Обзор: Кинотеатры
эксперты Анастасия Гребенюк заместитель директора по общим вопросам кинокомплекса «Киномакс — Дон» Ирина Кранк генеральный директор ОАО «Кинотеатр «Буревестник» Юрий Медведев директор кинотеатра «
Анастасия Гребенюк
заместитель директора по общим вопросам кинокомплекса «Киномакс — Дон»
Ирина Кранк
генеральный директор ОАО «Кинотеатр «Буревестник»
Юрий Медведев
директор кинотеатра «Ростов»
Екатерина Сапожникова
директор кинотеатра «Киномакс — Победа»
Карина Сердюченко
директор кинотеатра «Дом кино»
Как федеральные киносети повлияют на развитие местного рынка кинопроката?
Есть ли будущее у однозальных кинотеатров?
Какие средства хороши в борьбе за ростовского кинозрителя?
Бум на рынке отечественного кинопроката был зафиксирован пару лет назад, когда на экраны страны при массированной PR-поддержке вышел российский фильм «Ночной дозор», обогнавший по кассовым сборам «Властелина Колец». По мнению директора кинотеатра «Ростов» ЮРИЯ МЕДВЕДЕВА, успешная премьера вызвала интерес инвесторов к киноиндустрии, и в нее стали вкладывать деньги. По статистике маркетингового агентства Step-by-Step, сейчас объем российского кинорынка приближается к $800 млн, 40% из которых зарабатывают региональные кинотеатры. Однако, столичные кинокомпании давно с интересом смотрят в сторону регионов и в последнее время активно туда идут, открывая в городах-миллионниках собственные киноцентры. По мнению генерального директора ОАО «Кинотеатр «Буревестник» ИРИНЫ КРАНК, активный выход федеральных кинокомпаний в Ростов может нарушить равновесие на местном рынке и существенно снизить рентабельность кинобизнеса в городе.
Участники рынка говорят, что в Ростове сейчас работает семь кинотеатров, которые оснащены 18 экранами. Крупнейшими игроками на местном кинорынке эксперты признают московскую сеть «Киномакс», которая владеет в общей сложности двумя кинотеатрами и девятью киноэкранами, а также кинотеатр «Ростов». По мнению Ирины Кранк, «Ростов» и «Киномакс-Дон» имеют перед другими киноцентрами очевидные преимущества. «Кинотеатр «Ростов» единст- венный среди ростовских киноцентров расположен непосредственно в центре города и при этом обладает самым большим залом. Кроме того, в «Ростове» на балконе зрительного зала поставлены уютные четырехместные диваны, зрителей на этих местах обслуживает бар во время сеанса. Это достаточно необычная для города услуга. Многозальник «Киномакс-Дон» привлекает зрителей широтой своего репертуара, возможностью выбрать удобный для себя фильм и сеанс, к тому же сеансы начинаются через каждые 15-30 минут».
Не менее важными игроками собеседники «ДК» признают кинотеатр «Вавилония», владеющий четырьмя кинозалами, и Plaza Cinema с тремя залами. Но, по мнению заместителя директора по общим вопросам кинокомплекса «Киномакс — Дон» АНАСТАСИИ ГРЕБЕНЮК, эти два кинотеатра работают, в основном, на зрителей из тех районов города, в которых располагаются. «В Ростове география расположения кинотеатров — районная, — соглашается Юрий Медведев. — Чтобы попасть на сеанс большинства кинотеатров, ростовскому зрителю придется дополнительно потратиться на транспорт. Поэтому многие предпочитаю пройти из дома пешком в ближайший кинотеатр».
Участники рынка оценивают емкость рынка кинопроката в Ростове в 180 млн руб. в год. Рынок подвержен сезонности, и в разные месяцы обороты кинотеатров могут значительно разниться: «Наиболее кассовые фильмы, блокбастеры, выходят на экраны в июле и августе, — отмечает Юрий Медведев. — Много громких и ожидаемых кинолент запускается также в начале января. К примеру, в первый месяц наступающего года на экраны выйдут сразу три фильма, которые обещают стать высокодоходными: российский проект «Ирония судьбы. Продолжение», мульфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и продолжение «Сокровищ нации» с Николасом Кейджем. Есть и откровенно провальные месяцы. Это февраль, потому что зрители основную массу денег потратили в январе; апрель, поскольку в марте «кредитоспособность» теряют мужчины. В июне и сентябре тоже чувствуется значительный отток зрителей. Остальные месяцы — средние по доходности».
Многие эксперты считают, что динамика развития рынка и рентабельность бизнеса за последние три года немного снизились. Они связывают это с увеличением среднего чека похода в кинотеатр из расчета на одного человека: этот показатель вырос примерно в два раза. «Для того, чтобы сегодня посетить кинотеатр, нужно потратить в среднем 150 руб. на билет на одного человека, кроме того, нужно еще что-то купить, а это еще 50–100 руб., и добраться до кинотеатра, — поясняет Юрий Медведев. — Получается, что один человек на поход в кино потратит не менее 250 руб.». Ирина Кранк отмечает, что увеличение сбора кинотеатра растет непропорционально росту числа зрителей. За последнее полугодие валовый сбор вырос на 30%, а число зрителей увеличилось только на 10%. Поэтому сборы в основном увеличиваются за счет повышения цен на билеты.
Еще одним фактором, сдерживающим увеличение посещаемости кинотеатров, по мнению аналитиков маркетингового агентства Step-by-Step, выступает по-прежнему сильно развитое в России пиратство. По подсчетам специалистов агентства, рынок DVD-дисков в России пиратский примерно на 90%, а это ведет к тому, что фильмы появляются в продаже задолго до начала премьерных показов в кинотеатрах, что ведет к снижению посещаемости.
Участники рынка отмечают повышение конкуренции. Директор кинотеатра «Дом Кино» КАРИНА СЕРДЮЧЕНКО говорит, что сегодня кинотеатрам стало сложнее удерживать внимание зрителей: «Во-первых, сегодня во всех кинотеатрах в одно и то же время идут одни и те же фильмы. Во-вторых, месторасположение кинотеатра приобретает все большее значение. Поэтому мы вынуждены активно вкладываться в рекламу и маркетинг, и проводить различные акции, чтобы получить зрительское внимание». Юрий Медведев говорит, что ростовскую публику достаточно сложно чем-то удивить: «Сегодня игроку на этом рынке нужно четко понимать, что ростовчанам интересно смотреть, а что однозначно не вызовет у них достаточного интереса. При выборе фильмов мы стараемся брать именно то, что максимально устраивает посетителей. Под определенные фильмы мы имеем возможность пригласить в Ростов наших знаменитых актеров, таких как Пореченков или Куценко. Чтобы возник ажиотаж, были раскуплены все билеты и все пришли на творческую встречу, должна быть достаточно «громкая звезда». Мы, конечно, можем один раз напрячься и пригласить Брюса Уиллиса, но определенный период после этого будем еще работать на то, чтобы оплатить этот приезд. Но если приезжает начинающий актер, режиссер, то это может пройти незамеченным».
Однако, по мнению директора кинотеатра «Киномакс — Победа» ЕКАТЕРИНЫ САПОЖНИКОВОЙ, пик конкурентной борьбы за кинозрителя еще впереди: «Сейчас многозальных кинотеатров в Ростове два — «Вавилония» и «Киномакс-Дон». В других крупных городах, где численность населения сопоставима с Ростовом, количество многозальных кинотеатров намного больше. К примеру, в Казани сейчас работает 56 экранов, и в ближайшее время там откроется еще несколько кинотеатров».
Основная тенденция развития рынка, по мнению его участников, заключается в увеличении количества залов в кинотеат- рах. «Многозальный кинотеатр будет более выгоден для его владельца, потому что он может привлечь максимум зрителей. Многозальники всегда стремятся к тому, чтобы зрители, выйдя с одного сеанса, остались на второй, третий. Таким образом, достигается повышение доходности объекта», — говорит Анастасия Гребенюк. Однозальные кинотеатры, в связи с этим, теряют рентабельность. «Можно сравнить динамику развития нашего кинотеатра и «многозальников», которые работают в Ростове, — поясняет г-жа Сапожникова. — Мы находимся в центре города, рядом с нами и парк Горького, множество магазинов, кафе, баров, ресторанов. Но молодежи сейчас гораздо проще поехать в торгово-развлекательный комплекс, где все это находится в одном месте: и катки, и кафе, и кинотеатр».
Однозальные кинотеатры для повышения рентабельности идут по одному из двух путей — или разрабатывают проекты по увеличению количества залов, или уходят в специализированную нишу, говорят эксперты. Участники рынка рассказывают, что в 2006—2007 г. ушли с рынка однозальные кинотеатры «Россия» и «Юбилейный». Уже точно известно, что «Россию» перестроят в многофункциональный развлекательный центр, в составе которого будет двухзальный кинотеатр, а «Юбилейный» закрылся, и его дальнейшая судьба пока не определена. Как рассказал Юрий Медведев, у компании есть планы пристройки дополнительных залов к существующему зданию кинотеатра «Ростов». «Когда будут реализованы эти планы, сказать трудно. Дело в том, что любое изменение архитектурного облика центра города требует очень серьезного согласования. В ближайшее время реконструировать кинотеатр мы не будем, но в долгосрочной перспективе мы сделаем это обязательно: необходимо двигаться в ногу со временем, а для этого нужен многозальный кинотеатр», — объяснил г-н Медведев.
Некоторые кинотеатры для повышения рентабельности собственного бизнеса избрали другую стратегию: они отстраиваются от многозальных кинотеатров тем, что представляют зрителю уникальный репертуар. Так, эксперты говорят, что кинотеатр «Буревестник» уже на протяжении нескольких лет является единственным кинотеатром в городе, который нашел своего зрителя за счет того, что построил репертуар на арт-хаусе и авторском кино, а «Дом Кино» специализируется на показе российских фильмов. «Наш репертуар — это фильмы для мыслящего человека, который не сливается с общей массой, и которого не обманешь количеством спецэффектов. Если он не получит ничего для души, то просто в кино ходить не будет. Мы показываем ленты, получившие призы, награды, на международных кинофестивалях. Но чтобы привлечь зрителя, нужны особые маркетинговые ходы», — рассказывает Ирина Кранк. Она отмечает, что один зал ограничивает возможности как кинотеатра, так и зрителя в выборе репертуара.
По мнению Карины Сердюченко, успешно работать в специализированной нише небольшим однозальным кино- театрам помогает камерная обстановка и возможность проводить дополнительные мероприятия в заявленном формате кинотеатра: «Я считаю, наш зритель приходит к нам не только за фильмом, но и ради той атмосферы, которую мы создаем: наряду с кинолентами у нас проходят фотовыставки и другие арт-мероприятия. К примеру, российский фильм «Эйфория» в стиле арт-хаус прошел у нас с большим успехом, хотя его довольно рискованно было ставить в репертуар».
По мнению экспертов, в ближайшем будущем ростовский кинорынок будет развиваться за счет строительства многозальных кинотеатров в торгово-развлекательных комплексах. Юрий Медведев уверен, что сейчас строить отдельно стоящий кинотеатр никто не будет: «При разработке новых проектов владельцы кинотеатров стараются предусмотреть в нем все сопутствующие заведения — рестораны, бары, игровые зоны, боулинги, бильярдные. В США, к примеру, примерно 30 — 40% дохода киноцентра зарабатывают именно за счет сопутствующих развлекательных зон».
Эксперты говорят, что проще всего сейчас поместить кинотеатр в торгово-развлекательный комплекс. «Выигрывают от этого и операторы кинозалов, и торговые центры. Кинотеатр — якорный арендатор, который собирает вокруг себя большое количество посетителей. Однако в данном случае кинотеатр больше работает на торговый центр, чем наоборот: кинозрители охотно отправляются за покупками после посещения кинотеатра, а те люди, которые пришли в магазины, гораздо реже отправляются в кино», — рассуждает Ирина Кранк.
По мнению экспертов, в 2008 г. количество кинотеатров в Ростове увеличится. «Многие владельцы строящихся сегодня в Ростове торговых центров заявили о том, что у них будет кинотеатр, причем почти никто не планирует менее пяти залов. В случае, если владельцы торговых центров не договорятся о заходе к ним федеральных киносетей, то ТЦ будут вынуждены самостоятельно развивать это направление», — говорит Екатерина Сапожникова. Между тем, как отмечают собеседники «ДК», уже известно о планах как минимум двух крупных федеральных киносетей выйти в Ростов в 2008 г. В качестве наиболее вероятных называют московскую компанию «Каро Фильм» и краснодарскую сеть кинотеатров «Монитор».
Анастасия Гребенюк сообщила «ДК» о планах сети «Киномакс» открыть в Ростове еще один многозальный кинотеатр в ближайшем будущем. А, по мнению Екатерины Сапожниковой, в ближайшее время в Ростов может выйти питерская компания «Киностар де Люкс», развивающая сеть цифровых стерео-кинотеатров IMAX. И хотя пока ростовская «МЕГА» не заявляет о скором открытии у них киноцентра, там вполне могут принять решение второй очередью строительства запустить кинотеатр. «Я слышала о планах компании IMAX выйти в Ростов, — замечает Ирина Кранк. — Но если все эти планы будут реализованы, боюсь, на рынке кино в городе наступит перенасыщение: общее количество залов превысит 35, что считается наиболее оптимальным для города-миллионника. Зрители ничего не потеряют, а кинобизнес может столкнуться с проблемой снижения рентабельности».
В числе других тенденций, которые будут развиваться в Ростове в ближайший год, эксперты называют развитие цифрового кино. «Я думаю, что скоро эта технология появится в Ростове. Цифровое кино — достаточно интересная технология: совсем другое качество изображения на экране, 3D-картинка. К примеру, фильм «Дети шпионов» был реализован по этой технологии, и во время его проката в России зрителям выдавали специальные стереоочки, чтобы хоть как-то проявить технологию. Цифровое кино уже востребовано зрителем, но техническое переоборудование кинотеатров под «цифру» стоит очень дорого», — поясняет Карина Сердюченко.