Василий Высоков: Не стоит смешивать науку и бизнес
Чтобы наши дети были конкурентоспособными в посткризисной экономике, они должны быть в 20 раз умнее нас, но, к сожалению, они не могут быть умнее утвержденных стандартов образования. Сегодня преобл
Чтобы наши дети были конкурентоспособными в посткризисной экономике, они должны быть в 20 раз умнее нас, но, к сожалению, они не могут быть умнее утвержденных стандартов образования. Сегодня преобладает валовой подход к системе обучения: чем толще учебник, тем он считается содержательнее. Кроме минимальных требований стандартов, они по каждому предмету должны прочитать еще 20 учебников. В результате для освоения школьной программы не хватит всей жизни. Поэтому авторы образовательной реформы решили просто сократить число изучаемых предметов, оставив только те, которые им нравятся. На самом деле надо менять методы образования, когда по каждому предмету устанавливаются требования к знанию основных определений и умению применить их на практике.
В этих условиях главным фактором успеха становится самообразование: способность самостоятельно структурировать окружающий мир, видеть межпредметные связи и генерировать новые идеи. Законодательно это невозможно определить. Надо очень бережно относиться к учителям, которые способны решать эту задачу. Мне крупно повезло: я учился в обычной ростовской школе, где каждый учитель вел еще и дополнительные кружки. В результате, полученных знаний хватило не только для «золотой» медали, но и для начала исследовательской работы с первых дней обучения в РИНХе. Следуя примеру своих учителей, когда я сам стал преподавателем, никогда не требовал, чтобы студенты посещали мои занятия. Но они старались не пропускать их. На экзамене надо было знать основные определения и уметь применить их на практике. В результате, среди ростовской бизнес-элиты немало успешных людей, в зачетках которых стоит моя роспись.
Сегодня в России почти в два раза больше студентов высшей ступени образования, чем в европейских странах, но о качестве их подготовки говорят факты. В России производительность труда в пять раз ниже, чем в развитых странах. Хуже всего дела обстоят в сфере госуправления, лучше всего— в сырьевых отраслях. Это результат валового подхода в высшем образовании. Систему изменить трудно, но точечную поддержку оказывать необходимо.
Банк «Центр-Инвест» создал первый фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО» и уже семь лет награждает 250 лучших студентов стипендиями. Эндаумент— очень удобный механизм, позволяющий без уплаты налога на прибыль направлять деньги на поддержку образования. Наша задача заключается в том, чтобы местный конкурентоспособный бизнес и конкурентоспособное образование вместе захватывали глобальные рынки.
Недавно я прочитал лекцию для студентов Лондонской школы экономики по теме «Конструирование хозяйственных механизмов». Это направление получило мощное развитие более 30 лет назад, а в 2007 г. его авторы получили Нобелевскую премию по экономике. Но даже сегодня оно не включено в учебные программы наших вузов. Кстати, после лекции состоялась интересная дискуссия, актуальная для понимания нынешних российских проблем. Один из слушателей с гордостью сказал, что он академический ученый и его устраивает, что в Англии внедрением результатов его исследований занимаются посредники. В России от ученых сегодня требуют заниматься внедрением своих результатов, создавать малые инновационные предприятия. В рамках действующего законодательства здесь возникает немало проблем. Для их решения «Центр-Инвест» проводит серию встреч в вузах по формированию инновационно-проводящей среды.
Наука— это способ удовлетворения своего любопытства за чужой счет. Бизнес— это высшая (денежная) форма признания обществом достигнутых результатов. В науке достижения отмечаются степенями и званиями, в бизнесе патент становится обычным товаром.
Не надо смешивать эта два вида деятельности. Каждый из них имеет право на жизнь. Это дает эффект, когда лучшие достижения науки удается превратить в бизнес, но этим не обязательно должны заниматься одни и те же люди. С этой точки зрения Юг России с диверсифицированной структурой производства и изношенными основными фондами представляет уникальный полигон для внедрения современных достижений науки в любом виде деятельности.