Обзор: Выставочные операторы - 20.10.2008
эксперты Анна Завьялова коммерческий директор ООО «ТермоПринт» Светлана Земцева директор туристической компании «Росинтур» Светлана Кароль генеральный директор ООО «ВЦ «Ростов Экспо» Сергей Некрас
Анна Завьялова
коммерческий директор ООО «ТермоПринт»
Светлана Земцева
директор туристической компании «Росинтур»
Светлана Кароль
генеральный директор ООО «ВЦ «Ростов Экспо»
Сергей Некрасов
президент компании ООО «ВЦ «Ростэкс»
Сергей Шамшура
директор ООО «ВЦ «ВертолЭкспо»
Марк Шульман*
генеральный директор ООО «ФВЦ «Бизнес-Арт»
Татьяна Якубова
директор ООО «Руссо-Туристо»
Что ростовским компаниям не нравится в местных выставках?Появится ли на Юге России ассоциация выставочных операторов?
В начале этого года ростовский выставочный рынок успешно развивался — наблюдалась высокая финансовая активность экспонентов, участники рынка наращивали объемы сборов в среднем на 13-15% по каждому отдельному выставочному мероприятию (по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.). Возможно, считают эксперты, увеличение сборов было связано с закономерным повышением стоимости участия в выставках для экспонентов из-за роста цен и издержек, но на данном этапе, даже при условии высокой инфляции, рентабельность постоянно снижается. По мнению собеседников «ДК», связано это с глобальным финансовым кризисом, который напрямую начинает негативно сказываться на деятельности российских предпринимателей. «Кризис серьезно ударит по выставочному бизнесу как Ростова, так и других регионов РФ, — отмечает генеральный директор ООО «ВЦ «Ростов Экспо» СВЕТЛАНА КАРОЛЬ. — Спад выставочной активности мы наблюдаем уже сегодня».
Расстановка сил на местном выставочном рынке за последний год, по мнению экспертов, не изменилась. На данный момент в Ростове работает девять выставочных компаний, безусловным лидером среди которых эксперты «ДК» называют «Вертол Экспо», владеющую единственной специализированной выставочной площадкой в Ростове общей закрытой площадью 8,5 тыс. кв. м. По-прежнему «ВертолЭкспо» сохраняет за собой значительную долю рынка — не менее 75%. К разряду игроков средней величины собеседники «ДК» относят компании «Бизнес-Арт», «ВЦ «Ростэкс», «Ростов Экспо» и «Экспо-Дон»; все они имеют успешные проекты, реализуемые в Ростове уже не первый год.
Если говорить о выставках, то наиболее коммерчески успешными эксперты «ДК» считают «Автоформулу» («Бизнес-Арт»), «Интерагромаш» («ВертолЭкспо»), «Электро» («ЭкспоДон»). Практически все участники рынка стараются развивать свою индивидуальную тематику и не пересекаться с конкурентами. «Это связано с тем, что на рынке уже есть ряд известных и востребованных проектов, с которыми трудно конкурировать. Да и смысла нет дублировать тематику существующих выставок, организуя заведомо слабые мероприятия, на которые, прежде чем они станут популярными, потребуется потратить много сил и времени», — поясняет Светлана Кароль. Эксперты уверены, что сейчас, в условиях кризиса, важно сосредоточиться на увеличении сборов с существующих выставок и повышении качества этих проектов, наращивая количество участников и посетителей.
Объем ростовского выставочного рынка в 2008 г. может составить не менее 220 млн руб., полагают эксперты. По мнению директора ООО «ВЦ «ВертолЭкспо» СЕРГЕЯ ШАМШУРЫ, в ближайшие два года рынок потенциально может вырасти не менее чем в полтора раза за счет усиления существующих мероприятий, расширения их тематики, появления абсолютно новых для Ростова тем, а также новых выставочных площадей. По словам Светланы Кароль, рынок может расти за счет развития молодых выставок, которым сейчас не менее 1-2 лет. Эксперты отмечают, что сегодня на ростовском рынке такими проектами обладает в большей степени «ВертолЭкспо», так как все остальные операторы предпочитают развивать только те выставки, которые работают не один год — от слабых и нерентабельных «молодых» проектов большинство игроков отказались. Выставочным операторам, действительно, есть куда расти. Так, по словам экспертов, только половина ростовских выставок, проходящих на площадке «ВертолЭкспо», заполняется на 50%, а средний метраж выставок составляет 3,5-4 тыс. кв. м. при том, что наиболее успешные проекты занимают площадь в 6-7 тыс. кв. м.
Говоря о рентабельности выставочного бизнеса, участники рынка называют показатели от 12% до 15% и отмечают, что за последний год они уменьшились практически в два раза (15-25% в 2007 г.). Г-н Шамшура связывает это с тем, что рост цен на участие в выставках для экспонентов не такой интенсивный, как рост издержек. Сегодня стоимость одного кв. м выставочной площади колеблется от 3000 руб. до 6500 руб. (от 2500 руб. до 6000 руб. в 2007 г.). По мнению Сергея Шамшуры, вынужденное увеличение цены за один кв. м, а также кризисные явления в экономике, которые поставили в сложное финансовое положение многих клиентов, подтолкнули его и других игроков искать способы сохранения экспонентов. «Мы предлагаем нашим клиентам систему скидок. Сейчас важно добиться того, чтобы те экспоненты, с которыми мы уже работаем, не сокращали количество покупаемых у нас площадей. В первую очередь, мы делаем скидки сомневающимся компаниям из других городов, которые раздумывают над тем, ехать к нам или нет. Таким клиентам мы иногда делаем даже большую скидку, чем обычно. Иногда такая форма «удержания» экспонентов снижает рентабельность отдельно взятой выставки до 8-10%», — рассказывает г-н Шамшура.
Некоторые участники выставочного рынка предполагают, что на волне кризиса произойдет всплеск рекламной активности компаний, в том числе и в сфере выставочной деятельности. Так, например, генеральный директор ООО «ФВЦ «Бизнес-Арт» МАРК ШУЛЬМАН* исходит из опыта работы своей выставочной компании во время кризиса 1998 г. Он считает, что именно сейчас, в условиях кризиса, многие компании будут рассматривать выставки как действенный инструмент продвижения и решения проблем с падением объема продаж. Другие собеседники «ДК» полагают, что интерес к выставкам увеличится не сразу, однако после первой волны кризисных явлений компании станут обращать свое внимание на те инструменты продвижения, которые, возможно, ранее ими не использовались, но напрямую ведут к потенциальному клиенту или партнеру.
Некоторые клиенты ростовских выставочных операторов в беседе с корреспондентом «ДК» выразили недовольство качеством проводимых мероприятий в Ростове. По их словам, ситуация осложняется еще и тем, что в городе отсутствует альтернатива выставочной площадке «ВертолЭкспо», а многие выставочные компании не всегда имеют возможность проводить там свои выставки (договоренность о работе на выставочной площадке «ВертолЭкспо» сегодня имеют только «Бизнес-Арт» и «Ростов Экспо»). К примеру, некоторые донские туристические компании уже сейчас рассматривают возможность отказа от участия в выставочных мероприятиях следующего года. Как рассказала «ДК» директор туристической компании «Росинтур» СВЕТЛАНА ЗЕМЦЕВА, успешность выставки для нее определяется тем, насколько профессионально она организована, освещается ли она в СМИ и обеспечен ли должный объем посетителей целевой аудитории. Немаловажным остается и соблюдение выставочной компанией всех договоренностей. К сожалению, эти условия зачастую местные провайдеры экспо-бизнеса не соблюдают. «Например, мы сталкивались с ситуацией, когда выставочный оператор может изменить место проведения выставки буквально за несколько дней до ее начала. А взамен предложить такие площадки, как «Дворец Спорта» или ДК «Ростсельмаш», которые непригодны для проведения крупных региональных мероприятий, куда приглашаются иностранные компании и партнеры: они ограничены в площади и не обладают соответствующей инфраструктурой. Такие прецеденты отбивают у нас желание сотрудничать в дальнейшем с такими операторами», — поясняет Светлана Земцева. Директор туристической компании «Руссо-Туристо» ТАТЬЯНА ЯКУБОВА отмечает, что при условии изменения качества предоставляемых услуг изменится и отношение компаний-участниц к выставкам.
Коммерческий директор ООО «ТермоПринт» АННА ЗАВЬЯЛОВА также отметила недостатки в организации недавно прошедшей выставки «Полиграфист. Фестиваль рекламы», в которой участвовала ее компания. «Рядом с этой специализированной В2В выставкой проводилась другая В2С выставка — «Ростов-гостеприимный». В итоге мы столкнулись с большим потоком нецелевых посетителей», — сказала г-жа Завьялова.
По мнению экспертов, на рынке есть и обратная проблема — у экспонентов зачастую не хватает специалистов, которые могли бы максимально правильно и эффективно организовать участие своей компании на выставке. «Поэтому мы в сентябре провели круглый стол с участниками различных выставок как в Ростове, так и за его пределами, на котором рассказали, что компании необходимо сделать для того, чтобы получить отдачу от выставочных мероприятий», — рассказывает Сергей Шамшура.
Говоря о качестве ростовских выставок, эксперты часто сравнивают их с мероприятиями в Краснодаре и других городах Юга России. По мнению собеседников «ДК», ряд выставочных проектов Краснодара превосходит по масштабу аналогичные ростовские мероприятия. Собеседники «ДК» связывают это с тем, что в кубанской столице выставочных площадей практически в два раза больше, чем в Ростове. Правда, Сергей Шамшура отмечает, что эти площади по качеству уступают ростовским. По его словам, успешность выставок в регионах напрямую зависит от того, какие отрасли экономики там наиболее развиты. Например, в Ростове уже который год успешно проводится «Промышленный конгресс Юга России», в Краснодаре подобной выставки нет и вряд ли она будет востребована. Зато аграрная тематика закономерно доминирует на Кубани. Рассуждая о наличии конкуренции между Краснодаром и Ростовом, некоторые эксперты отмечают, что ее в современных условиях практически нет. По мнению президента компании «ВЦ «Ростэкс» СЕРГЕЯ НЕКРАСОВА, в настоящее время каждый крупный город имеет свой экономический потенциал, а каждая выставочная площадка — свою нишу на рынке, поэтому конкуренции как таковой не возникает. Эксперты полагают, что если компания наметила выход с продуктом или услугой в тот ли иной регион, она туда обязательно придет независимо от масштабов и успеха той или иной выставки. Конкуренция между Краснодаром и Ростовом, по мнению ряда игроков, искусственно создана самими экспонентами, которые пытаются спекулировать своим участием в проектах разных городов ЮФО при проведении переговоров. «Звонит, например, клиент в Краснодар и говорит, что в Ростове выставка аналогичной тематики стоила в два раза дешевле, и если вы сделаете нам дешевле, то мы приедем», — говорит Марк Шульман*. В действительности, большинство ростовских выставочников активно взаимодействуют с коллегами из Краснодара, Ставрополя и других городов региона.
Участники рынка отрицательно относятся к созданию межрегиональных ассоциаций выставочных провайдеров целого региона. Уральские компании, к примеру, ещё в 2007 г. создали такую организацию для решения проблем с дублированием тематик выставок и для развития совместных проектов. Практически все местные игроки не видят в этом смысла, объясняя свою позицию пока ещё слабой межрегиональной конкуренцией и потенциалом роста выставок в самих городах. По словам Сергея Некрасова, в настоящее время существует необходимость объединения в ассоциацию выставочников на внутригородском уровне, а не на межрегиональном. «Города Юга России относительно независимы друг от друга, у каждого свои проекты. А договоренности позволяют выставкам по схожим тематикам не пересекаться и не сталкиваться по времени» — поясняет г-н Некрасов.
Слухи о строительстве конкурирующего с «ВертолЭкспо» выставочного центра, по словам экспертов, давно будоражат рынок. Однако «ДК» так и не смог найти внятных и конкретных данных или заявлений о реализации подобных проектов в Ростове. Сергей Шамшура уверен, что выставочный бизнес сегодня не такой рентабельный и сверхдоходный, чтобы стояли очереди желающих взяться за такую стройку.
Большинство игроков не видят необходимости в создании двух крупных выставочных площадок: по их мнению, потребности донского бизнеса и развитие экономики региона еще не достигли того уровня, при котором появление еще одного крупного выставочного центра будет действительно востребовано рынком. «В ближайшее время необходимо сконцентрироваться на развитии уже существующей площадки и дать возможность работать на ней максимальному количеству выставочных операторов Ростова, — считает Сергей Некрасов. — Только в таких условиях можно укрупнять и расширять отдельные проекты».
Эксперты полагают, что в течение пяти лет вряд ли кто-то решится на строительство нового выставочного центра. Сергей Шамшура в качестве примера приводит Красноярск, где был построен выставочный комплекс. «Инициатором выступила крупная строительная компания, которая после реализации своего проекта так и не смогла организовать собственные выставки и вынуждена была отдать площади другим операторам города», — сказал г-н Шамшура. По его мнению, сейчас ростовский рынок не пустой: есть «ВертолЭкспо», владеющий ведущей выставочной площадкой, есть другие операторы со сложившимися долями, постоянными экспонентами и сформированной тематикой выставочных мероприятий. «И если все-таки кто-то решится на строительство выставочного центра, то к тому времени, когда он будет построен, мы выйдем на окупаемость с достаточным уровнем рентабельности», — добавил он. Тем не менее, г-н Шамшура отметил, что на данном этапе все же существует определенная нехватка качественных выставочных площадей. В беседе с корреспондентом «ДК» он сообщил, что «ВертолЭкспо» эту проблему намерен решить уже в конце следующего года. «Мы сейчас интенсивно работаем с «Роствертолом» по отведению земли под строительство павильона на 7 тыс. кв. м. Надо вывести элементы производства завода с этой территории. В то же время, в городе сейчас не так много мероприятий, для которых потребуется совокупная площадь более 15 тыс. кв. м. Поэтому отдельно окупить второй павильон будет очень трудно», — отметил г-н Шамшура.
мнение
Ангелина Богинская
начальник отдела товарных рынков и межрегиональных связей министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей администрации РО
На развитие выставочной деятельности донские власти в 2009 г. выделят 96 млн руб.
На поддержку и развитие выставочно-ярмарочной деятельности в 2008 г. было направлено 90 млн руб., в следующем же году объем выделенных средств составит не менее 96 млн руб. Половина всех средств направляется на развитие выездных мероприятий, поддержку субъектов малого бизнеса и их участия в коллективных стендах РО.
На ростовском рынке выставочных услуг множество проблем. Это и неразвитая кокурентная среда, дублирование тематики выставок и отсутствие в Ростове развитой инфраструктуры, стимулирующей развитие конгрессно-выставочной деятельности. Экспонентам же сейчас необходимо обратить внимание на грамотное использование выставок; многие участники до сих пор не знают, как правильно представить свою компанию и получить результаты. Именно поэтому администрация РО выступила инициатором проведения в октябре этого года серии семинаров, посвященных успешному представлению компании на выставке. Что касается конкуренции на межрегиональном уровне, например, между Краснодаром и Ростовом, то она может заключаться лишь в том, что некоторые выставки сходной тематики проходят в одно время, в целом же, каждый регион имеет своих клиентов и рынки сбыта.
На поддержку и развитие выставочно-ярмарочной деятельности в 2008 г. было направлено 90 млн руб., в следующем же году объем выделенных средств составит не менее 96 млн руб. Половина всех средств направляется на развитие выездных мероприятий, поддержку субъектов малого бизнеса и их участия в коллективных стендах РО.
На ростовском рынке выставочных услуг множество проблем. Это и неразвитая кокурентная среда, дублирование тематики выставок и отсутствие в Ростове развитой инфраструктуры, стимулирующей развитие конгрессно-выставочной деятельности. Экспонентам же сейчас необходимо обратить внимание на грамотное использование выставок; многие участники до сих пор не знают, как правильно представить свою компанию и получить результаты. Именно поэтому администрация РО выступила инициатором проведения в октябре этого года серии семинаров, посвященных успешному представлению компании на выставке. Что касается конкуренции на межрегиональном уровне, например, между Краснодаром и Ростовом, то она может заключаться лишь в том, что некоторые выставки сходной тематики проходят в одно время, в целом же, каждый регион имеет своих клиентов и рынки сбыта.