Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Обзор: Сотовый ритейл - 05.06.2006

эксперты Игорь Вишняков директор салона «Центр GSM» Михаил Кобяцкий соучредитель сети салонов цифровой техники «Мобайл» Татьяна Москалева руководитель службы по связям с общес­т­­венностью группы

Рынок сотового ритейла в Ростове-на-Дону достиг пика своего роста. Дальше он будет развиваться, трансформируя салоны связи в салоны цифровой техники и развивая сервис. Сотовые операторы начнут создавать собственные торговые точки и смогут составить сильную конкуренцию местным и федеральным игрокам.
эксперты
Игорь Вишняков
директор салона «Центр GSM»
Михаил Кобяцкий
соучредитель сети салонов цифровой техники «Мобайл»
Татьяна Москалева
руководитель службы по связям с общес­т­­венностью группы компаний DIXIS
Роман Ранний
менеджер по работе с внешней торговой сетью ростовского филиала компании «ВымпелКом»
Василий Фейфилов
специалист по связям с общественностью ростовского филиала компании «Ультра»
Олег Хмельницкий
начальник отдела рекламы компании «Вольта»
Почему снижается рентабельность салонов сотовой связи?
Зачем ритейлеры расширяют ассортимент?
Выйдут ли на рынок операторы сотовой связи?

 

К 2006 г. на ростовский рынок сотового ритейла вышли все крупные федеральные игроки. Сейчас они увеличивают свои обороты, захватывая все большие доли рынка. Эксперты считают, что до конца года в Ростов-на-Дону придут федеральные сети среднего звена – «Цифроград», DIXIS и DIVIZION, а также специализированные компании, торгующие цифровой техникой. С их приходом можно ждать окончательного передела и стабилизации рынка.


Рынок стремится к стабильности

Ростовский рынок сотового ритейла уже не показывает высоких темпов роста, которые можно было наблюдать полтора-два года назад. «Скорее всего, в ближайшей перспективе произойдет выравнивание объемов продаж в натуральном выражении. Резкий прирост прекратится, но обладатели телефонов в любом случае периодически будут менять свои трубки», – уверена ТАТЬЯНА МОСКАЛЕВА, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS. По оценке менеджера по работе с внешней торговой сетью ростовского филиала компании «ВымпелКом» РОМАНА РАННЕГО, средняя рентабельность сотового ритейла в Ростове-на-Дону не превышает 5-7%. Объем рынка в городе он оценивает в $200-250 млн.

В городе работают семь ключевых игроков. К ним эксперты относят федеральных ритейлеров («Евросеть», «Связной», «Ультра», «Беталинк», «Телефорум», «Цифро­град») и ростовскую компанию «Мобайл». «Между ними сейчас развернулась наиболее жесткая конкуренция: компании наращивают точки продаж, расширяют ассортимент за счет новых товарных групп и мощных рекламных акций», – рассказывает ВАСИЛИЙ ФЕЙФИЛОВ, специалист по маркетингу ростовского филиала компании «Ультра». Кроме ключевых игроков, на рынке работает несколько местных компаний. Наиболее активные, по мнению экспертов, – это «Сезам», «Вольта» и «Центр GSM».

Многие специалисты отмечают, что в последние полтора месяца на рынке сотового ритейла в Ростове наметился спад: у крупных операторов продажи упали на 15-17%. «Рентабельность бизнеса постоянно сокращается, растут арендные ставки на торговые площади, расходные статьи стали ощутимее. Сейчас эту проблему компании решают, закрывая убыточные магазины, перераспределяя штат и устраняя другие издержки», – рассказывает ИГОРЬ ВИШНЯКОВ, директор компании «Центр GSM». Например, только за последний месяц «Евросеть» и «Связной» закрыли по три магазина.

Но федеральные компании все же увеличивают свое влияние, долю их продаж на ростовском рынке эксперты оценивают в 40–45%. «Небольшие местные игроки постепенно сдают свои позиции. Ростовских сетей, способных составить конкуренцию федеральным, на рынке практически не осталось. Часть оставшихся игроков перейдет на работу по франчайзинговым программам», – уверена Татьяна Москалева.

В качестве примера эксперты приводят незавершенную сделку федерального сотового ритейлера DIXIS с ростов­ской компанией «Мобайл», сообщения о которой переполошили рынок в начале мая этого года, и прошедшее незаметным слияние ростовского сотового ритейлера «Перекресток» с федеральным оператором «Цифроград». Татьяна Москалева уверена, что до конца года в город войдут все федеральные сети, и рынок стабилизируется.

Игроки диверсифицируют бизнес, чтобы поднять рентабельность

Сейчас все игроки работают на грани рентабельности, не имея возможности регулировать ценообразование. По мнению Татьяны Москалевой, все ведущие операторы вынуждены держать примерно одинаковые цены на ключевые модели телефонов, чтобы успешно работать. Но в ближайшем будущем эксперты ожидают увеличения прибыльности. «Дело в том, что сейчас сотовый ритейл живет в основном за счет тех покупателей, которые меняют старый сотовый телефон на новый. Еще год назад большинство покупателей приходили в салон сотовой связи за первым в их жизни телефоном. Уже в этом году более 60% покупок совершают с целью замены», – говорит соучредитель компании «Мобайл» МИХАИЛ КОБЯЦКИЙ.

Растет и средняя стоимость трубки. «Как правило, люди не покупают дешевые модели, они выбирают более дорогие, с большим количеством дополнительных функций. Если раньше средний чек был $145, то теперь он превысил $200», – рассказывает Василий Фейфилов. Этому способствуют и сами производители, делая акцент именно на аппараты среднего ценового класса. «Если посмотреть линейки телефонов производителей, то видно, что практически все они активно продвигают модели, стоимостью от 9 тысяч рублей, в том числе имиджевые – для бизнесменов», – поясняет Игорь Вишняков.

Средняя стоимость реализуемых трубок зависит от месторасположения магазина. Василий Фейфилов говорит, что в некоторых районах города выгодно держать салоны только с дорогими мобильными телефонами и аксессуарами. «Например, в Нахичевани наши салоны – одни из наиболее прибыльных в ростовской сети. Это связано с традицией армянской диаспоры раз в полгода менять свои аппараты, причем терминалы приходит менять вся семья», – говорит г-н Фейфилов. Более доступными дорогие покупки делают банки: на рынке сотового ритейла за последний год сильно увеличилось число продаж в кредит. Как правило, покупатель выбирает из двух-трех кредитных организаций, представители которых работают в салонах.

В 2006 г. произошло насыщение рынка сотовым оборудованием. Повышая рентабельность, продавцы диверсифицируют бизнес, расширяют ассортимент товаров и услуг. «В структуре доходов нашей сети, к примеру, прибыль от продажи телефонов занимает уже не более 50%. Мы выравниваем портфель доходности, чтобы нас не перекашивало в ту или иную сторону, если какой-то из сегментов рухнет», – говорит Татьяна Москалева.

Эти факторы, по мнению участников рынка, в совокупности дают толчок развитию рынка портативной электроники. «Появились новые технологии в производстве портативной электроники и, как следствие, упали цены за последние годы, что сделало это оборудование доступным массовому покупателю. В нашей сети доля продаж цифровой техники сегодня составляет 7-10%, впоследствии мы рассчитываем довести ее до 25% оборота», – говорит Татьяна Москалева.

Участники рынка рассказывают, что ассортимент расширяют не только для повышения рентабельности бизнеса, но и чтобы создать дополнительные удобства для покупателей. «Это могут быть либо сопутствующие товары, которые хорошо продаются вместе с сотовыми телефонами – мультимедиа-аксессуары, флешкарты, зарядки и прочее, либо цифровая техника. Есть еще один интересный аспект: во всем мире телефоны вытесняют с рынка цифровые фотоаппараты и плееры. Впослед-ствии эти функции будут интегрированы в смартфоны. Поэтому сейчас продавцы приучают покупателей к такой технике», – уверен Игорь Вишняков.

Рынок будет развиваться за счет увеличения доли федералов

По мнению участников рынка, в ближайшем будущем на ростовский рынок сотового ритейла выйдут еще как минимум два крупных московских игрока – компании DIVIZION и «Белый ветер – Цифровой». Но эксперты оценивают их шансы закрепиться как очень сомнительные. «DIVIZION уже активно ищет себе партнеров для своей франчайзинговой программы. Но она не очень привлекательна, и, скорее всего, компании придется начать экспансию на ростовский рынок с открытия одного-двух своих салонов», – утверждает Игорь Вишняков. Начальник отдела рекламы компании «Вольта» ОЛЕГ ХМЕЛЬНИЦКИЙ уверен, что приход московских игроков часто сопровождается слухами о покупке ростовских сетей: «Но, как правило, этого не происходит, и москвичи развиваются в Ростове, открывая соб­ственные салоны».

Местным игрокам в будущем эксперты предрекают незначительную роль. Василий Фейфилов: «Местные игроки постепенно уходят на второй план. Эти компании могут выжить за счет постоянных клиентов и небольшой торговой наценки. Но, на мой взгляд, предложи сейчас федеральный игрок любому местному цену, которая его устроит, и владелец отдаст свой бизнес». Михаил Кобяцкий смотрит на проблему иначе: «Со временем на рынке останутся крупные игроки с совершенными методиками ведения бизнеса. При этом, конкуренция между ритейлерами в регионах с каждым месяцем будет усиливаться. Борьба за клиента между федеральными и реги­ональными игроками сместится в небольшие города и районные центры».

По мнению Игоря Вишнякова, в дальнейшем рынок сотового ритейла будет развиваться по европейской схеме: «В Европе нет отдельных от сотовых операторов салонов связи, все крупные сети принадлежат им. В России эта тенденция тоже намечается: «Билайн» и «МТС» уже сейчас создают собственные эксклюзивные салоны связи, «Мегафон» тоже планирует развивать это направление. Думаю, в недалеком будущем салоны связи от сотовых операторов смогут составить конкуренцию даже крупным федеральным игрокам».

Но Роман Ранний говорит, что это направление бизнеса пока не интересно операторам: «Продажа сотовых телефонов – непрофильная деятельность компании. К тому же, анализ опыта наших партнеров по рынку заставляет скептически оценивать целесообразность подобных шагов в настоящее время».

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.