Обзор:Частные медицинские клиники
эксперты Андрей Волков директор медицинской консалтинговой компании Orgdoctor (Москва) Мария Грицихина директор ООО «Центр лазерной медицины» Андрей Забелев директор диагностического центра «Евродо
эксперты
Андрей Волков
директор медицинской консалтинговой компании Orgdoctor (Москва)
Мария Грицихина
директор ООО «Центр лазерной медицины»
Андрей Забелев
директор диагностического центра «Евродон»
Алексей Кузнецов
главный врач медицинского центра «Гиппократ»
Марианна Пономарева
главный врач консультационно-диагностического центра «Наука»
Елена Размыслова
коммерческий директор медицинского центра «Исцеление»
На какие медицинские услуги ожидается падение спроса?
Как планируют удержаться на плаву крупные игроки?
Рынок частных медицинских услуг в Ростове, как и в других российских городах, начал формироваться 10—15 лет назад со стоматологических клиник. «Это не удивительно, поскольку данный сегмент медуслуг стал первым, от которого отказались госучреждения из-за недостаточного финансирования», — считает Андрей Волков. Со временем начали развиваться и другие направления: гинекология, урология, офтальмология, эстетическая хирургия».
Наиболее крупным игроком донской столицы в сегменте многопрофильных клиник игроки рынка называют медицинский центр «Гиппократ», который начал свое развитие еще в девяностые годы, а также медицинский центр «Альянс». По оценкам экспертов, в Ростове компаниями-лидерами в сегменте офтальмологии выступают ростовский офтальмологический комплекс «Леге Артис» и филиал федеральной сети клиник «Эксимер», в сегменте урологии и гинекологии — международная сеть «Уро Про», диагностические центры «Наука» и «Евродон». Также многие эксперты, говоря о влиятельных игроках рынка, упоминают больницу СКЖД, «Областной консультационно-диагностический центр», но несмотря на то, что эти медцентры оказывают платные медицинские услуги, они субсидируются государством и не позиционируются как частные.
По словам экспертов, количество игроков на ростовском рынке частных медицинских услуг ежегодно увеличивалось. Они отмечают, что наиболее заметными новичками за 2008 г. стали клиники «Славия» и «Семья». Собеседники «ДК» отметили, что обе компании, хоть и не являются филиалами федеральных сетей, открыты с участием московских инвесторов. Поскольку обе эти компании ведут закрытую информационную политику, подтвердить эти сведения у самих игроков «ДК» так и не удалось. Стоит отметить, что рынок частных медицинских услуг в Ростове сегодня непрозрачен. Поэтому даже о количестве игроков судить можно только по косвенным признакам — никакой статистики не ведет ни Министерство образования области, ни городское управление здравоохранения. По крайней мере, так корреспонденту «ДК» сообщили в этих государственных ведомствах. Игроки рынка говорят о том, что из ста компаний, позиционирующихся на рынке частных медицинских услуг, только порядка десяти медицинских клиник в Ростове имеют сколько-нибудь серь- езные доли на рынке.
Эксперты затруднились оценить темпы роста рынка за последний год, при этом утверждая, что этот рынок в Ростове растет быстрее, чем в других схожих регионах. «По подсчетам специалистов, которые были озвучены год назад на первой всероссийской конференции «Частные медицинские клиники», проходившей в Москве, к концу 2007 г. объем платных медицинских услуг в России составил порядка $5,7 млрд, — замечает Андрей Волков. — При этом аналитики прогнозировали, что к 2010 г. этот объем вырастет до $10 млрд. Можно предположить, что ежегодный прирост рынка платных медуслуг составлял 20—30%».
По мнению экспертов, основными предпосылками развития рынка было сокращение доли государственных лечебных учреждений, рост заболеваемости населения, стремление среднего класса к лучшему сервису, чем тот, который предлагается в госклиниках. «Спрос на услуги частных клиник за последние годы существенно вырос в связи с ростом заболеваемости и готовностью людей тратить деньги на свое здоровье, на более качественные медуслуги и индивидуальный подход», — подтверждает коммерческий директор медицинского центра «Исцеление» ЕЛЕНА РАЗМЫСЛОВА. Пользуясь растущим спросом, компании активно расширяли перечень своих услуг; некоторые из них перешли из ряда узкоспециализированных в многопрофильные лечебные заведения. Так, компания «Леге Артис» за последние годы довела количест- во своих медицинских центров до четырех: открыла центр лазерной коррекции зрения, детскую амбулаторную глазную клинику, а также — магазин оптики.
По словам главного врача медицинского центра «Гиппократ» АЛЕКСЕЯ КУЗНЕЦОВА, в последние годы компании начали активно приобретать высокотехнологичное оборудование, в том числе на основе лазерных технологий. С ним согласна директор ООО «Центр лазерной медицины» МАРИЯ ГРИЦИХИНА, которая отмечает, что сегмент лазерной медицины начал активно развиваться именно в последние два года. Подобное оборудование начали закупать как стоматологические и офтальмологические клиники, так и медицинские цент- ры, специализирующиеся на эстетической медицине.
Немаловажную роль в развитии рынка сыграл рост спроса на услуги добровольного медицинского страхования (ДМС). Крупные компании начали активно использовать ДМС как один из основных составляющих социальных пакетов и мотивации персонала. «Мы начали более активно работать с ДМС как через страховые компании, так и самостоятельно, — отмечает директор диагностического центра «Евродон» АНДРЕЙ ЗАБЕЛЕВ. — За последний год доля корпоративных клиентов у нас выросла на 10%». По словам Алексея Кузнецова, доля корпоративных клиентов по договорам ДМС в медицинском центре «Гиппократ» составила порядка 40% за последний год.
С увеличением спроса со стороны корпоративных клиентов игроки рынка частных медицинских услуг начали стремиться наращивать продуктовую линейку услуг. «Многие, как частные, так и юридические лица стремятся получать максимальный спектр услуг в одном месте, — констатирует главный врач консультационно-диаг- ностического центра «Наука» МАРИАННА ПОНОМАРЕВА. — В результате, например, наша компания открыла свою дочернюю фирму — консультационно-диагностический центр».
С ростом платежеспособности потребителей частных медицинских услуг в нескольких сферах бизнеса начали активно развиваться услуги эстетической направленности. «Если раньше к нам обращались только за устранением каких-то явных дефектов или последствий заболеваний, — рассказывает Мария Грицихина, — то сейчас мы все чаще сталкиваемся с обращениями за какими-то услугами эстетического характера: инъекции, шлифовки, пилинги. Это навело нас на мысль развивать в дальнейшем это направление».
Игроки рынка считают, что разразившийся в конце года финансовый кризис может негативно отразиться на рынке и его развитии, главным образом за счет снижения платежеспособности населения. «Пока мы не наблюдаем спада спроса, — утверждает Мария Грицихина. — Но в следующем году он наверняка упадет на дорогостоящие эстетические услуги. Впрочем, как и на другие «процедуры выбора», которые можно делать, а можно и обойтись без них».
А Елена Размыслова считает, что частный медицинский рынок вряд ли пострадает от кризиса: «Возможно, некоторые дополнительные услуги дейст- вительно станут невостребованными какое-то время, но средний класс в любом случае не вернется к услугам государст- венных клиник». Она добавила также, что в планах компании на ближайший год — развить сеть филиалов клиники в городах и населенных пунктах Ростовской области. Свои планы по развитию не собирается сворачивать и диагностический центр «Евродон», который, выстроив сеть в крупных городах Дона, подумывает в ближайшие годы выйти за ее пределы.
Эксперты считают, что, поскольку рынок неоднороден, кризис затронет каждого игрока по-разному. Как отмечает Андрей Волков, сейчас профессиональное сообщество говорит о самых разных изменениях на рынке: если в Москве часть компаний отмечает колоссальный спад спроса, то некоторые регионы пока на себе никаких негативных изменений не ощутили, а то и вовсе говорят о росте своих финансовых показателей.
«Рост спроса в последние месяцы обусловлен тем, что люди, планировавшие серьезные покупки или, например, получившие в результате сокращения какие-то денежные компенсации, видят в тратах на медицинские услуги некий способ грамотного инвестирования имеющихся средств, — полагает Марианна Пономарева. — Это может создавать ложную картину благополучия, но к концу первого квартала следующего года, когда деньги у людей кончатся, думаю, клиники смогут объективно оценить последствия кризиса».
Кроме того, Алексей Кузнецов считает, что небольшой стимул для сегодняшнего спроса — рост заболеваний на фоне полученного в результате кризиса стресса. «Этот фактор действительно имеет место, — согласен Андрей Волков. — Специалистам известно, что в здоровом теле — здоровый дух, но психологические потрясения могут провоцировать обострение ряда вялотекущих заболеваний». Из-за усложнившихся экономических условий, по мнению Андрея Волкова, в первую очередь пострадают компании, ориентировавшиеся на юридических лиц, как это уже происходит в Москве. «Сегодня количество договоров по ДМС сократилось в два раза, — подтверждает Алексей Кузнецов. — В результате нам пришлось перепрофилировать недавно созданное подразделение для обслуживания предприятий-клиентов под педиатрию. И мы меняем свое позиционирование в сторону обслуживания частных лиц. Также будем работать с бюджетным здравоохранением по договорам обязательного медицинского страхования».
По прогнозам Андрея Волкова, одним из способов выживания в кризисе компании считают путь снижения издер- жек. «Они стараются уйти из больших помещений, арендуя меньшие площади, сокращают персонал, идут на снижение рентабельности, меняя ценовую политику. Нередко экономия происходит за счет использования более дешевых расходных материалов», — делится наблюдениями эксперт.
Ростовские игроки рынка говорят о том, что пока не сокращают свои издерж- ки, но думают о более демократичной ценовой политике и считают необходимым не повышать цены в ближайший год. Однако многие из собеседников «ДК» сообщили, что будут жертвовать рекламными бюджетами. Стоить отметить, что в большинстве клиник одним из самых эффективных источников продвижения считается реклама на телевидении, гораздо реже — печатные общественно-политические и специализированные СМИ. Многие полагаются на работу самого незатратного ресурса для привлечения клиентов — «сарафанного радио».
«Но не исключено, что некоторые компании сейчас, напротив, увеличат затраты на свое продвижение, — отмечает Андрей Волков. — В основном, это те компании, которые разработали стратегию своего продвижения и меняют ее в сторону привлечения частного клиента. В кризисных условиях это может стать своего рода козырем на фоне конкурентов, которые на этом постараются сэкономить». Его мнение разделяет и Алексей Кузнецов: «Поскольку мы меняем свое позиционирование, экономить на продвижении мы не собираемся. Иначе мы просто прогорим. Напротив, мы увеличиваем сейчас свои бюджеты на эти цели. В своем продвижении, помимо прессы, будем делать ставку интернет-ресурсы как эффективные и экономичные медиа».
Г-н Кузнецов добавил, что кризис хоть и станет проверкой на прочность рынка медицинских услуг, но он может дать новые возможности для его игроков. «Например, известно, что в нашем бизнесе кадры — это главный актив, — считает он. — И хотя в Ростове рынок еще не очень насыщенный, конкурируем мы, в основном, в кадровом вопросе. В результате прихода нескольких новых игроков и последующей «охоте за головами» я потерял несколько ценных профессионалов. Так вот, я думаю, кризис даст нам возможность привлечь хороших специалистов».
Эксперты полагают, что кризис приостановит выход на рынок новых игроков и отдалит экспансию федеральных сетей. Также он может отодвинуть и планы нескольких страховых компаний, таких как «Ингосстрах», «АльфаСтрахование» и «Росно», которые заявляли об открытии в ближайшие годы в Ростове своих собственных клиник.
мнение
Сергей Денисенко
директор филиала ОСАО «Иногосстрах» в Ростове-на Дону
Сегодня продажа услуг ДМС для физических лиц в регионах не развита из-за низкого уровня лечебных заведений и высокой стоимости полисов. Низкая пропускная способность, отсутствие квалифицированных специалистов, современного оборудования, узкопрофильность многих клиник — все это сказывается на качестве обслуживания и объеме услуг, которые предоставляются клиентам страховых компаний. Определенную роль играет отсутствие компромисса между страховщиками и медиками, которые по-прежнему не могут сойтись в едином мнении по объемам предоставляемых клиенту услуг. Если медицинские учреждения зависят от количества оказанных услуг, то страховщики смотрят в первую очередь на их качественный показатель. Этим и объясняется стремление страховых компаний к открытию собственных медицинских клиник.
Сегодня продажа услуг ДМС для физических лиц в регионах не развита из-за низкого уровня лечебных заведений и высокой стоимости полисов. Низкая пропускная способность, отсутствие квалифицированных специалистов, современного оборудования, узкопрофильность многих клиник — все это сказывается на качестве обслуживания и объеме услуг, которые предоставляются клиентам страховых компаний. Определенную роль играет отсутствие компромисса между страховщиками и медиками, которые по-прежнему не могут сойтись в едином мнении по объемам предоставляемых клиенту услуг. Если медицинские учреждения зависят от количества оказанных услуг, то страховщики смотрят в первую очередь на их качественный показатель. Этим и объясняется стремление страховых компаний к открытию собственных медицинских клиник.