Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Обзор: Веб-разработчики

Сергей Бараев директор креативного агентства «Форсайт» Алексей Гарматин программный директор Adm:media Александр Ищенко соучредитель агентства «СайтРостов» Михаил Квачко директор интернет-агентств

Ростовский рынок веб-разработки переживает период активного роста. Осознав необходимость иметь достойное представительство в интернете, подавляющее большинство коммерческих и государственных структур Ростова готовы вкладывать в качественную разработку или переделку сайтов до $10 тыс. Как отмечают эксперты, ежегодно количество игроков увеличивается на 15-20% в год и вскоре им предстоит серьезно побороться за клиентов. эксперты

Сергей Бараев
директор креативного агентства «Форсайт»
Алексей Гарматин
программный директор Adm:media
Александр Ищенко
соучредитель агентства «СайтРостов»
Михаил Квачко
директор интернет-агентства «Мибок»
Александр Лохматов
коммерческий директор креативного агентства «Интерно»
Роман Саранченко
директор интернет-агентства «Информа»
Наталья Федосова
креативный директор агентства ARTtech 

Как веб-разработчики преодолевают «компьютерную безграмотность» заказчиков?
За счет чего ростовские веб-строители собираются конкурировать с московскими игроками на их же рынке?
Почему ростовские веб-разработчики переходят на легальный софт?

Рынок веб-разработки — одно из самых молодых направлений ростовского IT-рынка. Программный директор Adm:media АЛЕКСЕЙ ГАРМАТИН отмечает, что первоначально Ростов на 2–3 года отставал от Москвы, где первые веб-студии начали уже появляться в 1995 г.: «Отставали мы и по программированию, и по дизайну. Но, благодаря глобализации IT-рынка и относительной доступности технологий, местным компаниям удалось сократить разрыв». Однако, достаточно долгое время собственный сайт в интернете местные предприниматели не рассматривали как бизнес-инструмент, поэтому на ростовские веб-разработчики не ощущали повышенного спроса на свои услуги.

«В конце 90-х интернет-сайт могли позволить себе очень крупные компании, и это было скорее элементом стиля, показателем значимости. Сейчас сайт — это необходимость, онлайновый офис фирмы. Это не только визитная карточка любой компании, но и эффективный метод продвижения и коммуникаций с клиентами. Ведь сегодня большинство заказчиков в поисках товара или услуги, прежде всего, обращаются к интернету», — говорит директор интернет-агентства «Информа» РОМАН САРАНЧЕНКО.

Заказы крупнейших донских компаний проходят мимо ростовских веб-строителей

Темпы роста ростовского рынка веб-разработок, по мнению экспертов, достигают 25–40% в год. Новые небольшие студии в Ростове появляются практически каждый месяц, причем зачастую они «отпочковываются» от уже состоявшихся игроков. Впрочем, подобная особенность характерна для всех рынков, где особую значимость имеют компетенция и квалификация персонала, а также наработанная база клиентов — архитектура, дизайн, консалтинг, продажи недвижимости и т. д.

Если не учитывать фрилансеров и «серые» фирмы, то в городе зарегистрировано около 50 веб-студий. По оценке участников рынка, до 70% всех заказов на разработку и поддержку сайтов, поступающих не только из Ростова, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Европы, США, приходится на 7–8 крупнейших веб-студий. Чаще всего в числе не только крупнейших, но и наиболее качественно выполняющих работы участников рынка называют «Вебстрой», «Информу», «Интерно», «Мибок», «Форсайт», «Хороший дизайн», «Огненный экран», «План Б».

Около 15% оборота всего рынка приходится на небольшие компании (иногда 2–3 человека) и так называемых веб-мастеров, совмещающих специальности программиста, верстальщика, дизайнера и менеджера и готовых в одиночку сделать сайт в 5–10 раз дешевле специализированной студии. В целом же, по признанию самих компаний, проранжировать своих конкурентов по объемам выполненных работ и оборотам, а значит и оценить долю рынка, для них довольно затруднительно. «В IT-бизнесе довольно трудно оценить долю на рынке. Мы знаем примерное количество работников в компаниях-конкурентах, но это не показатель. Иной программист или дизайнер может делать работу 5–6 своих коллег из другой компании, если будет обладать технологиями, а также знаниями и усердием. Примеров высокой продуктивности небольших по числу сотрудников компаний и в мире немало — та же Microsoft, где относительно небольшой коллектив в 90-е годы трудился над Windows», — говорит директор интернет-агентства «Мибок» МИХАИЛ КВАЧКО.

Одной из характерных особенностей местного рынка веб-строительства игроки считают его так называемую «нелокальность»: на донские компании приходится чуть более половины заказов. Оставшаяся часть клиентов — это фирмы из других регионов России, а также из-за рубежа (подробнее см. Детали на стр. 22). У этого тренда есть и обратная сторона — значительная часть веб-разработок для крупнейших донских заказчиков (по разным оценкам, от 15% до 20% оборота всего рынка) проходит мимо ростовских игроков и приходится на долю раскрученных московских веб-студий. Сами московские веб-разработчики объясняют потерю наиболее значительных и платежеспособных заказчиков ростовскими коллегами отнюдь не их низким профессионализмом. Они отмечают, что раз выбрав студию для разработки сайта и фирменного стиля, крупные компании стараются продолжить работу с ней, а такие солидные заказчики, как «ТагАз» и «Эмпилс» имеют сайты с тех времен, когда ростовчанам действительно еще многому предстояло научиться, поэтому они продолжают работу с теми, кого знают и кому доверяют. Сами ростовские веб-разработчики категорически не согласны со столичными коллегами. «Я бы не согласился с утверждением, что такая тенденция существует. Напротив, несмотря на нынешнюю легкость электронных коммуникаций, подавляющее большинство заказчиков предпочитают работать с местными подрядчиками. Это касается и крупных и средних компаний. И более того, — московский высокий уровень цен, связанный с более высоким уровнем накладных расходов и зарплат, заставляет московские компании все чаще пытаться разместить заказ на разработку сайтов в регионах», — говорит СЕРГЕЙ БАРАЕВ, директор креативного агентства «Форсайт».

Разработку сайтов большинство компаний по-прежнему относят к основной статье своих доходов, однако отличительной особенностью последних двух лет стал рост заказов на редизайн и полную переделку устаревших сайтов, а также на хостинг и техобслуживание. «Сейчас у нас появляется немало заказов на обновление и переделку сайтов первой волны — 1999– 2002 гг., которые устарели не только стилистически, но и технически,— говорит Роман Саранченко.

Стоимость разработки одного сайта участники рынка оценивают в 10–350 тыс. руб., портала — от 300 тыс. до 1,5 млн руб., редизайн и переделка сайтов может оцениваться на уровне разработки в зависимости от объема работ, на поддержке сайта, по словам собеседников «ДК», заработать можно от 500 до 15 тыс. руб. в месяц.

«Сайт можно сделать самому и бесплатно — достаточно найти соответствующие сервисы в интернете,— говорит НАТАЛЬЯ ФЕДОСОВА, креативный директор агентства ARTtech. — С другой стороны, ни одна крупная студия не возьмется за работу меньше чем за 50 тыс. руб., иначе она просто сработает себе в убыток, при этом потолок цен ограничивается только возможностями заказчика».

Как отмечают участники рынка, в настоящий момент техническая поддержка сайтов составляет около 19% от совокупного оборота компаний-разработчиков, при этом ни одна из них не зарабатывает на хостинге и техподдержке больше 40% своей прибыли. В то же время, именно эта статья доходов по мере получения большинством компаний своих интернет-ресурсов может стать для многих веб-разработчиков основной. Более того, эксперты «ДК» прогнозируют появление в ближайшие два года специализированных именно в этой области агентств.

Большие надежды веб-разработчики связывают также с развитием рекламы в интернете. «По сути, сегодня в интернете активно рекламируются только крупные федеральные компании,— говорит Сергей Бараев. — Ростовские рекламодатели пока инертны, но охват аудитории крупных региональных сайтов уже вполне может конкурировать с тиражами печатных СМИ, и когда местные игроки поймут привлекательность этого носителя, рынок ждет серьезное увеличение коммерческих проектов в интернете. Соответственно, прибавится работы и у веб-разработчиков». Сейчас порядка 70% работ приходится на создание корпоративных сайтов и сайтов государственных учреждений, не приносящих своим владельцам прибыли от баннерной рекламы. Чисто коммерческих проектов — новостных сайтов и порталов — пока немного из-за неразвитости рекламного рынка.

Рынок веб-разработок переходит на легальный софт

Как отмечают участники рынка, несмотря на постоянное появление на рынке новых игроков, серьезной конкуренции между компаниями нет. «Конкуренция есть, но не жесткая,— отмечает Михаил Квачко. — Иногда разработчики могут позволить себе отказаться от неустраивающего заказа или участия в тендерах в пользу работы на прямые «верные» заказы, когда клиент напрямую обращается в фирму». АЛЕКСАНДР ЛОХМАТОВ, коммерческий директор креативного агентства «Интерно», отмечает, что тендеры в области веб-разработок сейчас вообще крайне нецивилизованны, особенно у ростовских заказчиков. «Мы несколько раз участвовали в таких тендерах и не всегда они заканчиваются однозначно и понятно. Компания, скажем, объявляет конкурс на разработку корпоративного сайта, предлагает сделать бриф-заявку или даже флеш-презентацию, а потом забывает о конкурсе. При этом редко компания может четко объяснить критерии при выборе победителя и чаще всего такой тендер заканчивается заказом у того агентства, которое лучше знает руководитель и которое делало сайт фирме его друга».

По словам Романа Саранченко, веб-разработчики практически не рекламируют свой продукт, а новых клиентов получают, в основном, благодаря «сарафанному радио». Он также объясняет отсутствие рекламы и продвижения неразвитостью рынка и невысокой компетентностью заказчиков, которые склонны доверять своим знакомым, уже имевшим опыт работы в той или иной сфере.

Как отмечают эксперты, за последний год рынок веб-разработок стал значительно чище и прозрачнее. «Почти все крупнейшие студии в течение 2007 года перешли на легальный софт. Причем связано это не только с ужесточением проверок правоохранительными органами, но и с увеличением оборотов компаний, которым такие затраты теперь по карману», — отмечает Сергей Бараев. По словам Александра Лохматова, легальный софт для одного компьютера, за которым работает дизайнер, обойдется компании примерно в $2 тыс. «Увеличение оборота и соответственно прибыли позволило нам пойти на эти траты», — отмечает Лохматов. Эксперты также отмечают, что по мере роста компаний им все труднее находиться в тени, и переход на лицензионное программное обеспечение является во многом вынужденным шагом.

Одной из главных сложностей рынка участники считают непрофессионализм и капризность заказчиков. «Многие из тех, кто сегодня обращается за разработкой сайта, часто сами не знают, чего хотят и меняют свои решения, — говорит Александр Лохматов. — Это очень неудобно и самому клиенту, и нам: работа над сайтом затягивается на несколько месяцев, отвлекает внимание творческой группы и мешает им с полной отдачей заниматься другими заказами. Из-за этого часть проектов может оказаться даже убыточной». Веб-компании, чтобы увеличить свою продуктивность, стремятся сокращать сроки работ, прежде всего — время согласования с заказчиком. Некоторые досконально прописывают каждую мелочь будущего сайта — начиная от количества страниц и заканчивая конструктивными элементами логотипа, другие предлагают выбрать из имеющегося каталога наиболее близкий к пожеланиям клиента дизайн и стиль.

«У нас есть собственный каталог готовых дизайнов сайтов, из которых наши заказчики выбирают подходящий,— рассказывает соучредитель агентства «Сайт- Ростов» АЛЕКСАНДР ИЩЕНКО. — В отличие от стандартных шаблонов, готовые дизайны изготовлены нашими партнерами под заказ и строго индивидуальны».

По мнению Натальи Федосовой, в том, что заказчик долго не может определиться со своими желаниями, виноват, прежде всего, сам разработчик. «У клиента нужно выяснить малейшие детали, начиная с того, какие сайты ему больше нравятся, и заканчивая информацией о профессиональной лексике его партнеров или клиентов», — говорит она. С ней соглашается Алексей Гарматин, добавляя, что у ростовских веб-разработчиков не налажена работа с «непросвещенными» клиентами, заказывающими сайт в первый раз.

Взятие Москвы

По утверждению ростовских веб-разработчиков, сегодня крупнейшие из них могут предложить качественный продукт на уровне московского и готовы вступить с москвичами в борьбу за клиентов малого и среднего бизнеса. «Ростовские веб-студии и интернет-агентства предлагают приемлемое для средних по платежеспособности столичных заказчиков качество разработки и поддержки, и при этом наши цены в разы меньше», — отмечает Роман Саранченко. По оценке участников рынка, квалифицированный программист или дизайнер получает в Ростове порядка 20–25 тыс. руб., тогда как в Москве он обойдется своему работодателю в 4–5 раз дороже. Более чем конкурентными ценами ростовчане и собираются побороться за столичных клиентов.

Сами же москвичи относятся к этим заявлениям скептически. «Да, в Ростове немало профессионалов, способных делать по-настоящему классные вещи, однако низкие цены на разработку в Ростове — это миф. Мы делали несколько попыток найти в Ростове аутсорсингового партнера, но столкнулись с тем, что цены ростовчан вполне сравнимы с московскими,» — говорит Наталья Федосова.

Как отмечают эксперты, рынок веб-разработок сейчас находится в точке максимального роста, и в дальнейшем его рост замедлится. Большинство игроков рынка сходятся во мнении, что уже в следующем году рынок не вырастет больше чем на 20%. А учитывая то, что стоимость входного билета в этот бизнес невысока — начиная с $10 тыс. — и новые компании будут появляться с прежней динамикой, рост заказов большинства действующих игроков не будет превышать 15%. Александр Лохматов прогнозирует также значительное увеличение цен:

«На примере Москвы мы видим, что топ-игроки, такие как «Студия Артемия Лебедева», «РБК-Софт», Defa Gruppe, сделали в 2007 году меньше сайтов, но заработали гораздо больше денег. Думаю, ростовский рынок ждут такие же изменения: крупные компании будут делать меньше, но за большие суммы».

Наталья Федосова отмечает, что тормозит развитие рынка веб-разработок низкая степень доступа населения Ростовской области к интернету, в отличие от столичных регионов России, и, по крайней мере, в ближайшие 3–4 года будет оставаться непреодолимым барьером его развития. По ее мнению, в ближайшее время рост ростовского рынка будет связан прежде всего с тем, что многие крупные столичные игроки будут отдавать больше своих проектов на аутсорсинг или, по примеру того же ARTtech, создавать здесь производст- венные подразделения. Тенденцией ближайших 2–3 лет может стать выход ростовских веб-разработчиков на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, где их уже хорошо знают, с собственными проектами. В частности, о своих намерениях создать филиал «Информы» в Москве «ДК» сообщил Роман Саранченко, еще несколько руководителей компаний также не исключают этого в ближайшей перспективе.

По мнению участников рынка, продолжится в дальнейшем и «выход из тени» ростовских веб-разработчиков. По мере роста объемов и упорядочивания рынка компании не только полностью перейдут на лицензионное ПО, но и раскроют хотя бы частично свои доходы и «обелят» зарплаты сотрудников. По мнению профучастников, именно за этот срок произойдет насыщение рынка и основного конкурентного преимущест- ва веб-разработчика в борьбе за клиента станет не только профессионализм, но и прозрачность компании, вызывающая доверие клиента.

Самое читаемое
  • Вице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окнаВице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окна
  • Чайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Совладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротомСовладелица бывшего регоператора по вывозу ТКО в Свердловской области признана банкротом
  • Оборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отрасляхОборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отраслях
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.