Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Web-персона

досье Ирина Вереникина Родилась 27 мая 1973 г. в Самаре. Образование: В 1995 г. окончила Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Карьера: В 1995 г. вместе с мужем организовала ко

Когда в 1997 г. Ирина Вереникина вместе со своим мужем Александром создала интернет-агентство «Информа», она и подумать не могла, что самостоятельно будет руководить компанией. Но обстоятельства сложились так, что ей пришлось быстро освоить управленческие технологии и овладеть спецификой бизнеса web-разработок.

досье
Ирина Вереникина
Родилась 27 мая 1973 г. в Самаре.
Образование: В 1995 г. окончила Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Карьера: В 1995 г. вместе с мужем организовала компанию «Мобайл-Инвест­мент», работала менеджером.
В 1998 г. стала соучредителем компании «Информа» и главным редактором городского портала «Ростов.ру».
С 2004 г., после гибели Александра Вереникина, – директор компании.

Основатели интернет-агентства «Информа» – АЛЕКСАНДР и ИРИНА ВЕРЕНИКИНЫ – стали продавать web-услуги в то время, когда в Ростове об интернете знали единицы и о какой-либо массовой продаже web-технологий не было и речи. Еще одно достижение компании – популярный региональный портал. Ирина Вереникина вспоминает: «Начинался «Ростов.ру» с табличек по курсам валют, которые поставлялись собственной службой финансовой информации, существующей и по сей день. Домен был свободным, потому что все, кроме моего мужа, думали, что домен с географическим названием не может быть зарегистрирован простым человеком. Он, вообще, любил быть во всем первым». Добиться успеха, собрать коммьюнити за короткое время позволили идеи Александра Вереникина, всегда опережающие на несколько лет существующий рынок, и кропотливое воплощение идей женой Ириной, бывшей на тот момент главным редактором регионального портала.

Единоличным руководителем нужно становиться постепенно

«Ростов.ру» был только одним направлением развития компании. Одновременно «Информа» занималась веб-дизайном, созданием программных продуктов, мультимедиа и графическим дизайном. «В то время «Информа» и еще пара компаний по сути формировали рынок интернет-услуг в регионе. Менеджерам приходилось объяснять клиентам, что такое web-сайт и для чего он нужен. Продавать никому не известные услуги было сложно. Кроме того, тогда ни один вуз не занимался обучением персонала для интернет-сферы. В компании работали самоучки или выпуск­ники смежных специальностей», – рассказывает г-жа Вереникина.

Александр и Ирина были выпускниками РИИЖТа. Изучать web-технологии приходилось в процессе выполнения заказов, осваивать технологию управления тоже приходилось методом проб и ошибок. Александр Вереникин формировал коллектив под себя, рассчитывая на персонал, как на дополнительное подспорье. Все проекты вел практически единолично, владея умениями проектирования и разработки web-сайтов. Впоследствии он делегировал свои обязанности, но продолжал контролировать каждый проект. Поэтому организационная структура компании была размыта, отсутствовал четкий производственный процесс.

Несмотря на то что рынок находился в зачаточном состоянии, «Информа» добилась больших успехов, получив «Интел Интернет премию» за развлекательный портал КВН.РУ. «Мы были полны энтузиазма, работали день и ночь, не думая о деньгах. Мы знали, что впереди у компании огромное будущее», - рассказывает Ирина. Но в 2003 г. Александр Вереникин погиб в автокатастрофе, и Ирине пришлось взять на себя управление бизнесом.

Она вспоминает, что гибель мужа для компании чуть не закончилась крахом: «Он был очень сильным человеком, и вся компания держалась на нем. Он не просто единолично управлял «Информой», а как-то влиял на людей, и они шли за ним. И когда его не стало, отсутствие харизматичного лидера почувст­вовали все. Информовцы как-то сникли: им не с кем было посоветоваться, не к кому обратиться за помощью».

Сразу браться за управление компанией у Ирины Вереникиной не было сил, она говорит, что даже не могла спокойно зайти в офис. И некоторое время «Информой» управлял наемный топ-менеджер – заместитель директора.

Когда через полгода после смерти мужа Ирина пришла в «Информу», в компании начались брожения: сотрудникам стало понятно, что продолжать дело Александра Вереникина будет его жена, и некоторые из них покинули компанию, включая и наемного менеджера, исполняющего обязанности директора. «Этот этап длился примерно год. Я очень бо­ялась тогда, что все развалится: покидали компанию те, кого Александр подбирал под себя, под свои идеи и свой стиль управления», – говорит Ирина Вереникина. Она рассказывает, что сотрудники уходили по разным причинам: кто-то не хотел работать под началом женщины, кому-то не нравился коллектив, из которого ушли друзья. А кто-то просто не доверял новому руководителю.

«Я поняла, что нельзя пускать дело на самотек. Саша создал компанию с хорошим запасом прочности. Некоторое время она работала без контроля со стороны соб­ственников. Поэтому я постепенно начала входить в курс дела: сначала взяла в свои руки те направления, в которых хорошо разбиралась, а потом полностью возглавила компанию. Постепенно поняла, что те, кто ушел, дублировали функции других специалистов, с их уходом штат стал оптимальным», – рассказывает Ирина Вереникина. Одновременно в «Информу» приходили новые сотрудники, и Ирине пришлось формировать новую структуру компании, понятную ей, по­зволяющую эффективно работать под ее руководством. «Из женщин никогда не выйдет таких директоров, как из мужчин – с массой безумных масштабных идей. Но зато женщина в состоянии организовать простую и прозрачную систему и наладить рабочий процесс, как часики», – замечает Ирина.

Г-жа Вереникина утверждает, что в «Информе» сейчас работают лучшие специалисты на рынке. «Например, все дизайнеры имеют художественное образование. В других местных студиях такого персонала нет. А это важно, ведь классическое образование прививает хороший вкус. У моих дизайнеров все в порядке с выбором цвета, композицией. Кроме того, они умеют рисовать руками, что позволяет делать уникальные иллюстрации, а значит – и эксклюзивный дизайн. К тому же, в «Информе» – очень теплая атмосфера в коллективе. Это первое, о чем я упоминаю, когда принимаю новых людей на работу», – говорит г-жа Вереникина.

Сплотить коллектив Ирине помогают демократичность в общении с подчиненными: «Я никогда не кричу на сотрудников, это не мой метод. Куда эффективнее давать в процессе работы необходимые разъяснения, если нужно – критиковать. Стараюсь донести до них свою позицию, сделать так, чтобы менеджеры работали аккуратно и четко».

Ирине удалось полностью заменить супруга. Удалось отладить структуру компании и механизм управления настолько, что клиенты не заметили смены директора. Некоторые из них узнали о смерти Александра только через год после автокатастрофы. Большая часть клиентов осталась в «Информе», приходили новые заказы, компания развивалась. Ирина Вереникина: «Сотрудники компании поддержали меня морально, помогли лучше разобраться в специфике бизнеса, советовали, как улучшить работу. Я доверяю им и всегда прислушиваюсь к их мнению. Постепенно внутренняя атмосфера в «Информе» стала мне нравиться. Конечно, не только по этому признаку я поняла, что компания крепко стоит на ногах. Меня интересовала и объективная оценка деятельности. Если клиенты остались с нами, по-прежнему нас рекомендуют, если появляются новые проекты, сотрудники довольны положением дел, зарплата выдается вовремя, обстановка в коллективе комфортная, то это говорит о том, я справляюсь».

Компания должна уметь выполнить любое пожелание заказчика

Региональному IT-рынку по-прежнему не хватает специалистов, но за 10 лет его существования успели вырасти настоящие профессионалы. Ирина Вереникина утверждает, что ей безумно везет на людей: «Имея за плечами горький опыт, я поставила себе задачу выстроить работу таким образом, чтобы компания могла работать автономно. Мне не хотелось, чтобы бизнес держался только на мне. За два года руководства я сформировала отличную команду, в составе которой люди, не только хорошо знающие свое дело, но и имеющие высокую степень ответственности. Эти люди и являются сегодня основой «Информы».

«Наше основное конкурентное преимущество в том, что мы делаем «человеческие» сайты. Это выражается и в дизайне, и в программной составляющей. Мои специалисты постоянно внедряют новые разработки. Мы следим за последними тенденциями, особенно на Западе, и генерируем свои идеи», – рассказывает Вереникина.

Одна из последних новаторских разработок «Информы» – редизайн веб-сайта футбольного клуба «Ростов», который компания создала несколько лет назад. Ирина Вереникина: «ФК «Ростов» очень много внимания уделяет развитию своего интернет-проекта, поэтому мы решили провести полное обновление веб-сайта, превратив его в полноценный портал со сложным функ­ционалом, выдерживающий огромные нагрузки. В качестве образцов брали разработки мирового уровня, в частности сайт ФИФА». Одной из новинок этого интернет-проекта стал матч-центр, позволивший вести репортажи с матчей через интернет, а статистику из матч-центра поставлять в другие разделы сайта. «Вообще, все составляющие сайта сложно взаимосвязаны. Например, добавляем новость – она появляется в матч-центре, добавляем гол в матч-центре – он выводится в статистике игрока, забившего гол. То есть этот сайт – не разрозненная система функциональных модулей, а единое информационное пространство. Соб­ственно, матч-центр является функционалом мирового уровня», – говорит Ирина Вереникина.

Бизнес web-разработок основан на работе с постоянными клиентами: им требуется техподдержка, редизайн или расширение ресурса. Примерно 95% новых клиентов находят «Информу» по рекомендации. «Приходит заказчик, говорит, что ему очень нравится сайт такой-то компании и что там его направили в «Информу». Так завязывается контакт, а дальше менеджеры начинают прорабатывать техническое задание, согласовывать стоимость. И на этом этапе возникают основные сложности: очень часто местных заказчиков, впервые сталкивающихся с web-разработчиком, пугает цена. Нас это немного смущает: ведь сейчас те же люди, выбирая, скажем, мебель, одежду или продукты питания, смотрят не на цену, а на их полезные качества. Зато сайты выбирают по принципу «у кого дешевле», – сетует Ирина Вереникина.

В «Информе» отмечают, что в последнее время в компанию поступает много заказов из столицы. «Ростовских клиентов не устраивает цена разработки web-сайта, а москвичам она кажется низкой. Поэтому столичные клиенты идут в регионы и тем самым укрепляют местный рынок. И очень часто количество заказов из Москвы в нашей работе превышает местные», – рассказывает директор «Информы».

Ирина Вереникина говорит, что столичные клиенты подтвердили правильность выбранной «Информой» стратегии: делать простые и понятные для пользователей и владельцев сайты. В их навигации нельзя запутаться, а административный отдел может освоить человек, который хоть раз поработал в программе Microsoft Word.

Руководитель «Информы» отмечает, что клиентам нужен индивидуальный подход к разработке проектов, и в этом – основное различие между российскими и западными тенденциями развития этого рынка. «На западе уже два-три года студии работают на шаблонах: компания разрабатывает шаблон сайта и продает его заказчикам, меняя цвета, логотипы и информацию. В России и в Ростове неоднократно были попытки пойти по этому пути, но спрос на шаблонные сайты небольшой. Видимо, у россиян менталитет такой: они не хотят быть одинаковыми, похожими на других. Им нужно выделяться из безликой серой массы. Даже маленькие компании, в последнее время активно создающие собственные web-ресурсы, требуют индивидуальной разработки проекта», – рассказывает Вереникина.

Клиенты привносят очень много интересного в процесс разработки сайта: это и дизайнерские задумки, и функциональные решения. «В последнее время клиент, отдавая проект в разработку, ясно представляет, что хочет получить в итоге. И иногда ставит перед нами невыполнимые, на первый взгляд, задачи. Выполнять требования клиента – наша стратегия. И у нас еще не было случая, чтобы мы отказались от проекта потому, что его технически невозможно воплотить. Мы посидим, подумаем, по­смотрим на мировой опыт – и найдем решение. Это выгодно обеим сторонам: «Информа» повышает профессионализм своих специалистов, а клиент получает жела­емый функционал», – говорит Ирина.

Главное умение для бизнесмена – находить перспективные рынки

Ирине Вереникиной нравится бизнес, которым она занимается: «Рынок молодой, и участвовать в его подъеме, вносить свою лепту в его развитие – очень интересно». Она считает, что сейчас на рынке web-разработок низкая рентабельность, но она позволяет компаниям – участникам рынка дер­жаться на плаву. «Основные мои усилия направлены на то, чтобы отладить процесс разработки, чтобы весь механизм работал, как часы. Тогда снизится его себестоимость. Все идет к тому, что в недалеком будущем web-программирование станет высокодоходным. Объемы заказов постепенно растут. Когда мы начинали, у нас было два-три крупных заказа в год, в 2003 г. их количество увеличилось до двух-четырех в квартал, а сейчас ежемесячно у нас в работе около десяти проектов. Конечно, гораздо проще было бы печь хлеб или делать колбасу. Но web-разработка – это умный бизнес, и ради этого им стоит заниматься», – говорит Вереникина. В ближайшее время она собирается запустить на рынок новую версию интранет-системы «Риэлти-Профи» взамен предыдущей, успешно внедренной в нескольких ростовских и краснодарских агентствах недвижимости.

Ирина Вереникина хочет вернуть своей компании статус интернет-издателя, утраченный после продажи городского портала «Ростов.ру» в октябре 2003 г. «Создание и поддержка крупных интернет-порталов, предоставляющих удобный сервис для пользователя, возможность на одном ресурсе получить исчерпывающую информацию о текущей ситуации – это очень перспективное направление нашего бизнеса. Я хочу создать серию специализированных порталов, направленных на Южный федеральный округ. Каждый из них должен будет выдавать пользователю структурированную информацию по одному из секторов рынка. Первым станет финансовый портал, его наполнением будет заниматься наша служба финансовой информации», – рассказывает Ирина Вереникина.

Владелец «Информы» верит в перспективность рынка интернет-изданий и утверждает, что время, когда на виртуальных СМИ можно будет зарабатывать, приближается. «Когда начинали «Ростов.ру», мы держались на азарте и интересе. О рекламодателях нельзя было и мечтать, просто потому что интернет тогда солидным компаниям казался бессмысленной игрушкой. Но мы серьезно подошли к проекту: создали настоящую информационную службу с редактором, журналистами, фотографами, дизайнерами и рекламистами. Долгое время «Ростов.ру» оставался единственным в городе интернет-изданием, нам удалось создать коммьюнити, ядро активной аудитории. Но от проекта пришлось отказаться, потому что он не окупался. И в 2003 г. мы продали портал холдингу «ААА». Но, благодаря «Ростов.ру», мы получили серьезный опыт, и сейчас, я считаю, лучше нас подобные проекты в Ростове никто не сделает».

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.