Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Топ-лист обзор: Страховые компании

Ипотека и автокредитование стали основными факторами, которые способст-вовали росту страхового рынка в 2006 г. «Ипотечное» страхование в некоторых компаниях показало пятикратный рост, значительн

Основной тенденцией страхового рынка в минувшем году эксперты называют значительное увеличение доли добровольного страхования физических лиц. Однако в большинстве своем такие договоры вынужденные, потому что без них банки не выдают кредиты. Реальное добровольное страхование  дело будущего, считают эксперты.

Ипотека и автокредитование стали основными факторами, которые способст-вовали росту страхового рынка в 2006 г. «Ипотечное» страхование в некоторых компаниях показало пятикратный рост, значительно обогнав прошлогоднего лидера  автокаско. Существенно медленнее росли добровольное медицинское страхование (ДМС) и страхование жизни. Активной пропагандой своих продуктов страховщики пока заниматься не готовы, объясняя это малыми средствами, выделенными на продвижение, и отсутствием платежеспособного спроса на страховые услуги.

Ростовский рынок делят московские страховщики

окупаются, по­этому сбавили темпы. Я думаю, что последуют и закрытия: акционеры не позволят держать убыточный филиал».

НАТАЛЬЯ ЕРМОЛОВА, директор ростовского филиала СК «Первая страховая компания» добавляет: «Мы вошли на ростовский рынок в сентябре прошлого года. И я должна сказать, что тут приходится довольно крепко работать локтями: здесь есть своя дележка, «теплые» места для наиболее привлекательных видов добровольного страхования уже заняты. Достаточно сильны административные рычаги. Высокие комиссионные у партнеров».

АЛЕКСАНДР ЛИТМАН, директор ростовского филиала СК «РЕСО-ГАРАНТИЯ», настроен более оптимистично: «Можно с уверенностью сказать, что драки между страховщиками пока нет. Все работают успешно, фиксируют рост по сборам. Что касается административных ресурсов, то следить за теневой стороной страхового рынка  обязанность контролирующих органов».

По мнению экспертов, основная конкурентная борьба в минувшем году разворачивалась между московскими компаниями. На ростовском рынке прочно обосновались сильнейшие и крупнейшие российские игроки. Из местных компаний наиболее сильны те, которые занимаются ОМС,  «Айболит», «Панацея» и «АсСтра». Сергей Демин: «Если убрать ОМС и ОСАГО, то останется ничтожное число ростовских СК и ничтожные сборы. Из серьезных компаний  один только «Адмирал», который активно развивает бизнес и даже пошел в регионы».

АЛЛА КИСЕЛЕВА, генеральный директор «Страховой группы «Адмирал»: «Раньше страховщики предпочитали обслуживать крупных корпоративных клиентов. Сегодня, когда они уже поделены, СК стали осваивать новые направления  мелкие и средние предприятия, предпринимателей, физических лиц. Они имеют огромный страховой потенциал, но требуют и больших ресурсов: и финансовых, и трудовых, и технологических». ЕЛЕНА КИЯШКО, начальник отдела ипотечного страхования СК  «Уралсиб» подтверждает: «Обязательные виды страхования рано или поздно перераспределятся между крупными игроками, а добровольными видами без развитой филиальной и агентской сети заниматься очень сложно, почти невозможно».

Страховые компании осваивают розничный сектор

Эксперты говорят о том, что основной тенденцией прошлого года стало смещение акцентов в конкурентной борьбе в сторону добровольных видов страхования. «Тенденция эта не нова,  говорит Александр Литман.  Боролись за то же самое, за что и в прошлом году  за розничного клиента. Но по сравнению с прошлыми годами страховая культура повысилась значительно. Люди стали более внимательно относиться к своему здоровью и жизни, потому что им есть что терять в материальном плане».

Но пока основным толчком развития стало активное кредитование физических лиц. Ипотечное и автокредитование подтолкнули к росту страхование жизни, автострахование, страхование недвижимости, титульное страхование. «Это нормально,  говорит Сергей Демин.  Развиваются те виды страхования, которые подкреплены какими-то сделками на рынке. Страхование всегда сопутствует финансовому процессу, оно не может самостоятельно подвинуть рынок».

Сами игроки называют эти виды страхования «добровольно-принудительными», но по-разному оценивают их роль. Наталья Ермолова уверена, что «загонять» людей в страхование вредно: это формирует негативный образ и страховщиков, и страховых продуктов. «На нас смотрят как на пылесос по выкачиванию денег. Обязаловка, принуждение нередко толкают к поиску способов обмануть СК». Александр Литман возражает: «С введением того же ОСАГО люди первое время кричали «зачем мне это надо». Сейчас никто уже на эту тему не говорит. Получив реальные, хотя и небольшие, деньги клиенты остаются довольны и убеждаются в пользе страхования».

По мнению экспертов, добровольно-принудительные виды страхования все-таки имеют положительную сторону. Вза­имодействие с банками, как с более развитыми финансовыми структурами, способствует стабилизации и росту наиболее надежных и прозрачных страховщиков. Управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ АЛЕКСЕЙ АКСЕНОВ: «Выбирая страховую компанию, мы руководствуемся следующими показателями: занимаемая доля на рынке, привлекательные тарифы, продуктовая линейка, готовность предоставлять льготные условия страхования в рамках специальных акций».

Лариса Алексеева уверена, что в результате такого взаимодействия россий­ские страховщики становятся участниками единого финансового рынка, все более интенсивно интегрируясь в международный страховой и финансовый рынок. С другой стороны, мелкие игроки вынуждены сдавать свои позиции. Елена Кияшко говорит: «Например, ипотечное страхование по карману компании с солидными резервами, потому что там солидные выплаты». Александр Литман убежден, что лучшие шансы у компаний, которые занимаются несколькими видами страхования: «Портфель должен быть сбалансирован. Если потерпел убытки в одном  покрыл их за счет другого».

Некоторые игроки склонны считать, что банки не способствуют честной конкуренции между страховщиками. Определив себе ограниченное число компаний для аккредитации или работая с аффилированными страховщиками, они тем самым лишают заемщика права свободного выбора. Елена Кияшко: «Если к нам придет страхователь, который берет кредит не в том банке, где мы аккредитованы, нам нужно будет ему объяснить, что мы бы и рады, но банк просто не примет нашу страховку. И человеку придется расторгать договор страхования».

Чтобы получить большее число потенциальных клиентов, страховщики думают не столько о сервисе или снижении тарифов, сколько о том, как попасть в тот или иной банк или автосалон. Это приводит к необоснованному завышению комиссионных, выплачиваемых страховщиком партнерам и, соответственно, никак не способствует снижению тарифов.

Страховые компании собираются воспитывать клиента

Все игроки считают, что в 2007 г. тенденции сохранятся. По мнению Сергея Демина, единственное изменение способен внести закон об обязательном страховании опасных производственных объектов: «Когда закон «выстрелит», прирост страховых сборов по этому виду может составить до 200%». Некоторые игроки считают, что рынок уже должен готовиться к принятию закона об обязательном страховании жилья. Но Александр Литман считает, что беспокойство прежде­временно: «Ситуация упирается в Конституцию и Гражданский кодекс, по которым каждый гражданин России имеет право на жилье. Ну не застраховал человек жилье  какие рычаги можно к нему применить? Выселить  нельзя, отключить электроэнергию  так он нормальный плательщик. Нет у государства рычагов. Так что сначала должен пройти этап изменения Гражданского кодекса в этой части, снятие каких-то барьеров».

Поэтому страховщикам ничего не остается, как возлагать надежды на увеличение добровольного медицинского и страхования жизни. Наталья Ермолова: «У нас потенциал роста добровольных видов колоссальный! Не менее чем в 50 раз. Для примера: на относительно слаборазвитом страховом рынке Болгарии на одного жителя приходится $40 премий по страхованию жизни в год, в среднеразвитой Польше  $150 в год, а у нас  $2, по итогам 2006 г.».

Сергей Демин без оптимизма говорит о перспективах страхования жизни: «Есть пара-тройка лидеров, которые развиваются активно и занимают очень значительную долю рынка по этому продукту. У игроков второго эшелона и темпы роста, и объемы страхования жизни в разы меньше. И это связано не с низкой страховой культурой, просто не востребован еще этот продукт на рынке. Это следствие экономической ситуации: масса населения, даже средний класс, не пришли еще к страхованию жизни».

Наталья Ермолова возражает: «Можно сколько угодно говорить о том, что у нас другой менталитет. Но, по-моему, клиента можно воспитать, а страхование надо пропагандировать массово. И чем раньше  хоть с детского сада  тем лучше. Есть способы, которые подталкивают людей и убеждают их в пользе реального добровольного страхования  например, публичные акции, мероприятия или, если хотите, народный праздник. И страховщики, помимо привлечения потенциальных клиентов, поднимут социальную роль страхователей в глазах населения: мы не только деньги собираем, но и проявляем заботу, и образовательные какие-то функ­ции выполняем».

Александр Литман видит большой потенциал у ДМС, но уверен, что развивать его без взаимодействия с медучреждениями невозможно. «К сожалению, в России врачи не всегда заинтересованы в обслуживании по этим программам. Они предпочитают производить наличные расчеты с пациентами. Если решить эти проблемы, люди будут страховаться добровольно».

Среди макроэкономических факторов, способных повлиять на страховой рынок в будущем году, Алла Киселева отмечает подготовку к вступлению России в ВТО. Сергей Демин согласен: «Конечно, ино­странные компании придут на рынок, но процесс не однодневный. Мне известно, что в Москве со всеми крупными страховыми компаниями и банковскими структурами проводились и продолжаются беспрерывно переговоры о продаже, слиянии. Могут, конечно, и мелкими компаниями заинтересоваться как готовым действующим филиалом со сформированным портфелем, клиентской базой. Уже начинаются почесывания в затылке, ерзания, потому что мы же еще не знаем, сколько лет у нас отсрочка».

Алла Киселева добавляет: «Уже сего­дня все страховые компании разделились на три группы: одни собираются уходить с рынка, другие намерены оставаться надолго и имеют собственную стратегию развития, третьи находятся в поисках стратегии и инвесторов. Процесс слияний и поглощений способен сильно изменить лицо рынка: в нем участвуют не только мелкие и средние компании, но и страховые гиганты. Но кардинальные перемены, связанные с ВТО, еще впереди  через девять лет. Будущий год станет промежуточным».

цифры

Добровольное страхование в Ростовской области росло быстрее обязательного
  Премии
Выплаты
Всего по добровольным и обязательным видам страхования, кроме ОМС
40,3
42,8
Всего по добровольному страхованию
50,3
45,4
Всего по обязательному страхованию, кроме ОМС
16,8
38
Жизни
175,8
50,8
Имущественное (кроме страхования ответственности)
61
7,9
Ответственность
52,6
-3
Личное (кроме страхования жизни)
19,6
9,9
ОСАГО
17,1
38,1
ОМС
8,5
4,2
Пассажиров (туристов, экскурсантов)
3,4
42,4

Источник: Росстрахнадзор, ДК
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.