Меню

Алексей Калинов

Обанкротившийся завод по производству силикатного кирпича в удаленном от Ростова городке стал со временем одним из ведущих предприятий строительной отрасли региона. Сейчас он называется «Глубокинск

Обанкротившийся завод по производству силикатного кирпича в удаленном от Ростова городке стал со временем одним из ведущих предприятий строительной отрасли региона. Сейчас он называется «Глубокинский кирпичный завод». Генеральный директор Алексей Калинов рассказал, как это было и почему самый лучший кирпич— всегда желтого цвета.

Строим будущее из кирпича

В начале 90-х годов «Глубокинский кирпичный завод», как и многие другие предприятия, попал под волну приватизации. В его случае, она прошла по мягкому сценарию: в 1991 году его акционером стал трудовой коллектив завода. Но в руках малоопытных людей завод через несколько лет пришел в упадок, так как на металлолом было распродано все, что только смогли открутить. В расход пошла даже большая известковая печь и новенький пресс. В 2001 году арбитражный суд ввел на предприятии конкурсное производство, а арбитражным управляющим стал Андрей Ляшов. Впоследствии со своей женой Еленой он приобрел все, что осталось от предприятия, и провел его модернизацию. Сейчас Андрей Ляшов— президент холдинга «ТИБЛ-групп», основой которого является «Глубокинский кирпич». «Я остаюсь акционером завода, но активного участия в его управлении не принимаю»,— говорит Ляшов. С 2008 года генеральным директором завода стал Алексей Калинов. С этого момента предприятие прошло еще одну модернизацию и выросло в холдинг с участием зарубежного капитала.
Каковы сейчас мощности завода?
В этом году мы должны выпустить порядка 65 млн кирпичей. В прошлом году выпустили около 54 млн. Сейчас практически подошли к технологическому пределу. Да, в советское время завод производил в полтора раза больше, но о качестве этого продукта говорить не приходилось: кирпич просто грузили навалом в самосвалы и выгружали, просто высыпав кучу на землю. Сейчас мы реконструируем котельные, уже заменили мельницу. И в следующем году мы планируем увеличить мощности завода примерно на 20%, а то сейчас мощность завода ограничивает сбыт.
Во сколько обошлась модернизация? В состоянии ли предприятие провести реконструкцию на собственные средства?
— Сколько стоила реконструкция— коммерческая тайна. Но вы можете сами представить объем инвестиций, если только один из прессов для изготовления кирпичей обошелся нам в 1,5 млн евро. У нас есть определенное количество банков, которые нам предоставляют хорошие кредиты. Перед самым кризисом мы построили автоматизированную линию по производству фактурного кирпича. Кризис ударил по строительству и банки забеспокоились, сможем ли мы вернуть им деньги. Переговоры были тяжелыми. Но у нас не произошло падения продаж, потому что работа всего холдинга была выстроена по принципу вертикальной интеграции: каждый актив нашего портфеля работал на нужды завода. И через несколько лет мы отдали все кредиты, хотя кредиты были длинными.
Почему ваша компания называется международным холдингом?
— Потому что у нас есть некоторое количество инвесторов за рубежом. Всего у нас шесть акционеров.
Кто они?
— Это мы не раскрываем.
Вы первыми в России в 2008 году поставили на заводе автоматическую производственную линию по изготовлению растрированного кирпича. Но в нашей стране он не так популярен, как в Европе.
— А мы верим в перспективу этого продукта. Практика показывает, что российские тенденции повторяют европейские с определенным отставанием. В Европе порядка 45% производимого кирпича— это растрированный кирпич. А у нас всего около 2%. Чтобы выпускать этот кирпич нам пришлось построить новые здания, закупить оборудование в Германии. Мы верим, что эти затраты оправдаются, просто мы работаем на опережение.
Ваша многослойная стена «Тибл» является разработками отечественных технологов? Или мы, как всегда, позаимствовали идею у Запада?
— Это технология, в определенной степени заимствованная в Европе, там она является лидирующей при строительстве малоэтажного жилья. Мы просто взяли ее и адаптировали под наши ГОСТы, СНиПы, под наши климатические условия. Это многокомпонентная стена, состоящая из несущего известково-песчаного камня, утеплителя, воздушного зазора и облицовочного кирпича. Она формируется по принципу вентилируемого фасада. Преимуществ много. Во-первых, не нужен вертикальный шов, экономится раствор, вся стена возводится по нормативам в существенно более короткие сроки, нежели по традиционной технологии. Во-вторых, цена. За основу стены взят несущий блок— известково-песчаный камень. Стоит он 45 рублей и заменяет 7,5 обычных кирпичей. По технологии, на укладку этого блока уходит столько же времени, сколько на кладку одного кирпича. Эта технология позволяет удешевить квадратный метр стены в полтора раза.
Почему завод производит кирпич желтого цвета, он что, так популярен у потребителя? Не кажется ли вам, что из белого или серого дом выглядит благороднее?
— Нет, не кажется. С течением времени любой материал выгорает, становится похожим на ландшафт. Материя стремится к своему природному естеству. Любой кирпич сделан из песка, который, как известно, в основном желтого цвета. Поэтому кирпич любого цвета превращается со временем в желтый. Наш кирпич— желтый изначально. Песок для него мы добываем в собственном карьере в Каменском районе, недалеко от завода. У нас очень высокое содержание кварца в кирпиче— более 90% (у конкурентов около 55%), это очень важно. В Европе из такого песка делают стекло, а мы— кирпичи. Поэтому обычный кирпич стоит порядка 3,94 рубля, наш кирпич— 15 рублей.
Дорогой не значит золотой
Ваш силикатный кирпич один из самых дорогих в России. На какие уступки вы готовы пойти, какие скидки предложить своим дилерам?
— Мы не просто продаем продукт, мы продаем систему сбыта. Как обычно налажен сбыт обыкновенного кирпичного завода? Часто этот отдел представлен несколькими тетушками, которые сидят и выписывают накладные на заводе. Покупатель может пойти к директору, поторговаться с ним, «договориться» и купить кирпич дешевле. Причем система скидок не прозрачная: как кто договорится. В строительный сезон у кирпичного завода стоит очередь из частников. У нас— из дилеров. Мы даем дилеру такую скидку, чтобы он в нее мог уложить и свои издержки, и свою прибыль, а также доставку до конечного потребителя. И на выходе мы получаем одинаковую цену для конечного потребителя вне зависимости от того, покупает он у дилера или непосредственно у нас. Да, по сравнению со многими образцами силикатного кирпича, производимыми в России, у нас достаточно дорогой кирпич. Но опыт показывает, что самая дорогая газированная вода— Coca-Cola— уже более 30 лет занимает первое место по объему продаж и продается гораздо лучше обычной газировки. У нас похожая ситуация.
Ваши дилеры рассказывают об обучающем центре «ТИБЛ-групп», где вы учите новой технологии кладки кирпичей. Зачем делиться конкурентными преимуществами, ведь у вас есть своя строительная компания?
— Наша строительная компания вырабатывает всего 5% от производственных мощностей завода. Поэтому мы делимся наработками не с конкурентами, а со строительными компаниями-партнерами. По российским гостам и снипам норма кладки для каменщика— это 600 кирпичей за смену. А в Германии при соблюдении технологии кладки кирпича, которой мы и обучаем в нашем центре, каменщик кладет 5 тысяч штук за смену. Система эффективной кладки камня такая — бригада из шести человек, где у каждого работника своя определенная операция, свой фронт работы. Один человек кладет раствор, другой ставит камень, третий проходит и кияночкой подравнивает камень, добиваясь ровной поверхности стены, следующий затирает швы и так далее. При соблюдении технологии, стена выкладывается за сутки.
Высотные дома для бедных
В России пару лет назад был заявлен проект «малоэтажная страна». Но пока реальных шагов в этом направлении нет. Коттеджные поселки также не нашли своего массового покупателя, так как слишком дороги для потребителей. Но, по мнению Алексея Калинова, у малоэтажной застройки в России есть будущее.
Зачем вы создали строительную компанию, ведь спрос на малоэтажку из дорогого кирпича в России не высокий?
— Мы сторонники того, что люди не должны жить в многоэтажных бетонных коробках. В Европе в таких домах живут беднейшие слои населения и иммигранты. А средний класс и обеспеченные люди живут в частных домах и таунхаусах. В России должна быть такая же ситуация. Тем более, что земли в России много. Эту концепцию мы и продвигаем в Ростовской области.
Насколько успешным инструментом продаж для вас является Интернет?
— Практика показывает, что пока в России не покупают кирпич по Интернету. В Ростове нашу продукцию через всемирную сеть покупает лишь 3–4% от всех клиентов. В Москве и Подмосковье ситуация более оптимистичная: там этот показатель— 20%. Но рано или поздно ситуация в нашем регионе изменится в лучшую сторону.
Сейчас крупные ростовские строительные комбинаты внедряют на своем производстве новые технологии. Что вы делаете, чтобы остаться в числе лидеров?
— Мы собираемся увеличить количество выпускаемой продукции. Для этого ведем реконструкцию. Также в Новочеркасске у нас запланировано строительство нового кирпичного завода с нуля. Мы уже купили участок земли и начали готовить проектную документацию. Завод будет производить силикатный кирпич, правда, немного другой. Для этих целей нами уже закуплено оборудование в Германии. И это не единственный наш проект, но говорить об этом пока еще рано.

Алексей Владимирович Калинов
Родился в 1975 г. в г. Хабаровске.
Образование:
1997 г. — Хабаровский институт народного хозяйства, по специальности Управление коммерческой деятельностью
Карьера:
С марта 2008 по н.в. — генеральный директор ООО «ТИБЛ–групп» — управляющей компании ОАО «Глубокинский кирпич» и холдинга ТИБЛ.
Женат, воспитывает сына.