Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Проблема молочного животноводства России в отсталом менеджменте

Сегодня на рынке такого важного для России продукта, как молоко, сложилась парадоксальная ситуация: рост потребления и общего спроса на товары молочной группы растет стабильно и в 2010 году достиг

Сегодня на рынке такого важного для России продукта, как молоко, сложилась парадоксальная ситуация: рост потребления и общего спроса на товары молочной группы растет стабильно и в 2010 году достиг беспрецедентной цифры в 14%. Однако этот рост спровоцировал не увеличение производства, как можно было ожидать, а скачок цены. За последние 4 года молоко подорожало почти в три раза и таким образом перестало быть товаром, доступным для всех социальных групп. Засуха 2010 года только усугубила ситуацию, а о розничных ценах этой осенью не говорил только ленивый.
К чему это ведет? На данный момент цена российского цельного молока со средним содержанием жира и белка составляет около 18 рублей за кг, тогда как на мировом рынке молоко стоит в среднем 32 евроцента (это чуть больше 11 рублей). Диспаритет цен приводит к тому, что наши производители уже неконкурентоспособны на внутреннем рынке в таких сегментах как «сыры», «сливочное масло» и «сухое молоко».
Но, что самое интересное, даже при таких ценах находятся те, которые утверждают, что молочное животноводство в России нерентабельно. Находятся люди, и в немалом количестве, которые при любой цене— и при девяти рублях за килограмм, и при 12, и при 20 говорят, что на каждом литре теряют по два рубля. Почему же сегодня есть предприятия с 60–80% рентабельностью, и есть вечно жалующиеся на свою судьбу производители? На мой взгляд, молочное животноводство в России— сегодня одно из самых низкотехнологичных отраслей. И дело здесь даже не в наличии или отсутствии современных поилок и доильных аппаратов, дело— в слабом менеджменте, многие руководители и специалисты высшего звена просто не знают основных технологических процессов и законов рынка. Россия на данный момент является, возможно, единственной развитой страной, где сохраняются такие серьезные сезонные колебания цен на молочную продукцию. Хотя производить больше молока зимой, когда оно стоит дороже, и меньше летом, когда оно стоит дешевле, технологически научились уже давно. Можно порадоваться за наших свиноводов и птицеводов, которые давно не зависят от сезонности, а маржа в этом секторе у всех стабильная и примерно одинаковая. Сегодня на любом свинокомплексе, на любой яичной или бройлерной фабрике технологии отработаны до такой степени, что ни чем не отличаются от таких же предприятий Европы и Америки. Это позволяет нашим свиноводам и птицеводам стабильно выпускать конкурентоспособный продукт заданного качества. А вот в молочном животноводстве пренебрежение технологическими правилами распространено до непозволительного уровня. И осознания, что корень всех проблем молочного животноводства лежит именно в технологии, пока не наступило. Хотя молочное животноводство— объективно самовоспроизводимая рентабельная отрасль и имеет все условия для устойчивого развития практически на всей территории России. Почему же молочники до сих пор не сели и не подумали, как им в 21 веке избежать ситуации, когда пик производства приходится на момент наименьшего спроса?
При этом нужно отметить, что даже стабильное повышение потребления молока и молочных продуктов в последние годы не сократили нашего отставания в подушевом потреблении. Северные Европейские страны, такие как Финляндия, Германия, Ирландия, потребляют в год на душу населения свыше 100 кг молока на человека, в России этот показатель не достигает и 70 кг. Потребление молочных продуктов у нас в стране значительно ниже рекомендованных еще в советское время норм, и это негативно сказывается на здоровии нации. Уровень лояльности россиян к этому продукту настолько высок, что возможностей для успешного бизнеса здесь, возможно, больше, чем где бы то ни было в сельском хозяйстве. Дело— за руководством предприятий, которое должно изменить свой подход и пересмотреть ситуацию, когда это производство может быть убыточным.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.