр» в скором времени освободит участок в районе пр. Театральный, ростовская бумажная фабрика — район ул. Сиверса, несколько ростовских судоремонтных предприятий перенесут свои мощности с Набережной на Левый берег.
Насколько активны сейчас инвесторы?
— Инвесторы среднего порядка пока не слишком активны. У нас сейчас 250 участков выставлены на торги под индивидуальное строительство. Это район «Декоративные культуры». Однако желающих их приобрести пока немного. А вот крупные инвесторы продолжают реализовывать свои проекты –– гипермаркет «Реал» скоро откроется, полным ходом идет строительство ТРК «Шоколад», ТРК «Мегамаг».
Есть ли перспективы найти инвестора у многострадального ростовского метро?
— Чем выше будет готовность этого проекта, тем больше вероятности найти инвестора. Город должен иметь в своем портфеле несколько хороших серьезных проектов, которые обеспечат ему надежное поступательное развитие. Сначала проект — потом деньги. Проект уже есть, значит, инвестор найдется.
Как, по вашему мнению, изменится Ростов через 10–15 лет?
— 15 лет — это небольшой срок для очевидных глазу обывателя изменений. Думаю, облик Ростова за это время серьезно не поменяется. Но будут решены многие задачи, которые на первый взгляд не будут видны жителям. Где-то станет более надежным энергоснабжение, где-то улучшится ситуация с транспортом. Но потом уже на этих «дрожжах» начнут расти объекты, в этом у меня нет сомнения. Сначала нам необходимо обеспечить развитие инфраструктуры, а только потом за нею последует развитие архитектуры.
Родился 5 января 1963 г. в г. Ростове-на-Дону.
Образование: 1985 г. — Ростовский инженерно-строительный институт, квалификация — «архитектор».
Карьера: 1990–1997 гг. — архитектор архитектурно-планировочной мастерской, руководитель группы проектного института «Ростовгражданпроект»; 1997–2002 гг. — главный архитектор-проектировщик Ростовского областного фонда социальных проектов МБРР. 2002 г. — начальник отдела перспективной застройки МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству»; 2005 г. — начальник отдела проектного сопровождения Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области; 2007–2009 гг. — начальник отдела градостроительного развития Ростовской агломерации Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области. 2009 г. — главный архитектор г. Ростова-на-Дону.
Семья: Женат, два сына.