Операторы кабельного телевидения растут за счет новыхуслуг
Экстенсивный период развития кабельного телевидения в России сменился интенсивным: конкуренция между кабельными компаниями обостряется, и платное телевидение становится привлекательным объектом д
В последние годы на рынке операторов кабельного телевидения (КТВ) произошли серьезные изменения: компании, предоставлявшие свои услуги в определенных районах города, стали активно выходить в другие, желая охватить весь город. Стремясь сделать свой бизнес более устойчивым, операторы КТВ начали предоставлять смежные услуги широкополосный Интернет, хранение файлов пользователей на своих серверах и размещение рекламы на премиальных кабельных телеканалах.
Координатор проектов маркетингового агентства «Альянс Мажор» АЛЕНА МАНАЦКОВА говорит, что по количеству абонентов за 2006 г. рынок кабельного ТВ в Ростове увеличился в два раза, и в ближайшее время этот показатель будет расти. Сегодня в Ростове работают шесть операторов. По мнению участников рынка, они предоставляют свою услугу примерно 140-150 тыс. абонентам.
Вступивший в силу в 2006 г. закон «О рекламе» сократил список рекламируемых на эфирном ТВ товаров и услуг и открыл перед операторами платного телевидения новые возможности. По мнению президента Ассоциации кабельного телевидения России ЮРИЯ ПРИПАЧКИНА, ФЗ разграничил размещение и распространение рекламы на платных закрытых и бесплатных открытых телеканалах: «Законодатели справедливо предположили, что, учитывая особые условия и способы распространения, размещение и распространение рекламы на платных каналах должно подвергаться меньшим ограничениям. И для операторов платного телевидения это стало одним из наиболее позитивных моментов».
Еще одно направление, за освоение которого взялись операторы кабельного телевидения это развитие мультисервисных сетей, считают эксперты. Такие операторы, как «Телелайн» и «Элит-ТВ» уже запустили в тестовую эксплуатацию услугу широкополосного Интернета, «ЦТС-ТВ» входит в холдинг «ЦТС», предоставляющий услуги доступа в Интернет, другие операторы развивают домовые сети с выходом в сеть Интернет.
По мнению аналитиков инвестиционной группы «Атон», российский рынок кабельного телевидения (КТВ) вступает в фазу экспоненциального роста. По данным «Атона», в 2005 г. его объем вырос на 43% до $190 млн, при этом 30% из них пришлось на Москву. В прошлом году количество подписчиков на услуги КТВ выросло на 13% до $6,7 млн, что соответствует проникновению этого сервиса в 14% российских квартир.
Экстенсивный период развития кабельного телевидения в России сменился интенсивным: конкуренция между кабельными компаниями обостряется, и платное телевидение становится привлекательным объектом для инвестиций. На рынок выходят операторы телефонной связи и интернет-провайдеры. Это заставляет самих операторов КТВ вести себя более агрессивно: развитие IP-технологий дает им техническую возможность превращения сетей кабельного ТВ в настоящие мультисервисные сети.
Координатор проектов маркетингового агентства «Альянс Мажор» АЛЕНА МАНАЦКОВА говорит, что по количеству абонентов за 2006 г. рынок кабельного ТВ в Ростове увеличился в два раза, и в ближайшее время этот показатель будет расти. Сегодня в Ростове работают шесть операторов. По мнению участников рынка, они предоставляют свою услугу примерно 140-150 тыс. абонентам.
Наиболее крупными игроками участники рынка называют «ЦТС-ТВ» и «Телелайн» (в прошлом году компания стала частью федерального оператора КТВ компании «Стрим-ТВ»). Кроме них, услуги кабельного вещания предоставляют населению компании «Элит-ТВ», «Студия Т», «Теле Икс» и предприниматель АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВ. О своих планах зайти в этот сегмент в 2007 г. заявил альтернативный интернет-оператор «Спарк».
Ростовское кабельное телевидение, как говорят участники рынка, начало развиваться 10-15 лет назад. «Первые операторы появлялись в спальных районах, там, где плотность населения максимальна. До недавнего времени большинство операторов обслуживали не более одного района и практически не расширяли собственные сети», рассказывает НИКОЛАЙ КОРГУШЕВ, начальник отдела рекламы компании «Телелайн («Стрим-ТВ»)».
По мнению экспертов, рынок КТВ активизировался с приходом «ЦТС-ТВ»: компания в первые же месяцы своей работы развернула сети в нескольких районах города. «Перед выходом на ростовский кабельный рынок мы провели анализ и пришли в ужас: абоненты просто не знали, какую услугу они получали. Мы создали бренд и провели широкую рекламную кампанию», рассказывает АНДРЕЙ ПАСТУШЕНКО, директор по маркетингу телекоммуникационного направления холдинга «ЦТС-ТВ».
Большинство операторов кабельного телевидения в настоящее время расширяют свои сети, стремясь подключить как можно больше квартир в тех районах, где они работают. Наиболее активно расширяют границы «ЦТС-ТВ» и «Телелайн». По мнению участников рынка, сейчас в среднем к каждому из двух лидирующих операторов подключается 1,5 2 тыс. абонентов в месяц. «Мы развиваемся не только за счет выхода в новые районы, но и за счет высокого уровня сервиса и дифференцированного подхода к формированию контента», говорит Николай Коргушев.
В отличие от лидеров, отмечают эксперты, небольшие операторы не могут позволить себе интенсивное наращивание сети, поэтому развиваются за счет увеличения количества транслируемых каналов и повышения качества вещания. К примеру, генеральный директор «Студии Т» ВАДИМ ПАШКОВСКИЙ в середине 2006 г. увеличил число каналов с 48 до 50.
Кабельное телевидение хочет заработать на рекламе
Вступивший в силу в 2006 г. закон «О рекламе» сократил список рекламируемых на эфирном ТВ товаров и услуг и открыл перед операторами платного телевидения новые возможности. По мнению президента Ассоциации кабельного телевидения России ЮРИЯ ПРИПАЧКИНА, ФЗ разграничил размещение и распространение рекламы на платных закрытых и бесплатных открытых телеканалах: «Законодатели справедливо предположили, что, учитывая особые условия и способы распространения, размещение и распространение рекламы на платных каналах должно подвергаться меньшим ограничениям. И для операторов платного телевидения это стало одним из наиболее позитивных моментов».
По мнению руководителя пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ» ЕВГЕНИЯ РЯБОВОЛА, тенденция рынка такова, что рекламы на кабельном ТВ становится все больше: «Растет экономика страны, растут рекламные бюджеты, а цены на размещение рекламы на эфирных каналах очень велики и продолжают повышаться».
Как считают участники рынка, размещая рекламу на рейтинговых каналах КТВ, операторы становятся прямыми конкурентами печатных СМИ и наружной рекламы по охвату аудитории. Начинают они конкурировать и эфирным ТВ. «С каждым годом доходность бизнеса КТВ увеличивается и отбирает все большую долю аудитории у эфирных телеканалов», замечает ИЛЬЯ МЕЩЕРЯКОВ, PR-директор телекомпании «РЕН-ТВ Ростов».
По словам Николая Коргушева, в Ростове рекламу на кабельных телеканалах только начинают размещать, при этом ее стоимость в разы меньше стоимости рекламы на эфирном телевидении. «Засилия рекламы, характерного для эфирного ТВ, в программах КТВ нет. И это серьезное его конкурентное преимущество. По моим оценкам, реклама появляется не более чем на десятой части телеканалов, транслируемых в сетях кабельного ТВ», говорит Евгений Рябовол.
Операторы КТВ диверсифицируют бизнес и переходят на «цифру»
Еще одно направление, за освоение которого взялись операторы кабельного телевидения это развитие мультисервисных сетей, считают эксперты. Такие операторы, как «Телелайн» и «Элит-ТВ» уже запустили в тестовую эксплуатацию услугу широкополосного Интернета, «ЦТС-ТВ» входит в холдинг «ЦТС», предоставляющий услуги доступа в Интернет, другие операторы развивают домовые сети с выходом в сеть Интернет.
По мнению экспертов, освоение смежных рынков, в частности широкополосного доступа и других мультимедийных сервисов это сложившаяся мировая практика. «Основные затраты при этом идут на построение мультисервисных сетей, которые в дальнейшем мы сможем использовать и для предоставления других телекоммуникационных услуг», говорит Николай Коргушев.
Евгений Рябовол: «Современные технологии позволяют операторам кабельного ТВ предоставлять доступ в Интернет и IP-телефонию. Это выгодно и им, и их клиентам: оператор получает дополнительный доход, а абоненту не нужно проводить в квартире дополнительную сеть и подключаться к разным поставщикам определенных услуг».
До 2012 г. телеканалы, действующие на территории России, должны будут перейти на вещание в цифровом формате. Не отстают от эфирных станций и операторы КТВ. По мнению АЛЕКСАНДРА ВАГАНОВА, руководителя Управления Россвязьнадзора по Ростовской области, нынешние сети кабельного телевидения могут при небольших доработках предоставлять услуги цифрового телевидения: «Однако большинство абонентов не готовы к приему программ в цифровом формате по причине отсутствия в широкой продаже цифровых телевизоров. Кроме того, на сегодняшний день ГОСТы на цифровое кабельное вещание находятся в стадии разработки. Вследствие указанных причин, кабельное телевидение в цифровом формате в Ростове пока не транслирует».
детали
По мнению аналитиков инвестиционной группы «Атон», российский рынок кабельного телевидения (КТВ) вступает в фазу экспоненциального роста. По данным «Атона», в 2005 г. его объем вырос на 43% до $190 млн, при этом 30% из них пришлось на Москву. В прошлом году количество подписчиков на услуги КТВ выросло на 13% до $6,7 млн, что соответствует проникновению этого сервиса в 14% российских квартир.
По сравнению с ADSL «Атон» оценивает рынок широкополосного доступа в Интернет на базе сетей КТВ как нишевой. Однако у КТВ есть ряд преимуществ, говорящих в пользу этого способа доступа. Среди них более низкая цена и лучшее техническое обслуживание пользователей. Благодаря чему операторы КТВ могут занять в 2010 г. 17% российского рынка широкополосного доступа.
Источник: «Телеком Форум»