Продажи иномарок в России пока не достигли докризисного уровня. Но по сравнению с прошлым годом реализация новых авто в Ростовской области выросла в среднем на 10%. Основным драйвером роста, по мне
Авторынок не был готов к спросу
Дилеры зарубежных автопроизводителей отмечают, что для их рынка в этом году было характерно несколько устойчивых тенденций. В первую очередь, это рост спроса на автомобили. По данным АА «Автостат», за 10 месяцев этого года в Ростове и области было продано 25,3 тыс. новых иномарок, при этом 24,6 тыс. машин было реализовано в Ростове. Это на 10% выше показателей аналогичного периода 2009 г. «Несмотря на повышение цен во всех ценовых сегментах и правительственные инициативы «по разрешению ввоза иностранных автомобилей из Белоруcсии», спрос на иномарки вырос. Кроме того, в 2010 г. наблюдался явный дефицит автомобилей в наличии практически всех марок и ценовых диапазонов»,— рассказывает директор автоцентра «Астра-Авто» ГК «Гедон» СЕРГЕЙ ГРЕЧИШНИКОВ. Он также добавляет, что автомобильный рынок оказался не готов к повышению покупательской активности. Причем основная доля авто выкупалась за наличные средства. К примеру, большой спрос наблюдается на марку КIA, в некоторых салонах очереди расписаны до февраля 2011 г., а на Suzuki и Hyundai— до марта. Эксперты признают, что рост спроса был подогрет госпрограммой по утилизации старых автомобилей, стартовавшей в марте текущего года. В ее рамках было возможно приобрести 66 моделей автомобилей российского производства. В Ростове участниками программы стали 22 компании. По оценкам экспертов, доля автомобилей, проданных по программе, составила порядка 10% от общего объема продаж новых автомобилей в регионе, а это около 4–4,5 тыс. шт.
Аналитики отмечают, что в Ростове, как и в других регионах страны, поменялась структура продаж новых иномарок. Пятерка самых продаваемых марок по итогам 10 месяцев выглядит следующим образом: Hyundai (4400 шт., доля от общих продаж— 17,4%); KIA (2330 шт., 9,2%); Daewoo (2050 шт., 8,1%); Ford (1750 шт., 6,9%); Chevrolet (1720 шт., 6,8%). По сравнению с прошлыми годами значительно сократилась доля продаж Hyundai. «Такие медленные темпы восстановления рынка объясняются тем, что ТагАЗ почти прекратил выпуск моделей Hyundai, что сразу сказалось на местных дилерах этой марки. Если за восемь месяцев 2008 г. в Ростове было продано 16,5 тыс. авто этой марки, то в 2010 г. за аналогичный период было реализовано лишь 3,5 тыс. шт., то есть падение почти в пять раз»,— комментирует директор аналитического агентства «Автостат» СЕРГЕЙ ЦЕЛИКОВ.
С начала 2010 г. доля продаж автомобилей в обороте дилеров снова растет. «Если до кризиса соотношение сервиса и продаж составляло 30/70, а в 2009 г.— 50/50, то в настоящее время доля продаж увеличивается и составляет докризисные показатели: 70% — продажи, 30%— сервис»,— комментирует ВЛАДИМИР МАХАНЬКО
Что касается прогнозов на 2011 г., то аналитик агентства «Автостат» АЗАТ ТИМЕРХАНОВ с учетом общего восстановления рынка и тенденции роста продаж, предполагает увеличение продаж легковых иномарок в следующем году примерно до 35 тысяч машин (+16% к 2010 году) в Ростове. «Структура ростовского рынка, на наш взгляд, в 2011 г. кардинальных изменений претерпеть не должна. Лидерство останется за теми же марками, что и в нынешнем году. Также многое будет зависеть от того, насколько рынок воспримет новые модели, особенно бюджетного сегмента», — рассуждает г-н Тимерханов. По прогнозам директора по маркетингу AAA Motors ЕЛЕНЫ КИКОТЬ, в связи с выходом новинки в бюджетном сегменте от Huyndai— модели Solaris (средний ожидаемый чек— 500 тыс.руб.) и наращиванию объемов производства другой популярной новинки— VW Polo седан (средний чек— 550 тыс. руб.), бюджетный сегмент может занять большую долю в продажах иномарок, чем в 2010 г. «Прогнозируемый рост продаж по авторынку РФ в 2011 году— 20–25%. Наибольшие продажи ожидаются в сегменте бюджетных авто (до 500 тыс. руб.), их росту будет способствовать возможное продолжение программы утилизации. В премиальном сегменте все производители также заявили об амбициозных планах продаж на 2011 г.», — резюмирует г-жа Кикоть.
Рынок еще не достиг докризисных показателей
Объемы продаж новых иномарок в РФ, шт.
Источник: АА «АВТОСТАТ»
Донской регион стал одним из лидеров по продажам новых иномарок
Продажи новых иномарок за 9 мес. 2010 г. в регионах РФ, шт.
Александр Шигимага, гендиректор группы компаний ААА Motors в кризисное время открыл в Ростове два больших дилерских центра, и стал продавать автомобили марок Ford и Volkswagen, потеснив тем самым в продажах сразу трех серьезных дилеров. За готовность идти на риск и принимать верные решения эксперты присудили ему звание «Человек года в автобизнесе»
По мнению ВЛАДИМИРА МАХАНЬКО, генерального директора «Модус Авто», звания «Человек года в автобизнесе» достоин тот, кто принимал в течение года правильные решения, смог сделать свою компанию заметной на рынке и обеспечить ей высокий объем продаж. АЛЕКСАНДР ШИГИМАГА, получается, в этом году все сделал правильно. В 2009-2010гг. ААА Motors, которую он возглавляет, реализовала проекты по строительству новых дилерских цент- ров: в октябре 2009 г. был открыт дилерский центр Ford, а в апреле 2010 г.— центр Volkswagen. Стоит отметить, что до этого в Ростове машины марок Ford и Volkswagen уже продавали другие компании— официальный дилер Volkswagen в Ростове компания Л-Авто (входит в ГК «Гедон») и официальные дилеры Ford в Ростове— компания «Юнион» и «Автолига». Стать вторым дилером да еще и в кризисные годы— довольно рисковое мероприятие, замечают эксперты. Тем не менее, г-ну Шигимаге удалось всего за год работы дилерского центра Ford отвоевать у конкурентов 40% от общего объема продаж марки в городе. В то же время ААА Motors находится в числе лидеров по продажам премиальных автомобильных марок— Audi, Mazda, Lexus.
Примечательно, что в автобизнес Александр Шигимага попал случайно. «После окончания военного училища ракетных войск я пошел служить в армию. В 2002 году получил увольнение, вернулся домой в Ростов и стал искать работу. Обратился в кадровое агентство, где мне предложили вакансию в «Ауди Центр Ростов» (он тогда только начал свою работу) мастером-приемщиком в отделе сервиса,— вспоминает г-н Шигимага.— Зарплата— четыре тысячи рублей и обязательное условие— возможность поехать на стажировку в Самару на два месяца в работающий дилерский центр «Ауди». Вот так я и оказался в автобизнесе, который тогда только зарождался в Ростове».
За восемь лет г-н Шигимага серьезно продвинулся по карьерной лестнице. Сейчас он возглавляет один из самых крупных автомобильных холдингов в городе, который представляет бренды Audi, Mazda, Lexus, Renault, Ford, VW. По его словам, до 2012 года в ГК уже будет входить более 15 дилерских центров, представляющих как существующие в портфеле компании бренды, так и новые.
По словам Александра Шигимаги, именно конкуренты постоянно стимулируют его к развитию: «Я уважаю конкуренцию и конкурентов, потому что благодаря им есть на кого равняться, есть драйв для развития и опережения». Опережая конкурентов, год назад бизнесмен открыл мультибрендовую площадку по продаже автомобилей с пробегом «АвтоТрейд ААА моторс». Площадка представляет иномарки разных ценовых категорий и обеспечивает компании стабильные продажи.
«Наша группа автомобильных компаний смогла построить и открыть в кризисное для отрасли время два крупнейших дилерских центра, предложив клиентам новый сервис в широком смысле этого слова. Кроме того, компания создала около 200 новых рабочих мест»,— рассказывает Александр Шигимага о достижениях компании, которую он возглавляет.
Елена Яковлева, Марина Клочкова