Средний бизнес может стать основой для развития экономики России
Евгений Богачев, начальник управления по работе с предприятиями среднего и регионального бизнеса Райффайзенбанка, рассказал «Деловому кварталу» о потенциале малого и среднего бизнеса в России.
- Какие тенденции наблюдаются в корпоративном банковском бизнесе за последний год?
Главной тенденцией, а факты это уже подтверждают, станет то, что рынок так и не показал своего роста. Наоборот присутствует даже небольшое падение. Так, по итогам 9 месяцев, по данным Центрального банка, рынок в корпоративном секторе показывает падение около 7% по активам и 4% по пассивам.
Объемы кредитования снижаются по причине весьма нестабильной экономики. У компаний нет понимания, какой тренд будет доминировать на рынке. Последний год множество компаний заняли выжидательную позицию и старались по возможности обходиться своими средствами. Можно сказать, что этот год был - годом ожиданий.
Но, несмотря на негативную тенденцию в целом по рынку, в 3-м квартале отмечаются позитивные подвижки в плане спроса на инвестиционные кредиты. Это обусловлено и тем фактором, что значительно снизились темпы падения экономики России в целом. Государство пытается оживить экономику, но результат пока еще четко не прослеживается. В этом году негативную динамику кредитного портфеля показали практически все банки. У Сбербанка впервые наблюдается снижение корпоративных активов. Райффайзенбанк тоже снизил свои показатели по активам. Большую роль в статистике ЦБ играет и валютная составляющая, так как курс рубля укрепился, а в портфелях банка имеются и валютные кредиты.
- Участвует ли ваш банк в программах поддержки МСБ?
Райффайзенбанк достаточно давно работает с предприятиями малого и среднего бизнеса. Последние несколько лет банк старается планомерно увеличивать свое присутствие в сегменте среднего бизнеса. Данный сегмент показывает относительно неплохую динамику, количество предприятий увеличивается. Можно сказать, что мы рассматриваем средний бизнес как своеобразный драйвер роста нашей клиентской базы. На рынке присутствует достаточно предприятий, у которых есть запрос на кредитование. Мы же в свою очередь при помощи средних компаний успешно диверсифицируем свой кредитный портфель. Можно сказать, что средний бизнес - это бизнес "про регионы". В большинстве регионов такие компании составляют основу местной экономики. Мы же хотим быть рядом и помогать им развиваться.
Что касается специальных программ, то с этого года мы достаточно плотно сотрудничаем с корпорацией МСП («Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»). Большим спросом пользуется их «Программа 6,5», в рамках которой зависимости от размера компании могут получить кредит по специальной кредитной ставке: для средних компаний - 9,6%, а для малого бизнеса - 10,6%. При этом стоит отметить, что доля кредитного портфеля по этой программе в общем объеме пока не столь значительна.
Ключевой фактор для нас - это выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с клиентами. Банк предлагает достаточно широкий спектр услуг, все запросы наших клиентов мы рассматриваем в комплексе, стараемся предложить клиенту самые оптимальные условия.
- Существует ли разница в работе с компаниями среднего бизнеса в Москве и в регионах?
И да, и нет. У нас достаточно большая клиентская база среди предприятий среднего бизнеса. И если говорить о количестве, то в Москве у нас порядка 1/3 клиентов, а остальные 2/3 - это регионы. Райфайзенбанк представлен в России от Калининграда до Иркустка. Порядка 5000 клиентов банка в сегменте среднего бизнеса обслуживаются нами по всей стране.
Понятно, что и в регионах существуют свои особенности. Так, в Москве практически нет компаний в сфере сельского хозяйства, в то время как на Юге таких компаний достаточно много. Юг страны действительно один из лидеров по количеству компаний в сфере сельского хозяйства и производства продуктов питания. На Урале же, например, основой экономики являются предприятия связанные с металлургией,, нефтесервисом. Но в целом для нас самым главным является желание клиента сотрудничать, чтобы мы могли достигнуть взаимопонимания.
Райффайзенбанк работает с компаниями, представленными практически во всех отраслях, разве что за исключением предприятий в сфере военной промышленности и азартных игр, так как это противоречит общей политике нашей банковской группы. При оценке компаний мы смотрим не только на само предприятие, но и на рынок, на котором оно работает в том или ином регионе. Нам хочется, чтобы среди наших клиентов были успешные компании, лидеры в своих сегментах.
- Чем Райффайзен выгодно отличается от других банков? Какие инновационные продукты для юридических лиц вы можете предложить?
Если говорить глобально, то одно из основных наших отличий и преимуществ - это стабильность. Банк уже доказал, что российский рынок является для нас одним из самых важных, когда в 1998 году было принято решение докапитализировать банк на сумму в 150 млн долларов, чтобы продолжить свою работу в России. И даже сейчас, несмотря на нестабильность экономической ситуации, мы продолжаем рассматривать Россию как ключевой рынок.
Мы универсальный банк, обслуживающий всех клиентов – от малого бизнеса до крупнейших корпораций. Своим клиентам мы всегда готовы предоставить широкую линейку продуктов от банального расчетно-кассового обслуживания до закрытия потребностей компании в инвестициях, готовы предоставить достаточно большой выбор инструментов по хеджированию рисков или по торговому финансированию. Мы хотим работать с нашими клиентами как «вширь», предлагая им широчайший выбор услуг, так и «вглубь», рассчитывая, что клиент будет как можно дольше выбирать именно Райффайзен. Мы хотим быть удобным банком. Если говорить о сервисах, то можно с гордостью сказать, что наш интернет-банк для юридических лиц признан одним из лучших на рынке.
Помимо этого мы всегда готовы поделиться с клиентами своей отраслевой или макро аналитикой, которая может помочь им выстроить их дальнейшую работу. Каждый наш клиент - это прежде всего наш партнер.
- Как вы оцениваете перспективу развития банковской сферы в следующем году?
Общий прогноз на следующий год можно будет дать только по результатам последних двух кварталов. Как я уже говорил ранее, мы видим положительную тенденцию. Если исходить из текущей ситуации, то в сфере МСБ возможен рост в 5-7%. Но тут все зависит от того, будет ли расти сама экономика.
Из глобальных факторов можно отметить, что Центробанк продолжит стимулирование консолидации банковской системы,что должно положительно сказаться на прозрачности и стабилизации банковской системы. Вторым немаловажным фактором является рост требований клиентов, банки вынуждены будут инвестировать и в свое развитие, чтобы соответствовать растущим запросам со стороны клиентов.
Большую роль играют вложения банков в собственную инфраструктуру, повышение безопасности работы, расширение возможностей взаимодействия в онлайн-режиме. Дистанционные сервисы приобретают еще более важное значение. Компании прежде всего выбирают те банки, где удобно и надежно.
- Какие перспективы Райффайзен видит в развитии на Юге России?
Мы видим перспективы на юге яркими и солнечными! Юг для нас является одним из трех ключевых макрорегионов как потенциал для наращивания базы. Понятно, что Москва и Центральный регион - это основа, так как здесь сосредоточено большинство крупнейших компаний страны.
Юг в современных реалиях – это важная точка для развития в сфере импортозамещения, так как основу экономики тут составляет сельхозпроизводство и производство продуктов питания. Мы как коммерческий банк рассматриваем заемщика с точки зрения возможности вернуть вложенные средства. Любой проект - это серьезная работа по возврату инвестиций. К счастью, южный регион показывает положительную динамику, что не может не радовать.
- Какую роль малый и средний бизнес, по вашему мнению, играет в экономике страны?
МСБ - может стать той точкой развития экономики, о которой регулярно говорят политики и государственные руководители. Диверсификация и деконцентрация бизнеса - это дело ближайшего будущего. И драйвером тут станут как раз компании в сфере малого и среднего бизнеса. Стастистика говорит о том, что доля МСП в ВВП страны составляет сейчас около 20%, государство рассчитывает удвоить ее в течение 10-12 последующих лет. Хочется верить, что именно развитие компаний МСБ повлияло на то, что экономика страны снизила темпы падения. И мы будем продолжать развитие в этом сегменте в ближайшие три года мы планируем увеличивать портфель кредитов среднему бизнесу на 15-20% в год.