Обзор: Строительный ритейл - 21.07.2008
эксперты Игорь Бирзула генеральный директор ООО «Бирс» Олег Бордун генеральный директор компании «Юг-Кровля» Светлана Васина руководитель департамента инвестиционного консалтинга Terra Directio
Как на структуру ростовского рынка повлиял приход международных сетей
Сколько Ростову нужно сроймаркетов
Почему местные игроки развивают премиум-сегмент
эксперты
Игорь Бирзула
генеральный директор ООО «Бирс»
Олег Бордун
генеральный директор компании «Юг-Кровля»
Светлана Васина
руководитель департамента инвестиционного консалтинга Terra Direction
Виталий Кладов
коммерческий директор ТЦ «Мир Ремонта»
Андрей Николаев
генеральный директор ООО «УТС Кровля и изоляция»
Олег Писклов
генеральный директор ООО «Касторама Рус»
Светлана Столярчук
директор компании «Санта»
Нарынке строительного ритейла происходит перераспределение клиентских потоков. С приходом в регион крупных операторов с раскрученными брендами, широким ассортиментом и огромными торговыми площадями небольшие местные магазины и сети потеряли значительную часть своих покупателей. Некоторые ростовские игроки, продававшие стройматериалы и сопутствующие товары, либо ушли с рынка, либо перепрофилировались. Всего за год закрылось порядка 8 торговых объектов средней величины. Наиболее заметные среди них — «ЦСМ» и магазин «Стандарт», собственники которого переоборудовали его под продажу книг.
Точное количество игроков на рынке строительного ритейла эксперты не берутся назвать. По их приблизительным подсчетам, на данный момент в Ростове работает порядка тысячи магазинов, супермаркетов и гипермаркетов, специализирующихся на продаже строительных материалов и товаров для интерьера. Руководитель департамента инвестиционного консалтинга компании Terra Direction СВЕТЛАНА ВАСИНА полагает, что крупных игроков среди них — уже более 100. «В последнее время прирост торговых точек происходит, в основном, за счет прихода новых ритейлеров в сегменте DIY, а также развития торговых точек уже существующих операторов. Стоит также отметить, что крупные непрофильные гипермаркеты, например, METRO Cash and Carry, стали открывать в на своих площадях отделы товаров для строительства и ремонта, оттягивая тем самым часть клиентов у остальных игроков», — сказала г-жа Васина.
Если в прошлом году собеседники «ДК» к числу лидеров рынка причисляли «Дом», «ЦСМ», «Стандарт Плюс», «Пирамида», «Ростовтехнострой», «Бирс», то сейчас, по их наблюдениям, большая доля рынка принадлежит крупным операторам, открывшим недавно свои гипермаркеты, — «Максидом», Castorama, Leroy Merlin. Они всего за полгода работы отвоевали у местных компаний более 20% рынка. Сейчас распределение долей на рынке, по мнению экспертов, складывается следующим образом: 20% занимают строймаркеты, приблизительно 15% приходится на специализированные магазины, 30% держат крупные гипермаркеты, 35% — частные предприниматели, торгующие строительными и отделочными материалами на специализированных рынках или через мелкооптовые склады. По мнениюСВЕТЛАНЫ СТОЛЯРЧУК, генерального директора компании «Санта», приход транснациональных сетей серьезно повлиял на структуру ростовского рынка строительного ритейла. «Многие местные игроки стали на их фоне маленькими магазинчиками. Произошла градация игроков рынка на магазины «у дома», супермаркеты, гипермаркеты. Раньше такого четкого деления не было», — говорит г-жа Столярчук. По ее словам, местные универсальные магазины пока еще не ощутили серьезной конкуренции — широкий ассортимент позволяет им поддерживать лояльность покупателей. А вот продавцы, специализирующиеся на одном конкретном виде товара, который не требует дополнительной консультации, уже потеряли часть своих клиентов. «Все крупные сети работают в формате DIY, предполагающем, что покупатель самостоятельно выбирает необходимый ему товар. Без консультации специалиста люди могут купить краску, плитку, скобяные изделия и т.п. Маленькие магазинчики, специализирующиеся на этих видах товаров, могут привлечь к себе покупателей благодаря дополнительному сервису, но большинство покупателей этих товаров в нем не нуждаются», — полагает г-жа Столярчук.
Однако на данном этапе ростовский рынок строительного ритейла все же остается весьма привлекательным — по словам собеседников «ДК», он растет на 30–40% в год, а его емкость составляет порядка 3 млрд руб. «Одной из основных причин развития строительного и DIY-ритейла является бурное строительство, улучшение благосостояния жителей города, возросший объем ремонтных работ», — утверждает г-жа Васина. С ней согласен ОЛЕГ ПИСКЛОВ, генеральный директор ООО «Касторама Рус»: «В последнее время интерес покупателей к обустройству дома увеличился. У людей появилось желание и возможность улучшать и обустраивать свои квартиры и дома. Так что розничный рынок товаров для дома и ремонта растет даже быстрее, чем вся розница в целом». По данным «Треста СКМ», если в 1995 г. горожане готовы были тратить на ремонт не более 1,2% своего семейного бюджета, то теперь, с ростом благосостояния, этот показатель увеличился до 4%.
Оптимистичные прогнозы ритейлеров подтверждают программы ввода в эксплуатацию нового жилья. По данным администрации города Ростова, в этом году должно быть введено 1 млн кв. м жилья, а в последующие годы намечено дальнейшее увеличение строительства. По подсчетам экспертов, продавцам товаров для ремонта это сулит рост объемов продаж в среднем на 20%.
Чтобы удержаться на рынке и сохранить свою долю, местные ритейлеры ищут способы противостояния федеральным и иностранным сетям. «Появление в нашем городе строительных гипермаркетов стало стимулом для создания собственной сети», — говорит ВИТАЛИЙ КЛАДОВ, коммерческий директор ТЦ «Мир ремонта» (бывший «ХДМ-ЮГ» — прим. ред.). В прошлом году владельцы универсального магазина строительных товаров «ХДМ-ЮГ» решили вложить средства в гипермаркет, который смог бы конкурировать по своим масштабам с Castorama и Leroy Merlin. «Наш гипермаркет будет располагаться рядом с ТЦ «МЕГА», его площадь — около 22 тыс. кв. м, а количество наименований товара, по нашим планам, будет составлять порядка 150 тыс.», — добавил г-н Кладов. Если учесть, что в Castorama около 35 тыс. наименований товаров, то новый гипермаркет претендует на позиции лидера на ростовском рынке строительного ритейла. По мнению экспертов, владельцы ТЦ «Мир ремонта» выбрали верное направление для развития сети: в городе-миллионнике один строительный гипермаркет подобного масштаба должен приходится на 200 тыс. жителей, а в Ростове их пока еще только три. По словам г-на Кладова, если этот проект будет успешным, то следующим шагом станет открытие строймаркетов «Мир ремонта» в других регионах России.
Ростовская компания «Бирс» пошла по другому пути и занялась созданием сети магазинов за пределами Ростова. Как рассказал в одном из интервьюИГОРЬ БИРЗУЛА, генеральный директор ООО «Бирс», собственная розничная сеть будет включать в себя магазины трех видов: магазин-«специалист» (до 2 тыс. кв. м), супермаркет (3–3,5 тыс. кв. м) и ТЦ (5–6 тыс. кв. м и больше). В данный момент компания строит супермаркет площадью 7 тыс. кв. м на въезде в Таганрог. Эксперты утверждают, что в Ростовской области до сих пор доминируют рынки, и появление там универсальных магазинов вполне своевременно.
Но не все местные игроки могут противостоять экспансии сетей подобным образом. Небольшие магазины не в состоянии вкладывать деньги в масштабные проекты, а также конкурировать с гигантами рынка по уровню цен, поскольку не могут гарантировать поставщикам солидные объемы закупок и вынуждены приобретать товар через посредников. «Поставщикам строительных материалов и товаров для ремонта интереснее работать с крупными заказчиками — это большие объемы сбыта и долгосрочные договоры. Поэтому небольшим магазинам приходится соглашаться на менее выгодные условия и закупать товар по более высокой цене», — говорит АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, генеральный директор ООО «УТС Кровля и изоляция». По его мнению, в такой ситуации местным ритейлерам ничего не остается, как разрабатывать и применять дополнительный сервис. «Основное конкурентное преимущество для небольших магазинов — индивидуальный подход к клиенту и наличие своих собственных подрядных бригад. Клиент должен знать, что, сделав выбор в пользу конкретного магазина, он не ошибся: там его грамотно проконсультируют, доставят товар в короткие сроки, помогут с установкой. А это не всегда могут предложить в крупном строймаркете», — считает г-н Николаев. С ним согласна и г-жа Столярчук: «Качественный сервис позволяет местным игрокам выживать. Сервис большого дохода не приносит. Но та покупательская лояльность, которую при этом приобретает магазин, окупает затраченные средства и силы». По словам г-жи Столярчук, на обучение установщиков дверей и профессиональных консультантов компании «Санта» требуется порядка 600 тыс. руб. в год. Приблизительно такую же сумму тратят на тренинги своих консультантов и членов строительных бригад в ТЦ «Мир ремонта».
Эксперты отмечают, что с каждым годом увеличивается количество потребителей с высокими требованиями к сервису. Они связывают этот факт с ростом доходов населения. «Сейчас на двери люди, делающие ремонт, тратят, в среднем, порядка 30–40 тыс. руб., что составляет 15% от общих затрат. В целом, на косметический ремонт у ростовчан уходит 200–250 тыс. руб. При этом постоянно увеличивается сегмент «премиум», где суммы могут достигать более 1 млн руб.», — говорит Светлана Столярчук.
Следуя тенденции, многие ростовские игроки стали осваивать новый для них премиум-сегмент. Сеть магазинов «СантаДвери» открыла собственный магазин итальянских дверей, где средний чек может быть в несколько раз выше, чем в обычном магазине компании. В ТЦ «Мир ремонта» появились отделы с предложением товаров зарубежных производителей по более высокой цене, также владельцы ТЦ открыли магазин-салон «Буржуа Декор» для состоятельных покупателей на ул. Красноармейской. «Крупные сети работают в формате DIY, что не предполагает наличие товаров класса «премиум», поэтому этот сегмент — еще одна возможность для местных ритейлеров повысить конкурентоспособность», — считает г-н Кладов.
Несмотря на то, что на рынке строи- тельного ритейла бурно развивается премиум-сегмент, все же наиболее перспективным направлением, по мнению экспертов, остается массовый формат DIY. Пока еще в эконом-сегменте доминируют уличные рынки, но уже в ближайшем будущем, утверждает г-н Писклов, ситуация изменится. По мнению экспертов, строительные гипермаркеты ежегодно отбирают у рынков 5–10% клиентов. «В сегменте DIY цивилизованные формы торговли будут отнимать долю у строительных рынков, поскольку многие операторы уже сейчас предлагают своим покупателям не только широкий ассортимент строительных товаров по низким ценам, но и качественное обслуживание, профессио- нальные консультации и комфортные условия совершения покупок. Какие-то специальные методы борьбы для вытеснения рынков не потребуются — покупатель сам сделает свой выбор», — уверен г-н Писклов.
Собеседники «ДК» отмечают, что в связи с высоким спросом на дешевые строительные и сопутствующие товары, на рынке усиливается доминирование отечественных производителей. «Соотношение товаров отечественных и зарубежных производителей в нашем торговом центре составляет примерно 60 к 40%. У некоторых игроков рынка доля отечественных товаров может составлять 80–90%», — считает г-н Кладов. ОЛЕГ БОРДУН, генеральный директор компании «Юг-Кровля», отмечает несколько сегментов товаров, где лидируют отечественные производители: производство декоративных покрытий, керамической плитки, сухих строительных смесей, напольных покрытий из ПВХ и лакокрасок. В этих сегментах отечественные производители занимают от 60 до 80% рынка. «В премиум-сегменте превалируют иностранные строительные и отделочные материалы. Это связано с тем, что пока премиум-сегмент занимает не более 15% рынка, а отечественным производителям не выгодно выпускать дорогую продукцию в малых количест- вах», — считает г-н Бордун. Сейчас российские строительные и отделочные материалы — самые востребованные на рынке. По данным исследования Межрегионального маркетингового центра, в настоящее время зарубежные производители продолжают повышать качест- во своих товаров, в то время как отечественные производители борются за более конкурентоспособную цену. Однако, предрекают эксперты, борьба за качество выйдет на первый план даже у наших компаний, поэтому перед ними сейчас наиболее остро стоит проблема перевооружения производства и обновления технологий. Уже завтра производители, предлагающие дешевую некачественную продукцию, окажутся в аутсайдерах. Г-н Кладов верит в российских производителей: «В скором времени они будут успешно конкурировать с зарубежными компаниями не только в цене, но и в качестве продукта», — полагает г-н Кладов.
Эксперты отмечают, что в ближайшем будущем Ростов ждет развитие крупных форматов торговли — гипер- и супермаркетов. Английская Castorama и французская Leroy Merlin планируют открыть еще по одной торговой точке в ближайшие два года. В этом году откроется гипермаркет строительных материа- лов калининградской сети «Клондайк». Что касается других заявленных проектов, то в планах международного оператора OBI — разместить гипермаркет в строящемся на пр. Шолохова ТЦ «Самолет» (70 тыс. кв. м), окончание строительства которого намечено на 2009 год. Уральский «Трест СКМ» намерен открыть «Стройарсенал» площадью до 15 тыс. кв. м в течение 2009–2011 гг. Если все заявки будут реализованы, то к концу 2011 г. в Ростове за покупателей начнут борьбу по меньшей мере 8 строительных гипермаркетов. Хотя, по оценкам экспертов, Ростову достаточно и пяти, которые могут занять до 70% рынка строительного ритейла — большее количество приведет к жесткой конкуренции. «Со временем гипермаркеты могут потеснить не только рынки и мелкие магазины, но и строительные супермаркеты. Выиграть конкурентную борьбу смогут только те игроки, которые работают в очень узкой нише и рассчитаны на профессионального покупателя, либо те, кто сможет наиболее полно удовлетворить потребности покупателей», — говорит г-н Кладов.