Обзор: Юридические услуги
Владимир Вакало директор по развитию юридической компании «Ваш консультант» Олег Данилин управляющий партнер фирмы «Мозговой штурм» Ольга Ерофеева директор юридической компании «Большой город» Ната
эксперты
Владимир Вакало
директор по развитию юридической компании «Ваш консультант»
Олег Данилин
управляющий партнер фирмы «Мозговой штурм»
Ольга Ерофеева
директор юридической компании «Большой город»
Наталья Кознова
директор компании «Оптимальное решение»
Олег Проскурин
партнер юридической фирмы «JBI Эксперт»
Валерий Романенко
управляющий партнер «Аудиторской компании «БизнесКонсалт»
Андрей Чуйкин
директор компании «Юрком»
Зачем юридическим фирмам обмениваться клиентами?
Анализируя итоги прошедшего года, игроки юридического рынка Ростова отмечают значительное увеличение спроса на свои услуги со стороны корпоративных заказчиков. Они связывают это с бурным экономическим развитием области, которое, в отличие, например, от уральских или сибирских регионов России, характеризуется активной экспансией иногородних компаний. Зачастую именно Ростов как столица ЮФО становится форпостом крупных московских компаний в освоении всего юга страны. А поскольку юридические партнеры разрастающихся столичных сетевых гигантов пока не успевают расширять географию своего присутствия такими же темпами, то чаще всего местные представительства и филиалы пользуются услугами ростовских юрфирм. Однако, по мнению большинства экспертов «ДК», сегодняшняя ситуация, когда доля местных игроков на рынке составляет около 90%, долго не продлится: уже в ближайшие годы вслед за иногородними компаниями в донскую столицу начнут приходить их юридические партнеры.
По мнению экспертов, оборот юридического рынка Ростова-на-Дону в 2007 г. вырос примерно на 25% и составил порядка 1 млрд руб. При этом ОЛЕГ ПРОСКУРИН, партнер юридической фирмы «JBI Эксперт», замечает, что достоверно подсчитать объем ростовского рынка юруслуг пока достаточно сложно, поскольку отнюдь не все его игроки работают «в белую».
Собеседники «ДК» затрудняются назвать точное количество участников рынка, поскольку большую его часть составляет многочисленная армия частно- практикующих юристов, имеющих около 20 постоянных клиентов и небольшую выручку, вполне достаточную для жизни. В целом, эксперты полагают, что количество таких «одиночек» вряд ли превышает 100 человек, средних фирм в Ростове не более 50, а крупных — порядка 10. Таким образом, общее число игроков юридического рынка Ростова без учета адвокатских кабинетов приближается к 160.
Собеседники «ДК» отмечают, что в Ростове планка, по которой компанию относят к разряду крупных, немного ниже, чем в других регионах. «У нас в профессиональном сообществе крупной считает- ся компания, в которой работает около 20 человек, в то время как во многих других регионах это показатель средней компании, крупной же называют фирму со штатом более 20–30 человек», — говорит Олег Проскурин.
К лидерам донского юридического рынка игроки относят компании со штатом более 12 человек, работающие на рынке не менее пяти лет и активно продвигающие свое имя и услуги. По мнению экспертов, в Ростове пока нет очевидных лидеров — пока можно говорить о сильнейших игроках по определенным направлениям. Так, в сфере регистрации и ликвидации компаний собеседники «ДК» выделяют компании «Ваш Консультант», «Мозговой штурм» и «ВЕК», в области корпоративного права и арбитража — «Эберг, Степанов и партнеры», «Национальное агентство корпоративного консалтинга», «JBI Эксперт», в сфере налогового права — аудиторскую компанию «Велла-Аудит».
Если же определять ведущих игроков по величине оборота, то, по словам экспертов, лидерами окажутся малоизвест- ные фирмы, чьи клиенты занимают значительное финансовое или политическое положение в регионе. «При больших государственных или коммерческих структурах наверняка существуют «карманные» компании, обслуживающие их интересы, например, в вопросах покупки или продажи собственности. Такие фирмы вполне могут считаться лидерами по обороту», — объясняет директор по развитию юридической компании «Ваш консультант» ВЛАДИМИР ВАКАЛО. — Но говорить о лидерстве таких компаний было бы некорректно, поскольку они создаются под вполне конкретные цели и задачи материнских корпораций и не работают на «открытом» рынке».
Рентабельность бизнеса юрфирмы во многом зависит от вида оказываемых услуг и ценовой политики компании. «Если, к примеру, это широко распространенная регистрация-ликвидация, то рентабельность может составлять порядка 30%. Если же это эксклюзивные услуги, например, консультации в сфере международного, морского или авторского права, то она может доходить и до 300%», - говорит г-н Проскурин. По наблюдениям директора компании «Оптимальное решение» НАТАЛЬИ КОЗНОВОЙ, за последний год рентабельность юридического бизнеса в целом снизилась, поскольку ощутимо усилилась конкуренция между игроками.
Усилению конкуренции способствует и рост количества новых фирм, которые зачастую открываются силами бывших студентов. Эксперты объясняют такую тенденцию низким порогом вхождения — порядка $10 тыс. для открытия небольшого кабинета. Зачастую новички, выходя на рынок, выбирают демпинг в качестве основного инструмента борьбы за клиентов. «Они в хорошем смысле более «пробивные», пытаются заявить о себе. Старожилы, более самоуверенные, надеются на наработанных клиентов и в таких «битвах» участвуют редко», — говорит директор компании «Юрком» АНДРЕЙ ЧУЙКИН.
Однако собеседники «ДК» уверены, что сегодня главное для клиентов юридической компании не цена, а качество услуги и ее прозрачность. «Многие юридические фирмы исчезают с рынка так же быстро, как и создавались — они оказываются не в состоянии предложить лучшее по сравнению с тем, что уже есть на рынке», — считает управляющий парт- нер фирмы «Мозговой штурм» ОЛЕГ ДАНИЛИН.
На сегодняшний день базовый, минимальный набор услуг, предоставляемый средней юридической фирмой Ростова, включает в себя регистрацию-ликвидацию компаний, арбитражные споры и оформление сделок с недвижимостью. Большинство экспертов называют их «тремя китами» юридического бизнеса. Услугу регистрации, по данным собеседников «ДК», оказывают около 80% компаний, работающих на ростовском рынке.
Олег Данилин объясняет это тем, что, во-первых, подобные услуги пользуются наибольшим спросом, а во-вторых, при их выполнении отсутствует необходимость в высококвалифицированных сотрудниках. Владимир Вакало добавляет, что регистрация так популярна среди юристов еще и потому, что это одна из наиболее легких процедур. «Многие компании с нее начинают и зачастую остаются в этой сфере», — говорит г-н Вакало, чья фирма также начинала с регистрации, но в дальнейшем решила двигаться дальше и расширять перечень своих услуг классическим набором предложений в сфере юриспруденции. Эксперты отмечают, что помимо базовых, в 2007 году наибольшим спросом пользовались такие услуги, как сопровождение сделок с бизнесом, правовой аудит и налоговый консалтинг.
Одна из характерных особенностей местного юридического рынка — отсут- ствие фиксированной цены даже на распространенные услуги. В двух конкурирующих компаниях цена на одну и ту же услугу может отличаться в два раза. По словам экспертов, стоимость зависит от нескольких факторов: репутации фирмы и конкретного юриста, уровня зарплат сотрудников, стоимости аренды офиса. К примеру, в некоторых московских юридических фирмах клиенту открыто предлагают на выбор юристов различных уровней, которые за одну и ту же работу берут разные деньги. И клиент самостоятельно решает, заплатить ли ему $1000 за работу юриста с 15-летним стажем или $300 за ту же работу, выполненную специалистом с 3-летним опытом. При этом результат может быть одинаковым. В Ростове, по словам игроков рынка, ситуация аналогичная. В одной из крупных юридических компаний консультация обычного специа- листа стоит 800 руб./час, а управляющего партнера — 1300 руб./час.
Собеседники «ДК» отмечают, что все чаще местные юридические конторы переходят на почасовую оплату работы сотрудников, особенно в тех случаях, когда речь идет о мелких проектах, либо когда работа специалиста зависит от поиска информации в электронных правовых справочниках. Средняя стоимость услуг специалиста на юридическом рынке Ростова — 500 руб./час. В случае, когда проект крупный, юрист получает фиксированную зарплату и бонус, зависящий от результативности его работы. «В местных юридических фирмах начинающий юрист получает порядка 10 тыс. руб. в месяц. Через два–три года успешной работы он же будет получать от 20 тыс. руб.», — отмечает Владимир Вакало. Средняя зарплата юриста в Ростове — 25–30 тыс. руб., в Москве — 100–150 тыс. руб.
Нехватки кадров на рынке юридических услуг эксперты не наблюдают. Управляющий партнер «Аудиторской компании «БизнесКонсалт» ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО говорит, что вузы Ростова выпускают достаточное количество юристов. Работодателю нужно лишь провести грамотный отбор. С ним согласна директор компании «Большой город» Ольга Ерофеева: «Мы ориентируемся на выпускников вузов. У них, как правило, имеется свежий взгляд, легко формируется лояльность к компании. Однако зачастую приходится встретиться с 50 претендентами, чтобы взять на испытательный срок одного». Однако некоторые эксперты все же отмечают дефицит квалифицированных кадров. Наталья Кознова: «Свободных юристов с опытом работы очень немного. Хороший юрист всегда устроен».
По словам Олега Проскурина, в Ростове-на-Дону, в отличие от других крупных российских городов, таких как Екатеринбург или Самара, до сих пор не появилось профессионального объединения юристов, где можно было бы делиться опытом, лоббировать общие интересы, влиять на недобросовестных конкурентов. Однако определенные шаги в этом направлении ведущие игроки рынка уже делают.
«Неформальное объединение ростовских юристов все же существует: к примеру, мы встречаемся с партнерами, обсуждаем правовые вопросы, новшества в законодательстве. Нередко совместными усилиями находим оптимальные решения, необходимые для работы с клиентами», — замечает Владимир Вакало. Крупные игроки выстраивают партнерские отношения друг с другом, и зачастую работают на принципах взаимовыручки. К примеру, представители сразу нескольких юридических фирм рассказали «ДК» о практике обмена клиентами по взаимным рекомендациям. Речь идет о компаниях, которые не выступают прямыми конкурентами. «У нас очень хорошие личные взаимоотношения с парт- нерами. И если клиент обратился к нам за услугой, которая не является профильной для нашей компании, то мы можем порекомендовать ему другую компанию, в уровне профессионализма которой мы уверены. Главное здесь — помочь клиенту найти настоящего профессионала в нужной ему сфере», — объясняет директор по развитию юридической компании «Ваш консультант». Некоторые юридические фирмы уже не практикуют рекомендации просто по личным симпатиям, а заключают партнерские соглашения. «Мы очень избирательно подходим к выбору партнеров, поскольку главное, чтобы клиент остался доволен. Мы сотрудничаем с несколькими юридическими фирмами узкой специализации, которым передаем клиентов, если они не относятся к нашей компетенции, то есть лицензированию и регистрации компаний», — отмечает Наталья Кознова.
Однако не все эксперты согласны с тем, что данная тенденция — это всего лишь стремление удовлетворить клиента. Как полагает Андрей Чуйкин, компании передают своих клиентов не на общест- венных началах, а имеют свой процент от сделок.
До недавнего времени ростовские юридические компании были консервативны в вопросах рекламы, продвижения и связей с общественностью. Как правило, большинство из них надеялись на «сарафанное радио». Однако участники рынка отмечают, что постепенно ситуация меняется. Некоторые ведущие игроки такие, как «Эберг, Степанов и партнеры», «Ваш консультант», вплотную занялись продвижением своей компании и даже взяли в штат специалистов по PR, а в компании «JBI Эксперт» эти функции делят между собой маркетолог и партнер, отвечающий за развитие бизнеса. Эксперты связывают это с усилением конкуренции на рынке. Владимир Вакало уверен, что если игроки занялись пиаром — это также один из признаков формирования цивилизованных отношений друг с другом и с клиентами на рынке.
Сегодня в той или иной мере все юридические компании помимо «сарафанного радио» используют традиционную рекламу. Основные каналы — телефонные справочники, СМИ, интернет. Ольга Ерофеева отметила, что юристы предпочитают недорогую рекламу: раздачу флаеров, телемаркетинг и т. д. «Мы определили круг печатных изданий, которые читают наши потребители, и постоянно размещаем в них рекламу, которая, по нашим оценкам, является эффективной».
Говоря о перспективах развития рынка юридических услуг, опрошенные «ДК» игроки считают, что он продолжит свой рост. При этом Наталья Кознова отмечает, что в ближайшие годы может наступить его перенасыщение в основном за счет прихода иногородних игроков. Эксперты полагают, что в скором времени в Ростов зайдут крупные столичные, питерские и уральские юридические компании. Например, с Урала может прийти компания «Интеллект-С», а из Москвы — «Объединенные юристы». «Некоторые из этих игроков уже присутствуют в городах-миллионниках. В первую очередь, они начнут осваивать нишу, связанную с обслуживанием филиалов иногородних компаний в Ростове», — говорит Олег Данилин.