Рабочие «ТагАвтоПрома» решили действовать
Зампредседателя профсоюзного комитета завода СЕРГЕЙ БРЫЗГАЛОВ пояснил ДК, что в пятницу, 12 ноября, произошла стихийная остановка производства рабочими одного из цехов. Отказавшихся выполнять свою
Зампредседателя профсоюзного комитета завода СЕРГЕЙ БРЫЗГАЛОВ пояснил ДК, что в пятницу, 12 ноября, произошла стихийная остановка производства рабочими одного из цехов. Отказавшихся выполнять свою работу было порядка ста человек. Всем им предприятие полностью или частично задолжало зарплату за сентябрь и октябрь. Заручившись поддержкой профкома, работники сообщили руководству, что намерены продолжать акцию до начала погашения долгов. В обеденный перерыв в неработающий цех пришел его начальник и пообещал, что зарплату выдадут в течение ближайших нескольких дней, начиная с понедельника, после чего тагазовцы вернулись к своей работе. Обещание завод сдержал, и уже в понедельник, 15 ноября, рабочим сборочного цеха начали выплачивать по 30% от сентябрьского оклада.
Удача коллег спровоцировала рабочих сварочно-кузовного и малярного цехов пойти на аналогичные меры, но многие из них уже вернулись к работе. На днях ЮРИЙ ШАТАЛОВ, помощник депутата Госдумы НИКОЛАЯ КОЛОМЕЙЦЕВА, опубликовал в своем блоге на LiveJournal информацию о том, что акция могла быть на порядок масштабнее, если бы многие работники завода, взявшие в кредит автомобили, производимые здесь же, не опасались за свои рабочие места. По кабальным условиям этих корпоративных автокредитов в случае увольнения заемщику необходимо полностью погасить сумму по договору или выплачивать большую пеню. Правда, г-н Брызгалов утверждает, что это не соответствует действительности, так как средняя зарплата на предприятии — 10 тыс. руб., а это делает неподъемной для большинства рабочих покупку автомобиля ценой в 350–400 тыс. руб. По его данным, уже около половины рабочих с задолженностями по зарплате получили деньги за сентябрь в полном объеме. Он не смог оценить количество людей, до сих пор отказывающихся приступать к работе, подчеркнув при этом, что проф- союз поддержит каждого из них, так как подобный способ борьбы не противоречит закону. «Но каждый должен сам для себя решить, готов ли он бороться. Если ситуация не будет улучшаться, и люди сами проявят инициативу, мы пойдем вместе с ними до конца, используя при этом крайние меры», — пояснил г-н Брызгалов.
По данным облпрокуратуры, на 15 ноября задолженность «ТагАвтоПрома» перед 4,4 тыс. сотрудников составляет 22,8 млн руб. За первые две недели ноября руководству завода удалось сократить задолженность в полтора раза, но, судя по последним событиям, ситуация остается тяжелой. Проблемы предприятия во многом обусловлены ситуацией с кредиторами. По данным газеты «Коммерсантъ», общий долг предприятия перед ними составляет 20 млрд руб. Из них львиная доля приходится на крупнейшие банки — «ВТБ» (6,5 млрд) и Юго-Западный банк Сбербанка (6,3 млрд).
По словам АНДРЕЯ СМУРЫГИНА, директора ростовского филиала компании «БКС», проблемы ТагАЗа — это неприятный сигнал руководству предприятия для пересмотра стратегии его развития, так как рынок автопрома в стране переживает подъем в связи с госпрограммами по его поддержке.
По административному кодексу в случае усугубления ситуации с зарплатами, руководителю завода грозит уголовная ответственность в виде лишения права занимать руководящие должности сроком до пяти лет либо лишение свободы сроком до двух лет. Но, как считает г-н Смурыгин, ни к чему хорошему это не приведет. «Смена топ-менеджмента повлечет за собой проблемы, связанные с адаптацией нового руководителя, на это уйдет время. Очевидно, что проблемы нужно искать не в этой области. Я не готов оценивать все просчеты руководства ТагАЗа, но точно могу сказать: без хорошего иностранного партнера этому заводу сейчас добиться успеха практически невозможно. За последнее время ТагАЗ несколько раз менял азиатских контрагентов, что не могло сказаться на стабильности предприятия» — заключил он.
36,6