Меню

Алексей Колбин: Ямочный ремонт нужно свести к минимуму

В Ростовской области в 2012 г. будут сданы многие дорожные объекты, работы по которым были начаты в предыдущие годы. В нынешнем году в России возрождены дорожные фонды.

Сегодня они действуют как на федеральном уровне, так и на региональном. Дорожники утверждают — это позволит улучшить ситуацию в сфере дорожного хозяйства. Ждут ли положительные изменения донскую дорожную отрасль, «ДК» рассказал заместитель министра транспорта Ростовской области Алексей Колбин.

Один из самых значимых объектов, который будет сдан уже в этом году, — это Северный обход Ростова‑на‑Дону от хутора Щепкино до автодороги Ростов — Родионово‑Несветаевская — Новошахтинск — благодаря ему часть транзитного транспорта будет выведена с улиц донской столицы. Завершается реконструкция участка автомобильной дороги Ростов‑на‑Дону — Семикаракорск — Волгодонск — одного из самых востребованных направлений на региональной сети дорог. Ведется строительство дороги Шахты — Цимлянск, которая соединит Октябрьский и Усть‑Донецкий районы и сократит путь на 20 км.

Предприятия и дороги

Завершается строительство долгожданного современного моста на автодороге Азов — Ейск. Прежний 1928 г. постройки не справлялся с возросшим автомобильным потоком, на нем было возможно только реверсивное движение.

Расскажите о мосте Азов — Ейск — ведь это был, можно сказать, памятник истории.

— Мост был реконструирован в конце 1950‑х годов, его ширина составляла 4,5 м. Разъехаться двум машинам было в принципе невозможно. Проезжая часть нового моста расширена до 10 м — эти параметры позволяют бесперебойно двигаться в обе стороны как легковому, так и грузовому транспорту. Мост расположен на дороге, которая ведет в одну из туристических зон области.

Когда общаешься с руководством компаний, которые собираются инвестировать в экономику Дона, то у них, как правило, возникает две проблемы — земля и дороги. Какова сейчас ситуация со строительством подъездных путей к инвестплощадкам? Есть проекты, которые уже реализуются?

— Конечно. Например, чтобы обеспечить транспортной инфраструктурой завод «Гардиан‑стекло», ведется строительство Северного обхода Новошахтинска. Обход позволит увести грузовые машины с самого города, и вывести их на М4. В этом году начнем строить Южный обход Красного Сулина. Ну и, безусловно, самый глобальный проект, к реализации которого мы уже приступили, — это новая автомобильная дорога Ростов‑на‑Дону — Азов в обход населенных пунктов Овощной, Кулешовка, Ново‑Александровка. Она будет выходить в районе завода «Пепси». Беспрепятственно, практически без съездов. Очень интересный проект, дорогостоящий. Эта дорога даст дополнительный толчок развитию Азовской инвестиционной зоны. Уже проведен аукцион на выкуп земли. Строительство рассчитано на 4 года. Общая стоимость работ порядка 8 млрд руб. Все работы финансируются за счет средств областного бюджета.

Еще о предприятиях и дорогах. Левый берег, улица Луговая, где располагаются крупные предприятия, — «Донской табак», «Астон», «Юг Руси». Есть ли планы по решению этой проблемы?

— Автодорогу по 1‑й Луговой город начнет ремонтировать в этом году. Разработка проекта находится уже на завершающей стадии. Там планируется провести капитальный ремонт с организацией 100 парковочных мест для большегрузных машин.

Можно ли мелкому или среднему бизнесу принять участие в реализации каких‑либо проектов по развитию дорог в области? В каких направлениях?

— Именно для малого и среднего бизнеса область ежегодно выставляет на торги лоты, общая стоимость которых составляет 10% от всех средств, предусмотренных в областном бюджете на дорожное хозяйство. В соответствии с ФЗ № 94 мы просто обязаны малому бизнесу отдавать такое количество заказов. Как правило, это разработка проектно‑сметной документации, содержание дорог, ремонт и строительство тротуаров и освещения автодорог. Стоимость одного лота, предусмотренного для малого бизнеса, не более 15 млн руб. В остальных тендерах участвуют, как правило, более крупные компании.

Возможно ли иностранной компании выиграть тендер на реализацию проекта по строительству дорог в регионе? Были ли такие прецеденты?

— А почему нет? В соответствии с тем же ФЗ № 94 в торгах может принять участие любое юридическое лицо независимо от места нахождения. Но на сегодняшний день иностранные компании в областных торгах участия пока не принимали.

Когда компании участвуют в торгах, то побеждает та, которая назовет наименьшую сумму, за которую она готова работать. Не кажется ли вам, что эта система, скажем так, не лучшим образом влияет на качество наших дорог? Ведь за счет чего‑то компании должны экономить, чтобы не работать в ноль.

— По поводу качества дорог могу сказать одно — у нас довольно жестко контролируется процесс строительства и ремонта. Существуют отделы, которые курируют именно эти вопросы. Есть собственная лаборатория — независимая, выбирается она на конкурсной основе. К тому же есть гарантийные сроки. Если какой‑то дефект появляется на тех дорогах, где срок еще не прошел, — заставляем подрядчика восстанавливать за собственные средства.

Деньги и дороги

Благодаря возрождению дорожного фонда на развитие дорог области будет направлено 9,8 млрд руб. Сумма более чем в полтора раза превышает финансирование отрасли в минувшем году. Из этих средств 4,4 млрд руб. составят субсидии муниципальным образованиям, что почти в три раза больше, чем в 2011 г. В планах властей — строительство дорог к селам, благоустройство улиц и даже капитальный ремонт дворов городов и районов области.

В начале весны с ремонтом дорог в муниципалитетах случилась, скажем так, заминка. И это несмотря на то, что финансирование было увеличено. Пришлось в вопросе разбираться губернатору области. Можете назвать причины?

— Да, весной мы столкнулись с проблемой — не все муниципалитеты были готовы приступить к ремонтным работам, многие не смогли вовремя предоставить проектно‑сметную документацию на объекты, поэтому не были организованы тендеры. Кроме того, аномально холодная зима с резкими перепадами температур увеличила разрушения дорожного полотна. А если учесть, что дороги не ремонтировались в нормативные сроки из года в год, то разрушения носили, можно сказать, катастрофический характер. Но к середине апреля большинство городов и районов смогли устранить аварийную ситуацию.

Замечу, что значительная часть дорожного фонда будет направлена в муниципальные образования. Это беспрецедентная сумма — ранее на дорожное хозяйство городов и районов выделялось порядка 1 млрд руб. Раньше область выделяла средства только на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных дорог. В этом году почти четвертая часть субсидий предусмотрена на текущий ремонт и содержание улично‑дорожной сети городов и районов.

Что нужно сделать, чтобы не латать ежегодно ямы на дорогах? Или это невозможно?

— Это действительно невозможно. Ямочный ремонт ведется ежегодно на дорогах всех регионов и стран мира. И полностью отказаться от него еще никому не удалось. Вопрос в другом — как его свести к минимуму. Для этого нужно соблюдать межремонтные сроки. Но, к сожалению, пока у нас их выдерживать не получается. По нормативам, в области ежегодно должны ремонтировать, включая и капремонт, порядка тысячи километров. Даже в условиях увеличения финансирования, в этом году мы отремонтируем только 200 км областных дорог. При этом продолжается рост нагрузки на дорожную сеть. Сегодня нормативным требованиям не соответствует почти половина дорог области.

Но возрождение Дорожного фонда уже в этом году дало нам возможность существенно увеличить объемы работ. И в будущем финансирование отрасли будет только увеличиваться.

Подготовила Надежда Мартова