Топ-лист: Рекламные агентства - 06.11.2006
эксперты Лали Горбачева директор рекламной компании «Резон» Владислав Задорожный совладелец рекламной компании «АПР «RMG» Дмитрий Короченский директор направления наружной рекламы компании «Фортек
Лали Горбачева
директор рекламной компании «Резон»
Владислав Задорожный
совладелец рекламной компании «АПР «RMG»
Дмитрий Короченский
директор направления наружной рекламы компании «Фортекс»
Елена Лазаренко
координатор проектов ростовского филиала компании Absolut PRO
Евгения Лазебная
заместитель директора по СМИ рекламной компании «Профит-Групп»
Константин Левченко
исполнительный директор компании «PR-Эксперт»
Наталья Мунтяну
коммерческий директор телекомпании «ЭспоВИМ»
Филипп Потеряхин
руководитель интернет-сайта «Афиша-Ростов-на-Дону»
Андрей Рывин
генеральный директор издательского дома «РИА-Центр»
Зачем компаниям новые формы наружной рекламы?
Почему СМИ не подпускают агентства к рекламным бюджетам?
Ростовский рынок рекламных услуг испытывает влияние столичных игроков, стремящихся захватить наиболее привлекательные сегменты. Вследствие этого определились две основные тенденции местного рынка рекламы: крупные агентства расширяют спектр своих услуг или объединяют усилия с другими компаниями, а небольшие игроки специализируются. Интенсивно развивается сегмент наружной рекламы: крупные игроки наращивают собственные рекламные площади и предлагают новые виды конструкций. А самыми динамичными, по мнению участников рынка, сейчас стали сегменты BTL- и интернет-рекламы.
Эксперты оценивают объем ростовского рынка рекламных услуг в $100 млн в год, при средней рентабельности бизнеса в 26% и ежегодном приросте рынка на 15-20%. Участники рынка говорят, что в Ростове работает примерно 300 рекламных агентств. Состав игроков постоянно меняется, поэтому более точной статистики нет. Наиболее значимыми называют такие компании, как «Резон», «Мега», «Профит-Групп», «АПР «RMG», «Альбион», «PROntoBTL» и «PR-Эксперт». Однако эти компании неоднородны по основному профилю деятельности. Сильные позиции в отдельных сегментах у представительств московских компаний. Например, «Видео Интернешнл» занимает в Ростове около 70% рынка продаж рекламы на ТВ, а «News Outdoor» владеет 20% рекламных площадей на рынке наружной рекламы.
По мнению ВЛАДИСЛАВА ЗАДОРОЖНОГО, совладельца РА «АПР «RMG», в Ростове большинство агентств узкоспециализированные или работают в каком-нибудь одном сегменте рынка. С другой стороны, некоторые компании стали заявлять о предоставлении полного цикла услуг своим клиентам. «Такие агентства не обладают собственной производственной базой и рекламоносителями. Но они могут предоставить максимальное разнообразие рекламных услуг своим клиентам, благодаря своей медийной составляющей и креативному подходу. Это позволяет им полностью захватить рекламные бюджеты своих клиентов», – говорит г-н Задорожный.
Тенденцию к укрупнению подтверждают и другие игроки. Например, в апреле 2006 г. рекламная компания «Резон» запустила собственную мини-типографию и освоила новый сегмент рынка. А в начале октября свои активы объединили «Агентство Правильной Рекламы» и «Корпорация «RMG». По мнению ЕЛЕНЫ ЛАЗАРЕНКО, менеджера проектов ростовского филиала компании Absolut PRO, рекламные агентства в ближайшее время будут укрупняться для того, чтобы противостоять московской экспансии и предлагать своим клиентам более качественное и разностороннее обслуживание.
Самым крупным на рынке рекламных услуг Ростова эксперты называют сегмент наружной рекламы. По данным администрации Ростова, в городе сейчас установлено около 11 тыс. объектов наружной рекламы. «Развитие этого рынка сейчас идет за счет федеральных рекламодателей, которые предоставляют много работы участникам рынка. За ними потянулись и местные компании, которые стали размещать наружную рекламу более интенсивно», – говорит ДМИТРИЙ КОРОЧЕНСКИЙ, директор направления наружной рекламы компании «Фортекс». По мнению участников рынка, на сегодняшний день в этом сегменте наибольшая конкуренция: здесь работает более 100 компаний.
Эксперты считают, что рынок наружной рекламы уже не может прирастать количественно, поэтому началось его качественное развитие: игроки стали осваивать новые виды рекламоносителей. К ним участники рынка относят появившиеся в прошлом году крупноформатные видеомониторы и рекламомобили, бегущие строки и видеомониторы в транспорте и рекламные мониторы в некоторых супермаркетах. «В апреле мы продали собственную сеть билбордов 3х6 питерской рекламной компании «Постер». На вырученные средства первыми в городе стали устанавливать конструкции нового типа – скроллеры , – говорит ЛАЛИ ГОРБАЧЕВА, директор рекламной компании «Резон».
Владислав Задорожный считает, что постепенно количество игроков на рынке наружной рекламы будет сокращаться: «Крупные ростовские и московские игроки постепенно монополизируют рынок. Этому способствуют меняющееся законодательство и регулирующие рынок рекламы органы власти». По словам участников рынка, уже сейчас крупные игроки наращивают количество собственных рекламных площадей в городе, а мелкие – сосредотачиваются на производстве простых конструкций и перепродаже заказов.
Не менее важным сегментом участники рекламного рынка назвали и рынок рекламы в СМИ. По мнению Владислава Задорожного, рекламные агентства пытаются заниматься баингом , но многие ростовские СМИ отбирают клиентов у агентств, чтобы работать с заказчиками напрямую.
В местном сегменте телерекламы вещатели стараются привлекать рекламу самостоятельно, без привлечения рекламных агентств. «Не могу сказать, что популярность телерекламы высока у местных рекламодателей. Размещение на метровых каналах дорогое, а дециметровые непривлекательны из-за низких рейтингов. Зачастую этот медиа-канал используется для проведения каких-либо акций», – говорит Лали Горбачева.
Крупнейшим специализированным агентством, которое целенаправленно занимается привлечением рекламодателей на радио и ТВ, эксперты называют компанию «ВидеоИнтернешнл-Ростов». Она обладает эксклюзивными правами размещения рекламы на «1 канале», канале «Россия», Муз-ТВ, а с 1 января 2006 г. получила право размещать рекламу на канале СТС. В начале сентября региональные продажи рекламы на НТВ начала осуществлять компания «Алькасар», которая считается достойным соперником для «ВидеоИнтернешнл». Сильным игроком на местном рынке телерекламы эксперты считают медиагруппу «Южный регион», которая размещает рекламу на собственных каналах. Остальные ростовские РА, по мнению участников рынка, практически не влияют на рынок телерадиорекламы. «Телекомпании непросто принять решение: отдать продажи рекламному агентству или содержать собственный отдел. Я считаю, что сетям выгодно создавать свои агентства, это, фактически, тот же отдел продаж, но при этом продавать рекламу не на один город, а на несколько. В этом случае сетевое агентство сможет предложить более профессиональные услуги и единый подход к ведению рекламной кампании клиента», – считает НАТАЛЬЯ МУНТЯНУ, коммерческий директор телекомпании «ЭкспоВИМ».
С размещением рекламы в печатных СМИ ситуация сходная, говорят эксперты. По мнению Лали Горбачевой, этот сегмент рекламного рынка за первое полугодие 2006 г. вырос незначительно: «Рост сегмента рекламы в печатных СМИ составил 14% за полгода. Столь скромные результаты можно объяснить интенсивным развитием интернета и BTL. Впрочем, это не относится к глянцевым изданиям».
За последний год на ростовский рынок печатных СМИ вышло несколько новых изданий. Наиболее сильными игроками, способными повлиять на распределение рекламных бюджетов, участники рынка называют московский журнал «Большой город» ИД «Афиша» и сеть газет «Жизнь за неделю» и «Твой день» издательства «Ньюс Медиа». «Рынок периодики в Ростове постоянно меняется: ежемесячно появляется большое количество новых изданий, почти столько же уходит с рынка. И если еще несколько лет назад рекламодатели бурно реагировали на появление нового СМИ, то сейчас относятся к этому равнодушно», – считает ЕВГЕНИЯ ЛАЗЕБНАЯ, заместитель директора по СМИ рекламной компании «Профит-Групп». Как отмечает АНДРЕЙ РЫВИН, генеральный директор ИД «РИА-Центр», рынок рекламы в периодической печати в Ростове еще не сформирован, и в этом направлении есть куда развиваться и издателям, и рекламным агентствам, которые специализируются на размещении рекламы в СМИ.
По мнению участников рынка, наиболее динамично в последнее время растет сегмент BTL. Исполнительный директор РА «PR-Эксперт» КОНСТАНТИН ЛЕВЧЕНКО считает, что на развитие BTL сильно влияет стереотип, что обычная реклама приелась и не оказывает прежнего воздействия: «Традиционные носители постоянно дорожают, что делает PR-акции экономичнее и действеннее. Их эффективность проще проследить – снижается виртуальность воздействия на аудиторию. Заказов на BTL становится все больше, но они требуют многочисленного и квалифицированного персонала». По мнению Лали Горбачевой, сейчас BTL – это единственный маркетинговый инструмент, работающий непосредственно на увеличение объемов продаж. Владислав Задорожный: «Рынок BTL увеличивается за счет алкогольных и табачных компаний, которые не могут рекламировать свою продукцию стандартными методами».
«Востребованность сегмента интернет-рекламы пока невелика. Однако, предполагаю, что в ближайшем будущем интерес к этому сегменту со стороны рекламодателя возрастет», – отмечает Лали Горбачева.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2004 г. на интернет-рекламу пришлось $35 млн, а к началу 2006 г. сегмент вырос на 71% – до $60 млн. Владислав Задорожный отмечает, что в Ростове этот сегмент растет примерно на 20% в год. Эксперты говорят, что развитию рынка интернет-рекламы способствовало появление в Ростове регионального проекта ИД «Афиша». ФИЛИПП ПОТЕРЯХИН, руководитель интернет-портала «Афиша-Ростов-на-Дону»: «С появлением «Афиши» в Ростове появилась площадка, альтернативная существовавшему до этого порталу «Ростов.ру». Выход московского игрока стимулирует владельцев других ростовских интернет-ресурсов приблизить свои порталы к московскому уровню по качеству содержания и ценам на рекламу».
Кроме того, Филипп Потеряхин отмечает, что многие крупные ростовские рекламодатели, помещающие рекламу в сети интернет, стараются разместить свои баннеры не только на локальных интернет-ресурсах, но и на порталах федерального уровня, например, на «Яндексе».
Эксперты считают, что рынок региональной рекламы сейчас растет гораздо быстрее рекламного рынка в столице, и в ближайшее время можно ожидать массовой экспансии столичных игроков. Участники рынка говорят, что в основном экспансия затронет высокодоходные сегменты рынка, такие как наружная реклама и проведение промо-акций. «Москвичам в столице уже тесновато. Как ни печально, но наверняка они будут выходить в регионы. Ростов – один из первых, кто это уже почувствовал», – считает Владислав Задорожный.
Cкроллеры – рекламные щиты большого формата, позволяющие увеличить количество задействованных рекламных поверхностей до пяти за счет динамичного прокручивания плакатов.
Баинг – приобретение рекламных площадей или эфирного времени в СМИ.