Обзор: Рынок лизинговых услуг
эксперты Ирина Агафонова директор ростовского филиала ЛК «Атлант-М Лизинг» Александр Аксенов менеджер по продажам ALD Automotive Russia в Южном регионе Сергей Андонов директор ростовского фил
Почему на рынке лизинга не определились лидеры?
Как лизинговые компании привлекают денежные ресурсы в условиях кризиса ликвидности? Какие сегменты рынка лизинга игроки считают наиболее перспективными?
эксперты
Ирина Агафонова
директор ростовского филиала ЛК «Атлант-М Лизинг»
Александр Аксенов
менеджер по продажам ALD Automotive Russia в Южном регионе
Сергей Андонов
директор ростовского филиала компании «Главлизинг»
Евгений Балала
директор ростовского филиала ЛК Europlan
Тимур Ксенз
генеральный директор компании «Адмирал–Лизинг»
Петр Склифасовский
генеральный директор филиала банка BSGV в Ростове-на-Дону
Алексей Швец
директор ростовского филиала компании «Глобус-Лизинг»
Одним из наиболее ярких событий, повлиявших на рынок лизинговых услуг, стал кризис ликвидности в США, разразившийся осенью прошлого года. Это событие заставило многих игроков рынка сменить свои оптимистичные взгляды на развитие рынка в России на более прагматичные: почти всем лизинговым компаниям пришлось поднять ставки в среднем на 1,5–3% из-за снижения банками объемов кредитования и сократить количество сделок с клиентами из-за ограниченности свободных денежных ресурсов на открытом рынке. Директор ростовского филиала ЛК Europlan ЕВГЕНИЙ БАЛАЛА: «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы привлеченных нами ресурсов значительно уменьшились. В нашей компании около 85% финансирования идет по линии международных финансовых институтов, а если они «кашляют», у нас сразу начинается «насморк». Поэтому скверная ситуация, сложившаяся сейчас на долговых рынках Запада, отразилась и на функционировании нашей компании».
По оценкам экспертов, ростовский рынок лизинга вырос в 2007 г. почти в два раза и его объем достиг порядка 10 млрд руб. На данном этапе, по словам собеседников «ДК», распределение спроса по сегментам на рынке лизинговых услуг сложилось следующим образом: 40% — автолизинг, 30% — спецтехника, 10% — с/х техника, 10% — строительное оборудование и 10% — другие виды лизинга. «Спрос на услуги лизинговых компаний сегодня оправдывает все самые смелые ожидания. Уже второй год подряд объем лизингового бизнеса в регионе удваивается. Очевидно, что это обусловлено динамичным развитием экономики региона, постоянной потребностью местных компаний в обновлении основных фондов, а также растущей инфляцией. В ближайшие 2–3 года весь рынок лизинга вполне может вырасти в 5–7 раз», — уверен ПЕТР СКЛИФАСОВСКИЙ, генеральный директор филиала банка BSGV в Ростове. При этом, по его мнению, емкость рынка лизинга оценить невозможно, так как его «края» не видны даже при сегодняшней вполне сложившейся экономической конъюнктуре. «Планы развития автомобильной промышленности, строительного сектора, малого бизнеса говорят о том, что спрос на лизинг будет увеличиваться вместе с ростом экономики. К примеру, будут разрастаться и обновляться корпоративные автопарки, где уже около 30% единиц техники взяты в лизинг, из них около 10–15% автомобилей приобретаются для руководства компаний. Не менее 40% роста рынка лизинга, на мой взгляд, в ближайшие 5 лет обеспечат более 8000 строительных организаций. Развитию рынка будет способствовать и внедрение нацпроектов», — добавляет г-н Склифасовский.
По оценкам собеседников «ДК», в Ростове сейчас работает около 100 лизинговых компаний (ЛК). За прошедший год их количество увеличилось незначительно — в основном, за счет дочерних компаний крупных федеральных банков, открывших в Ростове свои филиалы. Так, лизинговые услуги начали оказывать в Ростове «Москоммерцбанк», ЛК при банке BSGV, Райффайзенбанке, при банке «Уралсиб» и др. «К началу этого года свои филиалы и представительства в городе открыли почти все крупные федеральные операторы. В этом году на ростовский рынок вышло порядка 10–15 новых компаний, в том числе «РАФ-лизинг», «РТК-Лизинг», «Вектор-Лизинг», «Максимум Лизинг», — говорит директор ростовского филиала ЛК «Атлант-М Лизинг» ИРИНА АГАФОНОВА. По данным BSGV Leasing, в настоящий момент структура ЛК по форме собственности сложилась следующим образом: 1% — ЛК при вендорах , 1% — государственные ЛК, 30% — дочерние компании банков и 68% — независимые лизинговые компании. Среди них местных игроков, которые не являются явно «карманными», около 10 — это компании «Центр-Лизинг» и ЛК при банке «Центр-Инвест», «Адмирал-Лизинг», ГК «Лизинговое агентство», ООО «Лизинговая компания «Ростовская областная АККОР», «Южная лизинговая компания» и др. Небольшое количество региональных ЛК обусловлено, прежде всего, ограниченным доступом к дешевым финансовым ресурсам.
Однако эксперты считают, что рынок еще не насыщен. По мнению г-на Склифасовского, количество ЛК в городе пока недостаточное, чтобы говорить о высоком уровне конкуренции: «Рынок сейчас находится на стадии формирования конкурент- ной среды. Его емкость значительно выше сегодняшнего объема. Поэтому пока лидеры выражены слабо. Компании спокойно работают, не сталкиваясь друг с другом». С этим мнением согласен и гендиректор ЛК «Адмирал-Лизинг» ТИМУР КСЕНЗ: «Спрос на лизинговые услуги постоянно растет, а удовлетворен он всего на 20–30%. ЛК не испытывают недостатка в клиентах — напротив, многим желающим воспользоваться лизингом приходится отказывать — в большинстве случаев из-за недостаточного количества денежных ресурсов. ЛК проводят столько сделок, сколько могут профинансировать. Поэтому о конкуренции говорить еще рано».
По словам г-на Ксенза, конкуренция между лизинговыми компаниями начнет усиливаться после прихода в донской регион двух крупных игроков — ЛК Внешторгбанка и ЛК Сбербанка. «Филиалы этих компаний появятся в Ростове в ближайшие два года. Несмотря на то, что они уже сформировали здесь пул клиентов, при непосредственном выходе они смогут занять значительную долю мест- ного рынка», — считает г-н Ксенз. По словам экспертов, работающие в Ростове ЛК готовятся к их приходу, прежде всего направляя свои усилия на удержание имеющихся клиентов, работая над повышением качества обслуживания. Также в борьбе за лояльность существующих клиентов компании начали активно развивать допуслуги. Эксперты утверждают, что дополнительные услуги оказывают практически все ЛК, работающие в Ростове, а некоторые предлагают сразу комплекс. К примеру, «Адмирал-Лизинг» дает бесплатные консультации, на которых могут быть определены оптимальные сроки выплат по сделке, а случае аварии берет на себя обязательства по ремонту техники или оборудования и т. п. «Мы предоставляем своим клиен- там комплекс дополнительных услуг. В него входят аудит лизинговых или банковских расчетов для того, чтобы клиенту было понятно, из чего складывается стоимость лизинговой сделки, а также индустриальная экспертиза, дающая тщательный анализ процессов, происходящих внутри интересующей клиента отрасли», — рассказывает директор ростовского филиала компании «Главлизинг» СЕРГЕЙ АНДОНОВ.
Как отметили участники рынка, самой главной тенденцией на рынке лизинговых услуг за последний год стало увеличение стоимости договоров лизинговой аренды. Увеличение ставок у ЛК составило от 1,5 до 3%. «Связано это с кризисом ликвидности на Западе, и с увеличением стоимости ресурсов на этом фоне. ЛК, покупающие деньги на открытом рынке, стали получать их по более высокой стоимости. Естественно, они в регрессном порядке увеличили стоимость своих продуктов для лизингополучателей», — говорит г-н Балала. Но увеличение ставок — это не самая большая проблема для ЛК и их клиентов. Темпы роста лизинга сдерживает ограниченное количество денежных ресурсов, как у западных, так и у российских банков. Спрос на услуги ЛК опережает предложение практически в два раза. ЛК вынуждены отказывать своим клиентам в проведении сделок по причине отсутствия средств. «Существует три основных канала привлечения заемных средств для лизинговых компаний. Первый — самый выгодный, несмотря на большие накладные расходы по его привлечению — облигационный заем. Ставки по коммерческим кредитам выше на 0,5–3%, чем эффективная ставка по облигациям. Самым дорогим способом привлечения финансирования, в силу рисков, которые несет кредитор, является вексельный заем», — рассказывает г-н Склифасовский. В настоящее время ни один из этих способов привлечения денежных ресурсов не является эффективным для ЛК. Сейчас несколько компаний уже подготовились к размещению облигационных займов, но не торопятся этого делать, опасаясь отсутствия покупателей или невыгодных условий размещения. «Мы готовы разместить заем на сумму 350 млн руб., но ждем более благоприятной конъюнктуры рынка», — рассказывает Тимур Ксенз. Выжидают и в компании «Глобус-Лизинг». Еще более сложная ситуация у тех компаний, которые пользовались деньгами западных банков — по линии международных банковских институтов финансирование сократилось у отдельных компаний на 80%. По неофициальным данным, некоторые региональные и федеральные банки практически прекратили работу лизинговых отделов. «В такой сложной кризисной ситуации более стабильно выглядит российская банковская система, которая, к счастью, не совсем рыночная и во многом зависит от средств государственного бюджета. Поэтому российские банки практически не пострадали из-за кризиса, деньги у них есть», — говорит Евгений Балала. По его словам, наилучшие перспективы сейчас у тех ЛК, которые работали сразу с несколькими отечественными банками, поэтому не испытывают проблем с привлечением средств для осуществления сделок. Как рассказал г-н Андонов, компания «Главлизинг» работает сразу с 10 кредитными учреждениями, что позволяет им гибко реагировать на изменения в финансовом секторе. Компания «Адмирал-Лизинг» также стала ориентироваться на работу с российскими банками. Недавно она заключила договор со «Сбербанком» на открытие кредитной линии.
Несмотря на то, что многие ЛК, работающие в регионе, позиционируются как «универсалы», эксперты отмечают тенденцию к специализации игроков. Если раньше работу в узкой нише могли себе позволить дочерние компании крупных банков или отраслевые ЛК при крупных производственных холдингах, то уже сейчас практически каждая компания выбрала для себя доминирующий в лизинговом портфеле сегмент. Специализируются компании по различным критериям. По целевой аудитории: одни предпочитают работать с крупным бизнесом, другие — со средним и малым, третьи разрабатывают схемы работы с частными предпринимателями. По предметам лизинга: помимо вышеупомянутых автолизинговых, есть ЛК, специализирующиеся на отраслевом производственном, полиграфическом оборудовании, строительной технике и т. д. Работая в узкой нише, ЛК укрепляют свои позиции. «Специализирующиеся компании чувствуют себя гораздо увереннее в своей нише. Наша компания, к примеру, работает только с юрлицами, специализируясь в основном на спецтехнике и оборудовании (до 60–70% в общем портфеле). Это позволяет нам проводить меньше сделок, но по более крупным суммам, в отличие от тех компаний, которые работают с физлицами, и при прочих равных условиях, увеличивать доходность бизнеса», — утверждает г-н Андонов. По его словам, средняя сумма сделки в ростовском филиале компании «Главлизинг» составляет 10–15 млн руб. Работать с крупными сделками предпочитает и компания «Адмирал-Лизинг». «Сейчас у нас работает 6 человек, и расширять штат мы не собираемся, — рассказывает г-н Ксенз. — Мы выбрали другой путь развития — уход от розницы и специализацию на более крупных сделках. Трудозатраты одни и те же, а размер комиссии разнится существенно. Ведь на сделку от 10 млн руб. уходит столько же усилий, сколько и на сделку в 1 млн руб.». Тимур Ксенз добавил, что крупные клиенты гораздо более надежны и ответственны. «Клиент, который берет в лизинг только одну машину за 300 тыс. руб., почему-то считает, что можно не платить нам за нее вовремя. А те клиенты, которые берут технику или оборудование за 50–100 млн руб., платят деньги день в день. Это еще один плюс в работе с крупными клиентами», — считает г-н Ксенз.
Однако на ростовском лизинговом рынке немало игроков, которые делают ставку на розничные продажи, считая их наиболее перспективными. Это такие компании, как ЛК Europlan, ALD Automotive Russia, «Carcade Лизинг» и т.д.: «Несмотря на то, что сегмент автолизинга несколько снизил темпы роста, он все еще занимает большую часть рынка от общего объема всех лизинговых сделок в Ростове, — говорит АЛЕКСЕЙ ШВЕЦ, директор ростовского филиала компании «Глобус-Лизинг». — В ближайшем будущем ситуация не изменится». По мнению экспертов, даже развитие автокредитования, конкурирующее с лизинговыми продуктами, не влияет на динамику темпов роста автолизинга в регионе. «С каждым годом доля сделок автолизинга в нашей компании увеличивается на 5–10%. Сейчас в общем портфеле лизинговых операций он занимает более 85%», — рассказывает г-н Балала. По его словам, на данном этапе автолизинг — наименее рисковый продукт для ЛК. «Продать двух–трехлетний автомобиль с пробегом, если клиент вдруг отказывается платить, несложно. Я это сделаю в течение 2–3 недель. А вот с реализацией оборудования, особенно какой-нибудь узкой специализации, могут возникнуть серьезные проблемы. Во-первых, продать его будет сложно из-за отсутствия спроса, а во-вторых, это оборудование нельзя изъять без решения суда, а суды могут длиться годами, по прошествии которых лизингополучатель отдаст мне металлолом», — объяс- няет Евгений Балала.
Эксперты практически единодушно назвали наиболее перспективными сегменты спецтехники и строительного оборудования. «У многих ростовских предприятий изношенность основных фондов доходит до 80%. Это портовые хозяйства, коммунальные компании, различные заводы. Все они — потенциальные клиенты ЛК, — считает г-н Ксенз. — Помимо этого, активно развивается малый и средний бизнес, у которого также стабильный спрос на спецтехнику и оборудование». Так, у компании «Адмирал-Лизинг» в прошлом году более 70% в общем портфеле заняла спецтехника для коммунальных предприятий, а среди клиентов были компания, занимающаяся сушкой трав, и компания, занимающаяся производством риса и т. д. По мнению г-на Швеца, это направление будет расти ежегодно более чем на 100%, в отличие от лизинга автотранспорта — он начнет постепенно сбавлять темпы прироста.
Спрос на лизинг строительного оборудования формируют ростовские застройщики и девелоперы, которые в ближайшие годы намерены возвести рекордное количество квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости: до конца 2008 г. в Ростове сдадут в эксплуатацию более 1 млн кв. м жилья и около 400 тыс. кв. м торговых и офисных площадей. Менеджер по продажам ALD Automotive Russia в Южном регионе АЛЕКСАНДР АКСЕНОВ считает, что в ближайшие несколько лет в Ростове будет популярна услуга оперативного лизинга автотранспорта с полным сервисным обслуживанием. «Этот сегмент будет показывать большие темпы роста в регионе, т.к. автомобили не переходят в собственность клиента, что делает данный продукт доступным и позволяет регулярно обновлять парк автотранспорта», — говорит г-н Аксенов. По его словам, преимуществом оперативного лизинга является неполная выплата стоимости автомобиля, т.е. клиент в лизинговых платежах погашает только часть суммы стоимости автомобиля, т.к. автомобиль остается в собственности ЛК. «Другим преимуществом является полный спектр сервисного обслуживания автотранспорта и управление автопарком клиентов в едином фиксированном месячном платеже», — добавляет Аксенов. С экспертом согласна Ирина Агафонова, которая также считает, что у ЛК в ближайшем будущем доля оперативного лизинга в общем порт- феле значительно увеличится.