Ростов-на-Дону-2020: будущее наступит нескоро
Согласно стратегическому плану социально-экономического развития Ростова-на-Дону до 2025 г., через пятнадцать лет в нем будет проживать около 1,25 млн человек, средняя зарплата ростовчанина будет с
Согласно стратегическому плану социально-экономического развития Ростова-на-Дону до 2025 г., через пятнадцать лет в нем будет проживать около 1,25 млн человек, средняя зарплата ростовчанина будет составлять 50 тыс. рублей, а на каждого жителя будет приходиться 25 кв.м жилья. Многие донские бизнесмены на такие прогнозы чиновников смотрят весьма пессимистично — рынок жилой застройки развивается слабо, проблемы с износом коммуникаций решаются медленно, а инвестиционная привлекательность города все время оказывается под сомнением. «В ближайшие десять лет город кардинально не изменится, если не придут новые лидеры с возможностью лобби федерального масштаба, — отмечает АЛЕКСАНДР ХУРУДЖИ, руководитель комитета по строительству, инвестициям и энергетике ООО МСП РРО «Опора России» — Все зависит от сохранения статуса столицы ЮФО: останется столицей — будет развитие, инвестиции и т. п., нет — станет одним из городов-миллионников, не самых удобных для жизни, с пробками, отсутствием архитектурного облика, частным сектором, построенным по архитектурному принципу 90-х — «кто во что горазд», промышленными предприятиями, разбросанными по городу».
В 2007 г., когда обсуждался проект развития Ростовской области до конца 2020 г., ИГОРЬ ВДОВИН, председатель правления Национального агентства прямых инвестиций (г. Москва), заявил, что у Ростова через десять лет есть шансы стать двухмиллионником и превратиться в крупнейший город после Москвы и Питера. В то время звучали идеи о том, что Ростов в рамках развития агломерации поглотит города-спутники, такие как Батайск, Аксай, Азов и станет мега-городом. Чиновники муниципалитетов хмурили брови и просили не публиковать их заявления о возможной утере экономической самостоятельности подконтрольных им территорий. В настоящий момент подобного развития донской столицы никто не прогнозирует. Ростов в ближайшие годы сможет «поглотить» только Аксай, считают эксперты. «Срок в 10 лет для территориально-пространственного развития городов не такой большой. Явные и ощутимые изменения происходят в гораздо более продолжительные сроки — 20–30 лет. Поэтому колоссальных изменений границы города не произойдет. Ростов, Батайск и Азов не станут одним городом со сплошной застройкой», — утверждает ИЛЬЯ ВОЛОДЬКО, генеральный директор компании Macon Realty Group. В то же время можно будет наблюдать увеличение активности застройки межгородских территорий. «В первую очередь это будет общественно-деловая застройка между Ростовом и Батайском, а также рост строительства коттеджных поселков между Ростовом и Азовом», — считает ИГОРЬ ДАЛАКСАКУАШВИЛИ, экс-замминистра территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области.
Собеседники «ДК» предполагают, что границы Ростова будут расширяться во многом за счет развития загородной недвижимости. «С учетом сложившейся тенденции к популяризации загородного образа жизни и появления специализирующихся на комплексной коттеджной застройке фирм, качество загородных коттеджных поселков возрастет и город начнет расширяться практически по всем направлениям, — отмечает г-н Хуруджи. — Причем первое время будут отработаны наиболее интересные участки с хорошими экологическими показателями, вблизи естественных природных красот, т. е. вдоль рек, озер». По мнению эксперта, в результате примыкающие к городской черте коттеджные поселки станут своего рода «мостиком» между Ростовом сегодня и новой Ростовской агломерацией, которая будет включать такие города, как Аксай, Батайск, п. Чалтырь, Рассвет и др. Но в целом существенных изменений границы в течение ближайших 15 лет не претерпят, полагает АНДРЕЙ ШУМЕЕВ, генеральный директор компании «ЮИТ ДОН». На этот период достаточно территорий, находящихся в черте города, застройка которых будет вестись еще много лет: Левенцовка, район Севернее Ростовского моря, район поселка Темерницкий и др. «Для развития города сейчас одна из главных сдерживающих проблем — нехватка воды для новых территорий и районов. Необходимо строительство нового водозабора в хуторе Дугино. Сейчас работы по нему начаты, потихоньку реализуются, но до тех пор, пока вода оттуда не поступит в город, о развитии сложно будет говорить», — сказал г-н Шумеев.
Внешний облик Ростова к 2020 г. существенно не изменится, полагают эксперты. Возможно, из центра города уйдет часть ветхого жилого фонда, будет построено несколько новых зданий коммерческого назначения, но появления инновационных решений в архитектуре и градостроительстве не предвидится. «Развитие города, скорее всего, будет вестись в северном направлении. Именно там в настоящее время наблюдается большое количество свободных от застройки территорий. Кроме того, данные районы могут быть органично вписаны в транспортную схему города, в отличие, например, от южной части — развитие которой требует строительства новых мостовых переходов через Дон», — считает Илья Володько. По его мнению, характер застройки будет смешанным. «В течение ближайших 3-4 лет освоение будет происходить преимущественно за счет проектов комплексного развития территорий под многоэтажное жилищное строительство, которое всегда будет занимать значительную долю рынка. Однако доля организованной малоэтажной застройки будет ежегодно увеличиваться, к 2020 году на нее может приходиться не менее 40–45% от общего объема ввода жилья профессиональными девелоперами», — добавил г-н Володько.
Избавится ли Ростов от самой главной своей отличительной провинциальной черты — больших площадей частной малоэтажной застройки в черте города? Большинство экспертов уверены, что этого не произойдет. «Избавить город от частного сектора возможно либо в ходе реализации градостроительной политики города, либо ограничив прописку в частном секторе. Меры для этого городскими властями практически не принимаются, поскольку регулирование данного вопроса связано с потенциально большим количеством собственников-избирателей. Остается надежда только на повышение налогов на землю и квадратные метры», — комментирует Александр Хуруджи. Собеседники «ДК» отметили, что даже при активной работе администрации по реконструкции центральной части и сносе частного сектора, весь процесс бы занял не менее 30–35 лет.
Что касается транспортной проблемы, то и она не видится собеседникам «ДК» решенной в ближайшее десятилетие. К 2025 г. прогнозируется 360 автомобилей на 1000 жителей в Ростове. Сейчас их 250 на 1000 жителей. При этом в текущее десятилетие город может рассчитывать на появление двух-трех новых транспортных развязок и реконструкцию 10–15 действующих автомагистралей, уверены аналитики Macon Realty Group. «Объемы строительства транспортной инфраструктуры прежде всего зависят от политики муниципальных и региональных властей и доходов бюджета. Последние, в свою очередь, находятся в большой зависимости от макроэкономической ситуации и перспектив роста экономики. В утвержденном генеральном плане спроектировано большое количество мероприятий по улучшению и модернизации транспортной инфраструктуры, однако, большая часть из этих планов будет реализована либо в очень отдаленной перспективе или не будет реализована вовсе», — говорит Илья Володько.
Пессимистичными в большинстве случаев оказываются прогнозы экспертов по поводу строительства метро. Эксперты считают, что в течение 50 лет метро в Ростове не появится. «Если его не смогли построить в советское время, то уверен, что его не построят и до 2020 г. Но, скорее всего, это связано не с позицией власти и ее нежеланием, а из-за сложных геологических условий», — поясняет ДМИТРИЙ ЮДИН, генеральный директор компании «Ростовкапстрой».
«Город через десять лет. Это «...и кузница, и житница, и здравница». У города есть все для того, чтобы быть торгово-транспортным центром, а также промышленный и научный потенциал. Важно в указанный период не растерять эти преимущества», — уверен Игорь Далаксакуашвили. О том, что Ростов может утратить основные свои преимущества, сходятся во мнении многие донские предприниматели. В частности, при этом они имеют в виду инвестиционную привлекательность Ростова и области, которую постоянно сравнивают с тем же показателем Краснодарского края. «Между Ростовом и Краснодаром всегда была конкуренция, и Кубань, выиграв сражение по переносу игорной зоны, вряд ли остановится на достигнутом. Думаю, что ближе к Олимпиаде будет лоббироваться вопрос о переносе столицы ЮФО в Сочи либо Краснодар, что, безусловно, отрицательно скажется на дальнейшем развитии Ростова», — утверждает Александр Хуруджи. Слухи о том, что администрация Краснодарского края предпринимает активные меры для присвоения статуса столицы ЮФО Краснодару, уже давно муссируются в среде региональных предпринимателей и чиновников. «Если говорить объективно, то сегодня статус столицы южного региона у Ростова-на-Дону имеет лишь формальное значение, благодаря наличию на его территории Полномочного представительства Президента РФ по ЮФО и региональных управлений некоторых федеральных органов власти. Статус столицы все же предполагает в большей степени наличие экономического влияния на «соседей», безусловное лидерство в отдельных секторах экономики и социальной сферы, наличие успешного передового опыта. В данном смысле Ростов не обладает значимым «авторитетом» и не способен консолидировать вокруг себя другие города юга», — заявляет г-н Володько.
Эксперты предполагают, что в скором времени понятие «столица» как центр концентрации всех экономических и политических ресурсов, уйдет. Особенно в региональном плане. И если рассматривать вариант развития событий в подобном ключе, то Юг России будет развиваться по принципу децентрализации, многополярности с образованием крупных региональных центров со своей специализацией. «Сегодня очевидны тенденции к выделению трех региональных лидеров — Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Но конкуренции между ними не будет, т.к. каждый из городов будет занимать собственную нишу», — добавляет Илья Володько. По мнению Дмитрия Юдина, к 2020г. Ростов не потеряет статуса столицы юга. «Многие десятилетия Ростов был привлекателен не только для жизни, но и для ведения бизнеса. В Краснодаре, к примеру, политика губернатора направлена на привлечение инвесторов, но трудно сказать, сможет ли он стать центром юга», — считает он.
Крупнейшие проекты будущего Ростова
Инвестиции могут составить около 0,8 трлн руб. Первые четыре года уйдут на строительство кольцевой линии длиной 25 км, еще четыре года — на следующие две ветки длиной по 10 км каждая.
Южный хаб
Крупнейший аэропорт юга России с двумя взлетно-посадочными полосами (длина каждой 4200 м.) Общая площадь составит 1029 га, 8 млн пассажиров и 70 тыс. тонн грузов – пропускная способность. Общий объем инвестиций - около 25 млрд руб.
Ростов-сити
Левый берег Дона. Общая площадь к освоению – более 150 га. Объекты офисного, торгово-выставочного, гостиничного, культурно-развлекательного назначения. Предполагаемый совокупный объём инвестиций в проект – свыше $2 млрд.
Универсальный порт
Грузооборот — 16 млн т в год, инвестиции — 19,9 млрд рублей. Заказчик со стороны государства — «Ространсмодернизация», со стороны частного бизнеса — консорциум из нескольких компаний.
Ростов-на-Дону–2020:
Основные направления стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года