«Деловой квартал» рассказал о том, как в чистом поле за три года появился огромный аэропортовый комплекс и почему его назвали в честь атамана.
7 декабря под Ростовом начал работу новый аэропортовый комплекс «Платов». Проект, который был задуман еще в 2006 году, и в который многие не верили, все же был реализован.
«Южный хаб»
Впервые о планах по строительству нового аэропорта Ростовская область заявила в сентябре 2006 года в рамках международного экономического форума «Кубань-2006». Именно на этом форуме губернатор Ростовской области Владимир Чуб презентовал президенту России Владимиру Путину проект создания нового промышленно-транспортного кластера ростовской агломерации – Южного хаба. На тот момент стоимость проекта оценивалась в сумму в 20,1 млрд. рублей, а основной площадкой, где планировалось расположить будущий аэропорт, была территория бывшего военного аэропорта в городе-спутнике Ростова – Батайске.
В июне 2007 года идею поддержал первый вице-премьер Сергей Иванов, который отметил, что в Ростовской области, благодаря ее исключительному географическому положению, необходимо активно развивать все виды транспорта, и под Ростовом можно было бы построить крупный авиационный узел (хаб). Сергей Иванов также поддержал Батайск как место для строительства нового хаба, так как там уже была взлетно-посадочная полоса, состояние которой вице-премьер оценил как «плохое», но выразил надежду, что инвестор сможет ее отремонтировать и построить рядом новую. Но для этого надо было решить вопрос с Министерством обороны, которому, собственно, и принадлежала территория, на которой планировалось строительство.
В 2008 году заместитель губернатора Ростовской области, министр автомобильных дорог, транспорта и связи Дживан Вартанян сообщил, что вопрос находится в стадии согласования, но он несколько «притормозился» из-за смены главы военного министерства. Между тем соглашение о передаче земель из ведомства оборонного министерства в собственность Ростовской области было подписано только в 2009 году. Согласно соглашению о сотрудничестве между Минобороны РФ и администрацией Ростовской области, в собственность региона отошла территория бывшего военного аэродрома города Батайска площадью 620 гектаров.
В 2008 году проект был включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.) с общим объемом финансирования 24,9 млрд. рублей (федеральный бюджет – 9,3 млрд. рублей, бюджет региона- 761,3 млн. рублей, средства инвестора – 14,9 млрд. рублей). При этом министр транспорта региона тогда сообщил, что вполне возможно, что аэропорт будет использоваться как гражданской, так и военно-транспортной авиацией, что могло позволить вынести за пределы Ростова и военный аэропорт на Военведе.
И вроде бы все хорошо, но не хватало самого главного – частного инвестора, ведь проект был заявлен как государственно-частное партнерство. Ростовская область выставляла проект «Южного хаба» на всевозможных выставках от Сочи до Канн, однако инвестор так и не находился. В то же время о планах провести реконструкцию аэродрома в Краснодаре заговорил Олег Дерипаска, чей холдинг «Базовый элемент» управлял всеми аэропортами Краснодарского края. Масла в огонь подливал и тот факт, что в правительстве, когда принимали программу о развитии авиационных узлов, говоря про Юг, точно не сказали — «Ростов или Краснодар».
А тем временем в Ростовской области сменилась власть. На смену Владимиру Чубу пришел никому неизвестный экс-глава Ленинского района Московской области Василий Голубев. И буквально в это же время стало известно, что у Ростовской области отбирают право развивать игорную зону «Азов-Сити», которая планировалась на границе региона с Краснодарским краем. Мотивом для переноса стал тот факт, что в Ростовской области дело по созданию зоны дальше планов так и не пошло. И тут же поползли слухи, что у региона отберут и проект «Южного хаба», тем более там за 4 года дальше пластикового макета дело так и не пошло.
В итоге все обошлось, но в конце года стало известно, что окончательное место под строительство так и не определено. В декабре Игорь Левитин, который на тот момент занимал пост главы Министерства транспорта РФ, заявил, что под размещение «Южного хаба» рассматривается три площадки и наиболее перспективная – это район станицы Грушевской в Аксайском районе.
«Нам предложено было три площадки под его строительство, и наши проектировщики отдают предпочтение Грушевской. Будем рассматривать», – сообщил тогда Левитин.
Третьей площадкой рассматривали земли сельскохозяйственного назначения в Мясниковском районе, однако этот вариант изначально был самым слабым из всех.
В январе 2011 года стало известно, что окончательным местом под строительство нового аэропорта станет район станицы Грушевской. Об этом стало известно в ходе встречи Василия Голубева с заместителем министра транспорта РФ Олегом Белозеровым. Также сообщалось, что участие во встрече принимал и потенциальный инвестор, однако его имя не разглашалось. Основным кандидатом источники уже тогда называли Виктора Вексельберга.
Чтобы координировать строительство нового аэропорта, властями региона было принято решение создать отдельное ОАО, где 25% акций будет принадлежать правительству региона, а 75% акций – находиться у частного инвестора. Также была создана рабочая группа.
Корпус «Ренова»
Время шло, но кто станет инвестором нового аэропорта все оставалось тайной за семью печатями. В областном правительстве говорили, что инвестор определится в результате конкурса, что интерес проявляют как российские, так и международные компании.
Но «призрак» Вексельберга все также нависал над проектом. Так, в мае 2012 года гендиректор аэропорта «Кольцово» (входящей в холдинг «Ренова) Евгений Чудновский в интервью газете РБК Daily рассказал о планах холдинга в отношении строительства хаба на территории Ростовской области. По словам Чудновского, холдинг «Ренова» готов вложить в проект без малого 7 млрд. рублей. При этом уже тогда начали говорить, что компания «Ренова» достигла с областными властями соглашения и что за свою помощь в строительстве они получат в собственность без малого 400 га земель под действующим аэропортом на Шолохова.
В это же время активно выступать против нового аэропорта стал и донской бизнесмен Иван Саввиди. Так, на одной из встреч с журналистами он заявил, что у города и региона полно других проблем и строительство нового аэропорта – не самая первоочередная задача для региона. Возмущение предпринимателя было вполне объяснимо, ведь именно его структуры на тот момент управляли действующим аэропортом.
В ноябре 2012 года о планах строить новый аэропорт в Ростовской области рассказал и сам Виктор Вексельберг в ходе своего визита в Ростовскую область.
«Здесь будет реализовываться проект в полном смысле «гринфилд». Поэтому он потребует полной координации федеральных, окружных и областных органов власти и нас — как инвесторов этого проекта. Надеемся, что всё задуманное будет выполнено в срок — к 2018 году», - заявил тогда по итогам встречи предприниматель.
В итоге инвестором все же стала «Ренова» Виктора Вексельберга, что вызвало негодование другого крупного игрока рынка – «Базэл Аэро» Олега Дерипаски. Компания оспорила в ФАС решение властей Ростовской области, выбравших без конкурса инвестором проекта нового аэропорта Южный «Ренову». «Базэл Аэро» считает, что регион был обязан провести конкурс, и готова сама реконструировать старый аэропорт Ростова. Однако успеха компания не достигла, и инвестором аэропорта остался холдинг Вексельберга. Строительство аэродромной части доверили «Трансстроймеханизации».
Пока решался вопрос с «частным партнером», беда пришла оттуда, откуда ее совсем не ждали. На одном из заседаний правительства первый вице-премьер выступил с докладом, в котором усомнился, что проект строительства аэропорта с нуля в степи возможно завершить за столь короткий срок, а сдать его в эксплуатацию, чтобы он мог принимать рейсы уже к лету 2018 года – крайне ответственно. Тем временем работы в регионе уже кипели полным ходом, был проведен конкурс на проектирование аэродромной части, началось изъятие земельных участков под строительство и т.д. В федеральном правительстве всерьез задумались: «Успеют ли?» и пообещали до сентября принять окончательное решение: включать ли «Южный» в программу подготовки к ЧМ-2018 или нет. В итоге до сентября не дотерпели, и уже в июле проект все же был включен в программу подготовки.
В июне 2013 года УК «Аэропорты региона» объявила конкурс на лучшую архитектурную концепцию будущего аэропорта. В финальную часть вышли четыре проекта, разработанные ООО «Архитектурное бюро Асадова» (Москва), архитектурной студией Nefaresearch (Москва), ООО «Проектсервис» (Ростов-на-Дону) и Twelve Architects (Великобритания). После долгих совещаний члены жюри выбрали два проекта от англичан из Twelve и бюро Асадова, которым дали две недели, за которые они должны доработать свои проекты. В итоге через две недели победителем было объявлено архитектурное бюро из туманного Альбиона. Предварительная стоимость возведения аэровокзала и привокзальной площади оценивается инвестором в семь миллиардов рублей.
В октябре 2014 года проект будущего аэровокзала получил положительное заключение госэкпертизы. А уже 2 ноября в торжественной обстановке губернатор региона Василий Голубев, глава «Реновы» Виктор Вексельберг и министр транспорта России Максим Соколов заложили первый камень будущего аэропорта.
«Этот аэропорт станет одним из самых крупных в нашей стране. Он будет иметь модульный характер увеличения своей пропускной способности в зависимости от роста пассажиропотока. Строительство АК «Южный» позволит сформировать сеть узловых аэропортов нашей страны, а также повысить инвестиционную и туристическую привлекательность донского региона», - заявил во время церемонии глава Минтранса Максим Соколов.
И именно тогда же было объявлено, что аэропорт завершат через три года, к декабрю 2017 года. В тот момент многие, стоя в чистом поле, просто не верили, что это возможно.
В декабре 2014 года «Ренова» начала процедуру выбора генподрядчика строительства нового аэропортового комплекса «Южный», открыв квалификационный (предварительный) отбор претендентов. Отбор затянулся до лета 2015 года, когда стало известно, что победителем назван Турецкий консорциум Limak-Marashstroy. Всего же интерес к проекту проявили 54 строительные организации, заявки решились подать только 23 компании, из которых квалификационный отбор прошли лишь 18.
Пока «Ренова» определялась с подрядчиком, основные работы кипели на федеральной части проекта, где работы выполняло ООО «Трансстроймеханизация». Им предстояло вывезти более 1 млн. кубометров грунта и обустроить всю аэродромную инфраструктуру.
Поле битвы - аэропорт
В то время, пока на строительной площадке вовсю шли работы, действующий аэропорт стал полем настоящей битвы. Несмотря на то, что основной пакет акций аэропорта был в собственности Минимущества, аэропорт контролировали в основном структуры Ивана Саввиди. Группа «Агроком» владеет лишь 33,5% обыкновенных акций и 18,9% привилегированных, но так как предприятие уже почти 10 лет не платит дивиденды, то принадлежащие Саввиди привилегированные акции стали голосующими, и он получил большинство голосов – 52,52%, а голосующая доля Минимущества размылась. При этом сам предприниматель отмечал, что в случае выплат дивидендов – он утратит контроль над аэропортом.
В свою очередь правительство региона начало активно настаивать на выплате дивидендов. Тогда глава областного Минимущества Юрий Молодченко заявил, что на выплаты дивидендов необходимо выделить 10% чистой прибыли по итогам 2012 года. Эти выплаты могли пойти держателям акций — пенсионерам, бывшим работникам аэропорта. В итоге Миниимущества было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Ростова-на-Дону, который удовлетворил требования к региональному аэропорту, обязав его направить на дивиденды 10% от чистой прибыли по РСБУ за первые три квартала 2012 г. Затем арбитраж наложил обеспечительные меры по исполнению своих предыдущих решений, лишив права голоса оппонентов из подконтрольного Саввиди совета директоров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону».
Заблокировав через суд возможность представителей предпринимателя голосовать на общих собраниях акционеров, донские власти сменили генерального директора и совет директоров компании. Осенью 2014 года акции и имущество аэропорта, включая аэродром, были переданы в уставный капитал «Ростоваэроинвеста» - управляющей компании строящегося аэропортового комплекса. Впоследствии в совет директоров вернулись представители структур бизнесмена Ивана Саввиди: Мухадин Коблев, Михаил Михайлюк и сам Иван Саввиди.
Итогом почти двухлетнего противостояния стал переход контроля над аэропортом в ведение «Ростоваэроинвеста». Аэропорт вошел в холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга.
Рождение легенды
В феврале 2016 года областные власти решили, что настало время выбрать имя новому аэропорту. И хотя в народе все уже привыкли называть его «Южным», 18 февраля на сайте правительства и в социальных сетях стартовало голосование. На выбор было предложено три имени: «Платов», «Ростов-на-Дону» и «Южный». Голосование продлилось один месяц.
По итогам голосования за вариант «Платов» проголосовали более 13,6 тыс. человек - 40%. На втором месте оказался «Ростов-на-Дону», его поддержали 11,6 тыс. человек, или 34%. За название «Южный» высказались 9,1 тыс. человек - 27%.
«Победу одержало название «Платов». Матвей Платов - основатель Новочеркасска, атаман Всевеликого войска донского, герой войны 1812 года, академик Лондонской академии наук. Здесь родился и здесь похоронен. Это история и традиции. Кроме того, это просто называть нашим гостям из-за рубежа. Вот как произнести Шереметьево? А вот Платов - легко и просто", - прокомментировал результаты конкурса Василий Голубев.
И вот настал ноябрь 2017 года. Сразу после Дня согласия и примирения на сайте правовой информации появилось распоряжением правительства, согласно которому с 27 ноября разрешается осуществлять полеты из нового аэропортового комплекса «Платов». Этим же распоряжением устанавливается и дата закрытия действующего аэропорта – 1 марта 2018 года.
А уже 18 ноября в торжественной обстановке новый аэропорт принял два первых тестовых рейса. Их совершили авиакомпания «Россия» и базовый перевозчик «Платова» - авиакомпания «Азимут». Символично, что первые самолеты, севшие в новом аэропорту, носили имена «Ростов-на-Дону» и «Дон». Полностью функционировать новые воздушные ворота Ростовской области начнут уже 7 декабря.
Трудно поверить, что всего за 3 года в чистом поле смогли построить огромный аэропортовый комплекс. И пускай сейчас не полностью понятно, как туда и оттуда добираться, и пускай жителям Ростова придется привыкать, что аэропорт теперь не под боком и надо выезжать сильно заранее, но... Но главное, что на наших глазах произошло историческое событие и первый — в истории современной России — аэропорт такого уровня появился именно на Донской земле.