Ростовская область названа наиболее пострадавшей от "помидорной войны" с Турцией
Из-за внешнеполитических проблем донские аграрии остались с миллионом тонн непроданной качественной пшеницы
Внешнеполитические проблемы, разные системы налогообложения, укрепление рубля и снижение потребительского спроса названы самыми главными угрозами продовольственной безопасности России. Об этом заявили участники панельной дискуссии "Ключевые угрозы продовольственной безопасности России. Актуальный взгляд", которая сегодня открыла второй день проведения Второго Всероссийского Форума продовольственной безопасности России, который проходит в Ростове-на-Дону.
"Ростовская область - самый большой потерпевший в этой "помидорной войне" с Турцией, - заявил президент ГК "Астон" Вадим Викулов, перечисляя главные риски и угрозы отрасли.
Он напомнил, что из-за невозможности продавать в Россию помидоров на 250 млн долларов в год Турция закрыла свой рынок для российской сельхозпродукции на 1,5 млрд долларов.
"Турция импортировала 4,5 млн тонн качественной пшеницы. Российские аграрии на Юге России последние годы вкладывали именно в качественную пшеницу. Эта качественная пшеница никому, кроме Турции, на данный момент не нужна", - рассказал бизнесмен.
Викулов отметил, что в настоящий момент на Юге страны стоимость третьего и четвертого классов пшеницы практически сровнялись.
"Такого понятия как фуражная пшеница сейчас не существует, все вкладываются в качественную пшеницу. - отметил бизнесмен. - И многие сельхозпроизводители сейчас с этой пшеницей остались. Все это снижает мотивацию и влияет на подходы аграриев к будущему: они будут сокращать посевы, меньше вкладываться в обработку земли, меньше будут удобрений вносить".
Дополнительным негативным фактором на рынке является увеличение запасов зерна в стране. Экспортный потенциал текущего сельскохозяйственного года (с июля 2016 года по июль 2017-го) Вадим Викулов оценивает в 28 млн тонн зерна. Однако, по его словам, до выполнения этого показателя России еще необходимо куда-то продать 4,5 млн тонн зерна, и потенциал будущего сельскохозяйственного года он оценивает в те же 28 млн тонн.
"Но при этом переходящие запасы зерна в стране составят 12,5 млн тонн, это на 6 млн тонн больше, чем в прошлом году", - сказал Викулов.
По его словам, "эти запасы будут зловеще висеть над сельхозпроизводителями", имея в виду неизбежное в таком случае снижение цены на внутреннем рынке страны, падение маржинальности производителей зерна и потерю интереса со стороны бизнеса к дальнейшему развитию отрасли.