Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / Платная медицина становится

Платная медицина становится

03:00   07.02.2011

Ростовский рынок частных медицинских услуг усиливает свои позиции: многопрофильные клиники уже готовы конкурировать с государственными учреждениями не только в технологиях лечения, но и в доступнос

Ростовский рынок частных медицинских услуг усиливает свои позиции: многопрофильные клиники уже готовы конкурировать с государственными учреждениями не только в технологиях лечения, но и в доступности массовому клиенту. По данным экспертов, количество пациентов, пользующихся услугами частников, на Дону выросло в 2-3 раза.

доступнее


Рынок частных медицинских услуг сегодня— один из наиболее закрытых и непубличных. К примеру, определить, сколько в городе работает частных медицинских учреждений, сколько там трудится врачей и других специалистов или узнать величину объема рынка практически невозможно. «Проблема в том, что в сфере частной медицины образовался правовой вакуум,— комментирует главный врач медицинского центра «Гиппократ» АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ.— «Де юре» мы никому не подчиняемся, и ни одно из ведомств не собирает статистики в этой сфере. Частные клиники подотчетны налоговой инспекции, милиции, прокуратуре, Роспотребнадзору, но не Минздраву».
Главная проблема частной медицины— социальные налоги
Несмотря на отсутствие единой статистики, эксперты рынка делают попытки приблизительно оценить его объемы. Так, по расчетам Алексея Кузнецова, объем рынка частных медуслуг без учета государственных клиник, оказывающих платные услуги, и без учета обслуживания по ДМС, составляет около 50 млн руб. в месяц. Главный врач МЦ «Юнона» НАТАЛЬЯ ПАРАДА оценивает его в 1 млрд руб. в год, поясняя, что объем этого рынка в денежном выражении, скорее всего, существенно не меняется. «Количество клиентов у частных клиник растет, но при этом стоимость услуг снижается»,— добавила г-жа Парада. Большую часть этого оборота делят между собой лидеры— крупные многопрофильные медучреждения, среди которых собеседники «ДК» называют МЦ «Гиппократ», МЦ «Семья», «Славия», «Ваш Доктор», «Юнона», «Альянс» и др.
Эксперты считают, что ростовскому рынку частных медицинских услуг еще есть, куда расти: сейчас его объем в два раза меньше, чем в Краснодаре, и развит всего на 10% от своих потенциальных возможностей.
По данным самих игроков, сейчас в Ростове более активно развивается рынок узкоспециализированной медицины. За последние годы в городе открылось огромное количество стоматологических учреждений, клиник, специализирующихся на гинекологии и урологии. «Даже те клиники, которые позиционируют себя как многопрофильные, какое-то одно направление всегда развивают активнее остальных,— говорит Наталья Парада.— Так, «Наука» и «Евродон» позиционируются как лаборатории, на базе которых ведется лечебная клиническая работа. Наша клиника— в лидерах по лечению бесплодия у мужчин и женщин и т.д.». Директор сети клиник «Альянс» ВИКТОРИЯ КУЗНЕЦОВА утверждает, что появление большого количества узкопрофильных клиник— тенденция, характерная не только для нашего региона, но и для всей страны: «Хотя многопрофильные клиники, на мой взгляд, являются более рентабельными. К примеру, если сегодня нет клиентов у врача-уролога, то у офтальмолога они будут. Кроме того, какие-то специалисты в клинике всегда будут более востребованными, а другие менее, и т.п.». По мнению г-жи Кузнецовой, в настоящий момент в Ростове к числу многопрофильных частных клиник, которые имеют в своей структуре стационар и проводят хирургические вмешательства, относятся три учреждения— «Гиппократ», «Семья» и «Славия». «При этом «Гиппократ» на данном этапе— единственное медучреждение, которое представлено сетью разнопрофильных клиник: в его состав входят детский диагностический центр «Добрый доктор», клиника по проведению медосмотров и первый ростовский хоспис»,— добавляет Виктория Кузнецова. По ее словам, в этом году сеть клиник «Альянс» и «Гиппократ» намерены объединиться в одно учреждение.
Рентабельность медицинского бизнеса в современных условиях составляет порядка 10%, отмечают эксперты. «Низкая рентабельность ставит некоторые частные клиники на грань выживания,— говорит Алексей Кузнецов.— Одна из главных проблем— выход 212-го ФЗ о пенсионном обеспечении, согласно которому отчисления из фонда оплаты труда увеличиваются до 34%. Учитывая специфику медицины, где главный актив— это люди, которые приносят деньги, ФОТ моей клиники достигает без налогов 60% от общего оборота». По его мнению, тем клиникам, которые хотят работать честно, сейчас придется перестраивать свою работу: скорее всего, сокращать штат сотрудников, урезать оставшимся оклад. В качестве одной из мер можно назвать переход на систему обязательного медицинского страхования. Врачи получают меньшую зарплату, но в стоимость услуг по ОМС уже входят и налоги обслуживающего персонала, и налоги самих врачей на зарплату. «Однако, учитывая, что эту систему контролирует Минздрав, доступ к ней частным клиникам получить довольно сложно, ведь мы, таким образом, отбираем кусок пирога у госклиник,— считает г-н Кузнецов.— В частности, программное обеспечение, поддерживающее стандарт фонда ОМС, я вынужден покупать сам, а это около двухсот тысяч рублей на 1 клинику, в то время как госклиники получают его бесплатно».
Кадры и оборудование решают почти все
С чем на данном этапе у частных медицинских учреждений нет проблем, так это с профессиональным оборудованием. Как отмечают эксперты, практически все клиники Ростова обладают новейшей техникой и оборудованием. «За время действия нацпроекта «Здоровье» только ленивый не приобрел себе аппаратуру»,— рассказывает Виктория Кузнецова. Уже давно участники этого рынка осознали, что качественное оборудование и кадры— то, на чем в данном виде бизнеса можно конкурировать. Ростовские клиники не скупятся на дорогостоящие аппараты, затрачивая на них десятки миллионов ежегодно. Основным поставщиком высококачественного оборудования является Германия. Также ростовчане привозят его из Америки, Китая, Японии, Испании и других стран. «Отечественные аппараты пользуются слабым спросом,— говорит Наталья Парада.— Зарубежная техника надежнее. А она— наше важное конкурентное преимущество. Как только на рынке появляется новый аппарат, все стараются его приобрести». Сроки эксплуатации медицинского оборудования коротки— 4–5 лет. Окупить, допустим, физиотерапевтическое оборудование можно за год, большой аппарат УЗИ— за два года. «Мы работаем напрямую с поставщиками, поэтому оборудование обходится нам значительно дешевле, чем через систему тендеров. Раз в год мы как малое предприятие получаем субсидию из бюджета города на покупку техники в размере 100-150 тысяч рублей. Но мы никогда не приобретаем оборудование только ради того, чтобы оно у нас было. Чаще всего оно покупается под определенного специалиста»,— рассказывает г-жа Кузнецова.
Вопрос качественной аппаратуры нельзя рассматривать в отрыве от ситуации с кадрами. Оборудование в ростовских клиниках стоит уникальное, а вот врачей, которые могли бы с ним работать, зачастую недостаточно, отмечают эксперты. «Для того, чтобы стать хорошим специалистом, нужно не только окончить ВУЗ, но и получить большую практику. В медицине техника дает результат, только если ее использует квалифицированный специалист, которых у нас на рынке не так много»,— уверена Виктория Кузнецова.
В Ростове рынок медицинских профессионалов скуден, высококлассные специалисты все при деле. И за них между частными клиниками идет жесткая борьба. «Практически все «светила» медицины, которые раньше работали в государственных больницах, сейчас работают в частных клиниках. Но на данном этапе всех хороших врачей частники переманивают к себе высокими зарплатами и хорошими условиями труда,— поясняет г-жа Парада.— Есть очень узкие специалисты, которых по городу 2-3 человека. Например, врачи-андрологи. Некоторые клиники не занимаются лечением мужского бесплодия только потому, что не могут найти специалистов». Вопрос отсутствия достаточного числа высококлассных специалистов игроки рынка решают за счет привлечения на работу и обучения выпускников Ростовского медуниверситета. «Мы приглашаем на работу выпускников и даем возможность набраться опыта уже в стенах клиники. Нельзя научиться делать операции только по теории. За 5-6 лет все молодые доктора у нас получают высокую квалификацию и становятся хорошими специалистами. Самые сложные хирургические вмешательства, естественно, проводят специалисты со стажем, но рутинные операции, такие как лазерная коррекция зрения, могут делать и молодые доктора»,— говорит ОЛЕГ КОЧМАЛА, руководитель Центра микрохирургии глаза Дорожной клинической больницы СКЖД.
Рынок ждет крупных сетевых игроков
По мнению Алексея Кузнецова, учитывая, что по уровню развития бизнеса и администрирования донская столица отстает от Москвы минимум лет на пять, то в ближайшее время вполне возможен приход сетевого игрока, наподобие «Ашана» на рынке продритейла или «Касторамы» в сфере розничной торговли стройматериалами. «Такой крупный игрок может, например, построить в каждом спальном районе по большой клинике типа БСМП-2, со станцией скорой помощи и родильным отделением, установить цены ниже рыночных и перекупить все лучшие кадры, которых в нашем городе крайне мало,— рассуждает г-н Кузнецов.— Это неизбежно приведет к вымиранию всех местных частных учреждений за исключением VIP-клиник типа «Семьи» или «Славии». По его словам, при таких условиях развития рынка останутся также мелкие клиники, работающие в формате «магазин у дома». Кроме того, эксперты напоминают и о том, что многие страховые компании хотят открыть собственные клиники, чтобы платить деньги не сторонней больнице, а собственной аффилированной структуре. «Именно с появления клиник при страховых компаниях в столице началась эра сетевой частной медицины»,— напоминает Кузнецов. И похоже, эта эра начинается и в Ростове. На прошлой неделе «АльфаСтрахование» заявило о том, что в ближайший месяц откроет первый на Юге России многопрофильный медицинский центр сети клиник «Альфа-Центр Здоровье». «Это будет клиника общей площадью более двух с половиной тысяч квадратных метров, которая сможет обслуживать порядка трехсот тысяч человек в год. Количество персонала— около двухсот человек. Медцентр будет оснащен современным оборудованием ведущих мировых производителей, в которое мы инвестировали уже порядка 9 миллионов долларов. Целевая аудитория центра— массовый потребитель. То есть цены там будут демократичными»,— рассказал «ДК» ЕВГЕНИЙ ЧЕРЕМЕНИН, вице-президент,директор Южного Регионального Центра компании «АльфаСтрахование».
Однако есть и более оптимистичный сценарий развития рынка. Некоторые ростовские игроки уже сейчас стремятся занять свободные ниши и развивать собственные сети. Так, о намерении создать собственную сеть клиник заявила ОЛЕСЯ ЧЕХОМОВА, президент медицинского центра «Семья». «Мы намерены открывать собственные клиники не только в Ростове, но и в других городах области. Ниша свободна, и мы намерены ее освоить»,— делится планами г-жа Чехомова.
Чтобы усилить свои конкурентные преимущества, ростовские частные клиники налаживают контакты со своими зарубежными коллегами. «Наш центр заключил договоры с клиниками, которые находятся в Израиле, Швейцарии и Германии. Наших пациентов мы можем определить в любую из них,— рассказывает Виктория Кузнецова.— Так работаем уже год. В отличие от медицинского туризма, мы предоставляем пациентам чисто медицинский вариант: обследуем больного и ставим предварительный диагноз либо используем уже готовые его документы. Далее отправляем эти документы в одну из перечисленных клиник по электронной почте, врачи их рассматривают и говорят нам о готовности или неготовности работать с данным пациентом. В медицинском туризме часто бывает так, что пациент, не дождавшись положительного ответа местных врачей, едет за рубеж, думая, что там можно решить все вопросы. Но, как известно, панацеи в медицине нет, и не всегда иностранные специалисты могут сделать больше, чем местные».
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.