Ростовские турфирмы осваивают визовые страны
Столичные туроператоры отвоевали у местных игроков наиболее востребованное в прошедшие сезоны направление – Турцию. По словам участников рынка, борьба за него началась еще два года назад, когда в д
Столичные туроператоры отвоевали у местных игроков наиболее востребованное в прошедшие сезоны направление – Турцию. По словам участников рынка, борьба за него началась еще два года назад, когда в донскую столицу вышла турецкая компания Anex Tour и вывела на розничный рынок предложения по цене в полтора – два раза дешевле существовавших. Для того чтобы остаться на рынке в качестве туроператоров, ростовские компании начали разрабатывать новые безвизовые маршруты и осваивать страны с визовым режимом въезда.
За 2006 – начало 2007 гг. в Ростов пришли и открыли свои офисы турецкие компании Anex Tour и Coral Travel, столичные «Ривьера», PАC GROUP, «Капитал-Тревел», «Роза ветров». Как операторы в Ростове работают «Натали Турс», Tez Tour, DSBV, «Нева» и «Мостревел». Все эти компании сосредоточили свои усилия на продвижении отдыха в Турции.
«Нормально, когда столичный оператор заходит в город, и работает с местными турфирмами, как с агентами. Но сложилась такая тенденция, что каждый иногородний игрок заходил в Ростов в двух качествах: и как оператор, и как агент. Поэтому мы стали выводить на рынок контрпредложения и всячески препятствовать столь агрессивной иногородней экспансии», – рассказывает ЛИДИЯ ПАНИНА, директор туристической компании «СК-Интур». Наиболее ожесточенная борьба между ростовскими и иногородними туркомпаниями разгорелась на самом лакомом направлении – турецком.
Эксперты говорят, что если еще год назад многие крупные и средние ростовские турфирмы создали чуть ли не фронт сопротивления, то сегодня они добиваются права быть «представителями» или «уполномоченными» столичных операторов. «Это нормально и с экономической, и с психологической точек зрения. Ростовские компании не могут бороться с москвичами и иностранными компаниями. Встав перед выбором: остаться на рынке продавцом чужого продукта или уйти, многие выбрали первое», – считает НИКОЛАЙ МАНУКАЛО, генеральный директор компании «Оптима-Трэвел».
«Сейчас на этом направлении работают в основном турецкие и московские операторы, которые завалили рынок предложениями по низкой цене. Ростовские туроператоры тоже предлагают это направление. Но объемы отправки туристов в Турцию у них сильно разнятся: если каждый из московских игроков фрахтует целые самолеты, то все ростовчане довольствуются блоками мест. Столичные операторы хотят отправлять туристов в Анталию и Мармарис пять дней в неделю, мы же летаем туда три раза в неделю», – говорит СВЕТЛАНА ЗЕМЦЕВА, генеральный директор туристической компании «Росинтур».
Однако владельцы туристического бизнеса отмечают, что столичные туроператоры вытеснили некоторые местные компании с турецкого и египетского направлений. «К примеру, «Розовый слон» АЛЕКСАНДРА МКРТЫЧАНА. Они отправляли туда достаточно большое количество туристов в сезон и имели самые большие блоки на чартерах. Теперь компании придется перестраиваться: разрабатывать собственные новые направления или покупать готовый турпродукт у москвичей», – говорит Лидия Панина. Сейчас «Розовый слон» развивает сотрудничество с крупнейшим российским туроператором «Натали Турс», предлагая ростовским клиентам новые туристические программы в Испании.
Как считает Светлана Земцева, захватив наиболее популярное в прошлом году направление, столичные операторы все же немного просчитались: «Сейчас в Турцию улетают полупустые чартеры. Ростовский рынок гораздо меньше столичного, кроме того, многие ростовские туристы бывали в Турции по нескольку раз, и эта страна уже «преелась».
Столичные туроператоры, говорят, что вследствие снижения интереса к Турции, они могут пойти на понижение или сохранение на прошлогоднем уровне цен на турпакеты в эту страну. Руководитель отдела рекламы туристической компании PАC GROUP МАРИЯ МАЛЫШЕВА утверждает, что турецкие принимающие компании готовы снизить для российского рынка стоимость наземной составляющей тура, включающей проживание в отеле и трансфер.
Ростовские туристические компании, решив, что «на турецком фронте» в этом сезоне будет достаточно тесно, переключили свое внимание на развитие новых направлений массового туризма. Николай Манукало говорит, что ожесточение конкуренции способствовало расширению направлений по сравнению с прошлыми сезонами: «Рынок летнего отдыха за последние шесть лет сузился до Турции, которая поглотила все и которая неминуемо должна была надоесть, небольших программ по Болгарии и Испании. А массовый приход иногородних компаний на популярные направления дал толчок местным операторам разрабатывать новые туры. Зимой в дополнение к традиционным Египту и Тайланду в Ростове появлялись маршруты по Финляндии, горнолыжной Австрии, горнолыжной Болгарии, Словакии, даже горнолыжная Турция. И здесь местным туроператорам пригодятся их опыт и знания, и, в конечном итоге, позволят оставаться на рынке».
Местные игроки говорят, что туристические программы по новым направлениям они разрабатывают самостоятельно. «Пока столичные операторы борются уже между собой на турецком направлении, мы будем разрабатывать новые туры в безвизовые страны, где возможен курортный массовый отдых», – рассказывает Светлана Земцева. Лидия Панина: «В прошлом сезоне мы начали продавать путевки в Хорватию, Черногорию. Эти курорты сопоставимы по качеству с турецкими, однако отличаются от последних более разнообразной природой и сервисом». Одной из новинок сезона стал Кипр: по климату он сопоставим с Турцией, а сервис там лучше. «Для въезда на Кипр нужно оформлять визу. Но, в отличие от Европы, документы оформляются за один день. Еще одно явное преимущество этого направления: Кипр известен ростовчанам, и несколько лет назад был у нас очень популярен», – говорит Светлана Земцева. Благодаря чему при работе с Кипром, отмечают эксперты, ростовским турфирмам не потребуется нанимать специалистов по этому направлению и осуществлять дополнительные затраты по обучению.
По мнению г-жи Паниной, на безвизовых странах работать легко, что уже делают небольшие компании: «Основная сложность здесь – правильно составить программу. Гораздо труднее работать с визовыми странами. Но, если уж у компании будет спрос на путевки в ту же Испанию или Италию, то стабильность ее бизнесу обеспечена».
Поэтому, чтобы еще больше укрепить свое положение на рынке, ростовские операторы вернулись к классическому туризму, организовывая путевки в курортные зоны и исторические места Европы. Николай Манукало: «Основной конек нашей компании – Австрия. Мы сами разрабатываем туристические маршруты, договариваемся с принимающей стороной, заказываем рейсы».
У других ростовских компаний тоже есть своя «специализация»: «СК-Интур» также активно развивает туризм в Австрию, «Росинтур» возит в Италию, Чехию и Францию. «Крупные игроки, как правило, имеют давно налаженные отношения с какой-либо страной. Но полностью уходить в специализацию было бы неправильно: это очень рискованно, и даже опасно для бизнеса. Ведь для того, чтобы специализироваться на каком-либо одном направлении, нужно предоставить полный спектр путешествий в любой сезон», – уверен Николай Манукало.
Поэтому наряду с турпутевками по массовым сезонным направлениям, ростовские туристические компании предлагают путешествия в Европу.
Одним из сезонных безвизовых направлений, которое пока что остается за ростовскими туроператорами, является Египет. «Когда пришел Anex Tour, он сразу же, вслед за Турцией, пытался вывести на рынок и Египет, сделав его круглогодичным. Но пока что все усилия турецкой компании в этом направлении не увенчались успехом», – рассказывает Светлана Земцева.
Лидия Панина уверена: если столичные и иностранные компании укрепятся на египетском направлении, ростовские туроператоры будут вынуждены развивать другие направления курортного массового отдыха в зимний сезон. Наиболее вероятные кандидаты, по мнению экспертов, страны Юго-Восточной Азии. «Рост популярности этих направлений, по моему мнению, связан с тем, что люди устали от традиционных путешествий. И Азия постепенно превращается из штучного товара в массовый: Тайланд пользуется спросом у ростовчан уже третий год, в последние два сезона появились туры в Китай, Вьетнам, Японию. В этих направлениях из Ростова возят только местные компании», – рассказывает ТАТЬЯНА НЕЧЕПАЕВА, генеральный директор туристической компании «Рейна-Тур».
Участники рынка ожидают, что московские компании все же активизируются и на египетском, и на тех направлениях, которые разрабатывали ростовские туристические компании, и которые станут популярны в этом сезоне. Лидия Панина: «Наметилась такая тенденция, что столичные компании начинают предлагать свой продукт – те или иные направления – после того, как видят, что эти направления туризма пользуются спросом. Ростовские туроператоры при этом зачастую выступают в качестве локомотива: прокладывают маршрут, делают его популярным. А потом пытаются отстаивать его у московских коллег».
По мнению Николая Манукало, существуют разные схемы сотрудничества: «Например, по некоторым направлениям ростовчане уже давно покупают блоки гостиниц у москвичей, а экскурсионную программу разрабатывают сами. Это цивилизованное сотрудничество и вряд ли кто-то назовет его экспансией. Проблема в том, что многих московских туроператоров такое взаимодействие не устраивает».
Поэтому, продолжая создавать собственные маршруты, ростовские компании уже сейчас сотрудничают со столичными, продавая наиболее востребованный на массовом рынке турпродукт, при этом продвигая собственные туры в страны с визовым режимом въезда, говорят эксперты.