Обзор: Веб-разработчики
Сергей Бараев директор креативного агентства «Форсайт» Алексей Гарматин программный директор Adm:media Александр Ищенко соучредитель агентства «СайтРостов» Михаил Квачко директор интернет-агентств
Сергей Бараев
директор креативного агентства «Форсайт»
Алексей Гарматин
программный директор Adm:media
Александр Ищенко
соучредитель агентства «СайтРостов»
Михаил Квачко
директор интернет-агентства «Мибок»
Александр Лохматов
коммерческий директор креативного агентства «Интерно»
Роман Саранченко
директор интернет-агентства «Информа»
Наталья Федосова
креативный директор агентства ARTtech
За счет чего ростовские веб-строители собираются конкурировать с московскими игроками на их же рынке?
Почему ростовские веб-разработчики переходят на легальный софт?
Рынок веб-разработки — одно из самых молодых направлений ростовского IT-рынка. Программный директор Adm:media АЛЕКСЕЙ ГАРМАТИН отмечает, что первоначально Ростов на 2–3 года отставал от Москвы, где первые веб-студии начали уже появляться в 1995 г.: «Отставали мы и по программированию, и по дизайну. Но, благодаря глобализации IT-рынка и относительной доступности технологий, местным компаниям удалось сократить разрыв». Однако, достаточно долгое время собственный сайт в интернете местные предприниматели не рассматривали как бизнес-инструмент, поэтому на ростовские веб-разработчики не ощущали повышенного спроса на свои услуги.
«В конце 90-х интернет-сайт могли позволить себе очень крупные компании, и это было скорее элементом стиля, показателем значимости. Сейчас сайт — это необходимость, онлайновый офис фирмы. Это не только визитная карточка любой компании, но и эффективный метод продвижения и коммуникаций с клиентами. Ведь сегодня большинство заказчиков в поисках товара или услуги, прежде всего, обращаются к интернету», — говорит директор интернет-агентства «Информа» РОМАН САРАНЧЕНКО.
Темпы роста ростовского рынка веб-разработок, по мнению экспертов, достигают 25–40% в год. Новые небольшие студии в Ростове появляются практически каждый месяц, причем зачастую они «отпочковываются» от уже состоявшихся игроков. Впрочем, подобная особенность характерна для всех рынков, где особую значимость имеют компетенция и квалификация персонала, а также наработанная база клиентов — архитектура, дизайн, консалтинг, продажи недвижимости и т. д.
Если не учитывать фрилансеров и «серые» фирмы, то в городе зарегистрировано около 50 веб-студий. По оценке участников рынка, до 70% всех заказов на разработку и поддержку сайтов, поступающих не только из Ростова, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Европы, США, приходится на 7–8 крупнейших веб-студий. Чаще всего в числе не только крупнейших, но и наиболее качественно выполняющих работы участников рынка называют «Вебстрой», «Информу», «Интерно», «Мибок», «Форсайт», «Хороший дизайн», «Огненный экран», «План Б».
Около 15% оборота всего рынка приходится на небольшие компании (иногда 2–3 человека) и так называемых веб-мастеров, совмещающих специальности программиста, верстальщика, дизайнера и менеджера и готовых в одиночку сделать сайт в 5–10 раз дешевле специализированной студии. В целом же, по признанию самих компаний, проранжировать своих конкурентов по объемам выполненных работ и оборотам, а значит и оценить долю рынка, для них довольно затруднительно. «В IT-бизнесе довольно трудно оценить долю на рынке. Мы знаем примерное количество работников в компаниях-конкурентах, но это не показатель. Иной программист или дизайнер может делать работу 5–6 своих коллег из другой компании, если будет обладать технологиями, а также знаниями и усердием. Примеров высокой продуктивности небольших по числу сотрудников компаний и в мире немало — та же Microsoft, где относительно небольшой коллектив в 90-е годы трудился над Windows», — говорит директор интернет-агентства «Мибок» МИХАИЛ КВАЧКО.
Одной из характерных особенностей местного рынка веб-строительства игроки считают его так называемую «нелокальность»: на донские компании приходится чуть более половины заказов. Оставшаяся часть клиентов — это фирмы из других регионов России, а также из-за рубежа (подробнее см. Детали на стр. 22). У этого тренда есть и обратная сторона — значительная часть веб-разработок для крупнейших донских заказчиков (по разным оценкам, от 15% до 20% оборота всего рынка) проходит мимо ростовских игроков и приходится на долю раскрученных московских веб-студий. Сами московские веб-разработчики объясняют потерю наиболее значительных и платежеспособных заказчиков ростовскими коллегами отнюдь не их низким профессионализмом. Они отмечают, что раз выбрав студию для разработки сайта и фирменного стиля, крупные компании стараются продолжить работу с ней, а такие солидные заказчики, как «ТагАз» и «Эмпилс» имеют сайты с тех времен, когда ростовчанам действительно еще многому предстояло научиться, поэтому они продолжают работу с теми, кого знают и кому доверяют. Сами ростовские веб-разработчики категорически не согласны со столичными коллегами. «Я бы не согласился с утверждением, что такая тенденция существует. Напротив, несмотря на нынешнюю легкость электронных коммуникаций, подавляющее большинство заказчиков предпочитают работать с местными подрядчиками. Это касается и крупных и средних компаний. И более того, — московский высокий уровень цен, связанный с более высоким уровнем накладных расходов и зарплат, заставляет московские компании все чаще пытаться разместить заказ на разработку сайтов в регионах», — говорит СЕРГЕЙ БАРАЕВ, директор креативного агентства «Форсайт».
Разработку сайтов большинство компаний по-прежнему относят к основной статье своих доходов, однако отличительной особенностью последних двух лет стал рост заказов на редизайн и полную переделку устаревших сайтов, а также на хостинг и техобслуживание. «Сейчас у нас появляется немало заказов на обновление и переделку сайтов первой волны — 1999– 2002 гг., которые устарели не только стилистически, но и технически,— говорит Роман Саранченко.
Стоимость разработки одного сайта участники рынка оценивают в 10–350 тыс. руб., портала — от 300 тыс. до 1,5 млн руб., редизайн и переделка сайтов может оцениваться на уровне разработки в зависимости от объема работ, на поддержке сайта, по словам собеседников «ДК», заработать можно от 500 до 15 тыс. руб. в месяц.
«Сайт можно сделать самому и бесплатно — достаточно найти соответствующие сервисы в интернете,— говорит НАТАЛЬЯ ФЕДОСОВА, креативный директор агентства ARTtech. — С другой стороны, ни одна крупная студия не возьмется за работу меньше чем за 50 тыс. руб., иначе она просто сработает себе в убыток, при этом потолок цен ограничивается только возможностями заказчика».
Как отмечают участники рынка, в настоящий момент техническая поддержка сайтов составляет около 19% от совокупного оборота компаний-разработчиков, при этом ни одна из них не зарабатывает на хостинге и техподдержке больше 40% своей прибыли. В то же время, именно эта статья доходов по мере получения большинством компаний своих интернет-ресурсов может стать для многих веб-разработчиков основной. Более того, эксперты «ДК» прогнозируют появление в ближайшие два года специализированных именно в этой области агентств.
Большие надежды веб-разработчики связывают также с развитием рекламы в интернете. «По сути, сегодня в интернете активно рекламируются только крупные федеральные компании,— говорит Сергей Бараев. — Ростовские рекламодатели пока инертны, но охват аудитории крупных региональных сайтов уже вполне может конкурировать с тиражами печатных СМИ, и когда местные игроки поймут привлекательность этого носителя, рынок ждет серьезное увеличение коммерческих проектов в интернете. Соответственно, прибавится работы и у веб-разработчиков». Сейчас порядка 70% работ приходится на создание корпоративных сайтов и сайтов государственных учреждений, не приносящих своим владельцам прибыли от баннерной рекламы. Чисто коммерческих проектов — новостных сайтов и порталов — пока немного из-за неразвитости рекламного рынка.
Как отмечают участники рынка, несмотря на постоянное появление на рынке новых игроков, серьезной конкуренции между компаниями нет. «Конкуренция есть, но не жесткая,— отмечает Михаил Квачко. — Иногда разработчики могут позволить себе отказаться от неустраивающего заказа или участия в тендерах в пользу работы на прямые «верные» заказы, когда клиент напрямую обращается в фирму». АЛЕКСАНДР ЛОХМАТОВ, коммерческий директор креативного агентства «Интерно», отмечает, что тендеры в области веб-разработок сейчас вообще крайне нецивилизованны, особенно у ростовских заказчиков. «Мы несколько раз участвовали в таких тендерах и не всегда они заканчиваются однозначно и понятно. Компания, скажем, объявляет конкурс на разработку корпоративного сайта, предлагает сделать бриф-заявку или даже флеш-презентацию, а потом забывает о конкурсе. При этом редко компания может четко объяснить критерии при выборе победителя и чаще всего такой тендер заканчивается заказом у того агентства, которое лучше знает руководитель и которое делало сайт фирме его друга».
По словам Романа Саранченко, веб-разработчики практически не рекламируют свой продукт, а новых клиентов получают, в основном, благодаря «сарафанному радио». Он также объясняет отсутствие рекламы и продвижения неразвитостью рынка и невысокой компетентностью заказчиков, которые склонны доверять своим знакомым, уже имевшим опыт работы в той или иной сфере.
Как отмечают эксперты, за последний год рынок веб-разработок стал значительно чище и прозрачнее. «Почти все крупнейшие студии в течение 2007 года перешли на легальный софт. Причем связано это не только с ужесточением проверок правоохранительными органами, но и с увеличением оборотов компаний, которым такие затраты теперь по карману», — отмечает Сергей Бараев. По словам Александра Лохматова, легальный софт для одного компьютера, за которым работает дизайнер, обойдется компании примерно в $2 тыс. «Увеличение оборота и соответственно прибыли позволило нам пойти на эти траты», — отмечает Лохматов. Эксперты также отмечают, что по мере роста компаний им все труднее находиться в тени, и переход на лицензионное программное обеспечение является во многом вынужденным шагом.
Одной из главных сложностей рынка участники считают непрофессионализм и капризность заказчиков. «Многие из тех, кто сегодня обращается за разработкой сайта, часто сами не знают, чего хотят и меняют свои решения, — говорит Александр Лохматов. — Это очень неудобно и самому клиенту, и нам: работа над сайтом затягивается на несколько месяцев, отвлекает внимание творческой группы и мешает им с полной отдачей заниматься другими заказами. Из-за этого часть проектов может оказаться даже убыточной». Веб-компании, чтобы увеличить свою продуктивность, стремятся сокращать сроки работ, прежде всего — время согласования с заказчиком. Некоторые досконально прописывают каждую мелочь будущего сайта — начиная от количества страниц и заканчивая конструктивными элементами логотипа, другие предлагают выбрать из имеющегося каталога наиболее близкий к пожеланиям клиента дизайн и стиль.
«У нас есть собственный каталог готовых дизайнов сайтов, из которых наши заказчики выбирают подходящий,— рассказывает соучредитель агентства «Сайт- Ростов» АЛЕКСАНДР ИЩЕНКО. — В отличие от стандартных шаблонов, готовые дизайны изготовлены нашими партнерами под заказ и строго индивидуальны».
По мнению Натальи Федосовой, в том, что заказчик долго не может определиться со своими желаниями, виноват, прежде всего, сам разработчик. «У клиента нужно выяснить малейшие детали, начиная с того, какие сайты ему больше нравятся, и заканчивая информацией о профессиональной лексике его партнеров или клиентов», — говорит она. С ней соглашается Алексей Гарматин, добавляя, что у ростовских веб-разработчиков не налажена работа с «непросвещенными» клиентами, заказывающими сайт в первый раз.
По утверждению ростовских веб-разработчиков, сегодня крупнейшие из них могут предложить качественный продукт на уровне московского и готовы вступить с москвичами в борьбу за клиентов малого и среднего бизнеса. «Ростовские веб-студии и интернет-агентства предлагают приемлемое для средних по платежеспособности столичных заказчиков качество разработки и поддержки, и при этом наши цены в разы меньше», — отмечает Роман Саранченко. По оценке участников рынка, квалифицированный программист или дизайнер получает в Ростове порядка 20–25 тыс. руб., тогда как в Москве он обойдется своему работодателю в 4–5 раз дороже. Более чем конкурентными ценами ростовчане и собираются побороться за столичных клиентов.
Сами же москвичи относятся к этим заявлениям скептически. «Да, в Ростове немало профессионалов, способных делать по-настоящему классные вещи, однако низкие цены на разработку в Ростове — это миф. Мы делали несколько попыток найти в Ростове аутсорсингового партнера, но столкнулись с тем, что цены ростовчан вполне сравнимы с московскими,» — говорит Наталья Федосова.
Как отмечают эксперты, рынок веб-разработок сейчас находится в точке максимального роста, и в дальнейшем его рост замедлится. Большинство игроков рынка сходятся во мнении, что уже в следующем году рынок не вырастет больше чем на 20%. А учитывая то, что стоимость входного билета в этот бизнес невысока — начиная с $10 тыс. — и новые компании будут появляться с прежней динамикой, рост заказов большинства действующих игроков не будет превышать 15%. Александр Лохматов прогнозирует также значительное увеличение цен:
«На примере Москвы мы видим, что топ-игроки, такие как «Студия Артемия Лебедева», «РБК-Софт», Defa Gruppe, сделали в 2007 году меньше сайтов, но заработали гораздо больше денег. Думаю, ростовский рынок ждут такие же изменения: крупные компании будут делать меньше, но за большие суммы».
Наталья Федосова отмечает, что тормозит развитие рынка веб-разработок низкая степень доступа населения Ростовской области к интернету, в отличие от столичных регионов России, и, по крайней мере, в ближайшие 3–4 года будет оставаться непреодолимым барьером его развития. По ее мнению, в ближайшее время рост ростовского рынка будет связан прежде всего с тем, что многие крупные столичные игроки будут отдавать больше своих проектов на аутсорсинг или, по примеру того же ARTtech, создавать здесь производст- венные подразделения. Тенденцией ближайших 2–3 лет может стать выход ростовских веб-разработчиков на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, где их уже хорошо знают, с собственными проектами. В частности, о своих намерениях создать филиал «Информы» в Москве «ДК» сообщил Роман Саранченко, еще несколько руководителей компаний также не исключают этого в ближайшей перспективе.
По мнению участников рынка, продолжится в дальнейшем и «выход из тени» ростовских веб-разработчиков. По мере роста объемов и упорядочивания рынка компании не только полностью перейдут на лицензионное ПО, но и раскроют хотя бы частично свои доходы и «обелят» зарплаты сотрудников. По мнению профучастников, именно за этот срок произойдет насыщение рынка и основного конкурентного преимущест- ва веб-разработчика в борьбе за клиента станет не только профессионализм, но и прозрачность компании, вызывающая доверие клиента.