Треть донских торговцев алкоголем может потерять свой бизнес
Введение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), по мнению экспертов торгово-промышленных палат, сократит розничную сеть на треть.
ТПП Ростовской области и Татарстана выступили с предложением дать отсрочку для ведения системы ЕГАИС в розничной торговле. Если этого не сделать, то примерно 30 процентов предприятий-лицензиатов планируют отказаться от осуществления лицензируемого вида деятельности.
С 1 января 2016 года установлена обязанность фиксации в ЕГАИС объемов закупки, хранения и оптовых поставок алкогольной продукции, а с 1 июля 2016 года - поэтапный ввод ЕГАИС для объектов розничной продажи алкогольной продукции.
Специалисты торгово-промышленных палат Республики Татарстан и Ростовской области, обобщив мнение предпринимательского сообщества, предлагают отложить реформу. Эксперты обращают внимание, что введение ЕГАИС приведет к прекращению деятельности розничных торговых точек и существенному сокращению розницы - что прямо признает и «Росалкогольрегулирование».
По данным департамента потребительского рынка Ростовской области, в первом полугодии 2015 года донской рынок алкоголя уже сократился на четверть по сравнению с прошлым годом. С введением системы ЕГАИС для оптового звена и розничной торговли падение будет еще более внушительным. Чем больше сократится легальный рынок, тем увереннее вырастет нелегальный. А ведь целесообразность введения системы ЕГАИС на всех этапах от производства до продажи объяснялось именно борьбой с нелегальным оборотом алкоголя.
По мнению вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой, ЕГАИС в первую очередь ударит по малому бизнесу. Крупные торговые сети пострадают меньше в силу большего масштаба финансовых возможностей. Закупка и подключение оборудования для ЕГАИС обойдется не менее чем в 130 тысяч рублей на объект торговли с одним кассовым аппаратом. Причем для оптового звена помимо закупки оборудования требуется оплата технического обслуживания, максимальная стоимость которого до сих пор не определена. А ведь в соответствии с новыми требованиями для фиксации закупок, хранения и оптовых поставок алкогольной продукции в ЕГАИС осталось менее 50 дней.
Кроме того, введение ЕГАИС требует оснащения всех магазинов доступом к интернету, причем качество сети должно обеспечить бесперебойную передачу информации по системе ЕГАИС. Для многих населенных пунктов этой технической возможности сегодня нет. Предприниматели прямо говорят, что не понимают, как смогут внедрить систему и обучить персонал квалифицированно исполнять все требования в существующих условиях. Продавцы небольших магазинов не имеют опыта работы с Интернетом, и на их обучение потребуются время и дополнительные ресурсы.
- Поэтому мы с коллегами из Татарстана предлагаем сначала доработать программное обеспечение, провести его тестирование, обеспечить бесплатное обучение персонала объектов розничной торговли, и только затем массово внедрять, - рассказала Светлана Абдулазизова.