Обзор: Кейтеринговые компании
эксперты Наталья Головатченко менеджер ресторана самообслуживания «Вертол-Экспо» Иван Корень директор компании «Вкус» Марина Кутузова директор компании «Поляна-Catering» Светлана Славгородняя руко
Наталья Головатченко
менеджер ресторана самообслуживания «Вертол-Экспо»
Иван Корень
директор компании «Вкус»
Марина Кутузова
директор компании «Поляна-Catering»
Светлана Славгородняя
руководитель отдела продаж компании «Трапеза»
Валентин Черевков
директор по развитию компании «ОБЕДкафе»
Когда в Ростов придут московские кейтерье?
Одной из важных характеристик успешного кейтерингового агентства, наряду с хорошей оснащенностью, логистикой и квалифицированным персоналом, участники рынка называют правильно подобранное имя компании. «Во многом успех компании, занимающейся организацией питания на выездных праздниках и деловых встречах, зависит от того, как она себя позиционирует и какой бренд использует. Мы собираемся изменить название нашей кейтеринговой компании, оно не подходит для того сегмента рынка, на котором мы собираемся сосредоточиться. Дело в том, что название «ОБЕДкафе» смотрится не очень уместно, когда мы обслуживаем, к примеру, презентацию по поводу открытия какого-нибудь элитного бутика или автосалона премиум-класса», — рассказывает директор по развитию компании «ОБЕДкафе» ВАЛЕНТИН ЧЕРЕВКОВ.
По оценкам участников рынка, в Ростове работает около 20 компаний, которые заявляют о наличии в их ассортименте услуги кейтеринга . По мнению директора компании «Поляна-Catering» МАРИНЫ КУТУЗОВОЙ, специализированных агентств, которые основной доход получают от предоставления услуг выездного ресторанного обслуживания, в Ростове немного: «Но именно эти компании предоставляют максимально полный комплекс услуг при организации выездных мероприятий».
Некоторые эксперты считают, что немалую долю местного рынка кейтеринга занимают кафе и рестораны, в которых выездное обслуживание — один из видов услуг. Однако Валентин Черевков добавляет: «Я не знаю в Ростове ресторанов, которые бы занимались кейтерингом в дополнение к основной деятельности. Здесь, скорее, обратная ситуация: для качественных услуг выездного кафе нужна собственная кухня, а чтобы она не простаивала, владельцы кейтеринговых компаний открывают стационарные точки питания». В числе лидеров эксперты называют четырех игроков рынка: кейтеринговое подразделение отеля Don-Plaza, агентство «Поляна-Catering», компании «ОБЕДкафе» и «Вуаля».
Как отмечают участники рынка, сегмент кейтеринга растет динамично, но не отличается стабильностью. Марина Кутузова поясняет: «Количество игроков увеличивается, но при этом состав участников рынка постоянно меняется. С одной стороны, практически каждую неделю на рынке появляются новые имена. С другой — те компании, которые еще год назад были достаточно активны, сейчас практически никак себя не проявляют».
Определенных цифр, которые бы характеризовали рост рынка, эксперты не дают. По мнению Валентина Черевкова, это обусловлено тем, что сам по себе ростовский рынок выездного питания достаточно молод, и все компании находятся на стадии развития. Между тем, Марина Кутузова оценивает емкость ростовского рынка выездного ресторанного обслуживания в 2007 г. примерно в 40 млн руб. Другие участники рынка считают эту цифру правдоподобной, но немного завышенной. По мнению Валентина Черевкова, сейчас точно подсчитать годовой оборот на ростовском рынке кейтеринга невозможно, так как до конца не ясен круг участников рынка.
Входной билет на рынок кейтеринга, по оценке менеджера ресторана самообслуживания «Вертол-Экспо» НАТАЛЬИ ГОЛОВАТЧЕНКО, обойдется компании примерно в $7 тыс. «Стоимость вхождения на этот рынок зависит от многих факторов. Кейтеринг непосвященным кажется достаточно простым бизнесом: здесь нет больших затрат на аренду площадей, уже есть достаточный и сформировавшийся спрос. На самом деле, в этом бизнесе очень большие расходы на специальное оборудование, шатры, мебель, посуду», — говорит Валентин Черевков. Марина Кутузова поясняет, что создать кейтеринговое агентство можно с разным уровнем инвестиций, в зависимости от того, будет ли компания работать только за счет собственных ресурсов или же станет привлекать сторонние организации. «Опыт московских коллег показывает, что там многие компании создаются с минимальными затратами, поскольку они зачастую выступают только организаторами мероприятий и используют производственные мощности и оборудование других компаний, — рассказывает г-жа Кутузова. — Создание же компании полного цикла с собственным производством, оборудованием и персоналом потребует серьезных инвестиций».
Эксперты говорят, что рынок кейтеринга все же еще находится в хаотичном состоянии и во многом пересекается с рынком организации праздников. «Например, помимо фуршетов мы организуем шоколадные фонтаны — тоже своего рода кейтеринг, — рассказы- вает директор компании «Вкус» ИВАН КОРЕНЬ. — Существует в Ростове и такое явление, как выездное выступление барменов, которое во многом призвано продемонстрировать их навыки».
Наиболее активно сейчас развиваются два основных направления выездного обслуживания: организация банкетов и бизнес-мероприятий, а также корпоративного питания. «В настоящее время кейтеринг-компании предпочитают занимать более узкие ниши, чем раньше, и определяют приоритетные для себя виды услуг, — говорит Марина Кутузова. — Таким образом, одни специализируются на организации корпоративного питания, другие обслуживают только событийные мероприятия, третьи работают преимущественно с частными клиентами».
Большая часть кейтеринговых компаний работает только с корпоративными клиентами. Участники рынка объясняют это тем, что предприятия уже осведомлены об услугах выездного кафе и все чаще их используют в своей работе для организации деловых встреч и презентаций.
Как отмечает Валентин Черевков, в Ростове наиболее развито выездное банкетное обслуживание: «Эту услугу сейчас предоставляют большинство местных компаний, поскольку за прошедший год на нее значительно вырос спрос со стороны потенциальных клиентов. Кроме этого, думаю, у каждой компании уже есть некий пул постоянных заказчиков, которые заранее планируют выездные мероприятия и закладывают на их организацию определенные бюджеты».
Марина Кутузова отмечает, что выездные обеды подвержены фактору сезонности, при этом она проявляется не в количестве заказов, а в видах услуг: «Например, летом очень востребованы корпоративные выезды на природу в формате барбекю, осенью, с началом делового сезона, — кофе-брейки, в канун календарных праздников — корпоративные вечеринки. А вот кейтеринговое сопровождение презентаций и рекламных акций востребовано круглый год».
Другим направлением кейтеринга, которое динамично развивается в Ростове, эксперты называют организацию корпоративного питания. Как рассказала руководитель отдела продаж компании «Трапеза» СВЕТЛАНА СЛАВГОРОДНЯЯ, это направление бизнеса весьма перспективно и в Ростове только набирает обороты. Валентин Черевков отмечает, что пока проблемой для кейтерье становится непредсказуемость вкусовых предпочтений клиентов и их непостоянство: «Им трудно угодить. Многие топ-менеджеры еще не видят необходимости в постоянной оплате питания своих работников. Как правило, клиент недоволен однообразием меню».
Светлана Славгородняя, напротив, считает, что организация корпоративного питания — более стабильный сегмент бизнеса, чем организация фуршетов и банкетов. «В настоящее время мы обслуживаем четыре крупных ростовских компании на постоянной основе. Долгосрочные контракты придают нашему бизнесу стабильность», — говорит г-жа Славгородняя и добавляет, что пока клиенты сами не обращаются за такой услугой, и новых заказчиков чаще всего приходится искать, обзванивая потенциальных клиентов или рассылая им предложения по почте.
Перспективы развития рынка выездного обслуживания эксперты видят в дальнейшем его сегментировании. «Компании будут делать ставку на оригинальность в обслуживании, выведение на рынок новых предложений и услуг. К примеру, мы планируем к следующему лету разработать новую программу по организации свадебных банкетов», — рассказывает Валентин Черемков.
Иван Корень уверен, что в ближайшем будущем станет усиливаться специализация игроков: «Например, одни фирмы будут заниматься исключительно фуршетами, а другие сделают упор на корпоративные вечеринки. Кроме того, компании уйдут в определенные ценовые ниши».
Светлана Славгородняя предполагает, что со временем большее количество кейтерье выйдет в сегмент организации корпоративного питания. Она связывает это с тем, что в Ростов приходят крупные столичные и иностранные компании, которые готовы организовывать питание для своих сотрудников. Валентин Черемков дополняет: «Столичные компании хорошо понимают эффективность такого обслуживания. Они не капризны, и достаточно четко знают, какие услуги им нужны».
По мнению большинства собеседников «ДК», рынок кейтеринга в Ростове будет развиваться экстенсивно, по московскому сценарию. «Будет расти количество фирм-посредников, арендующих все необходимое оснащение на стороне. Именно по такой схеме работает большинство московских кейтереров. Мы готовимся к этому и расширяем направление аренды оборудования для организации выездных мероприятий», — говорит Марина Кутузова.
О том, что в 2008 г. на ростовский рынок кейтеринговых услуг выйдут московские игроки, говорят практически все участники. «В публичном формате о выходе в регионы заявляла компания Global catering, один из ведущих игроков московского рынка, но Ростова в их планах пока не было, — сообщает Марина Кутузова. — Кроме этой компании, еще несколько крупных столичных игроков заявляли о своем намерении выйти в регионы».
В связи с приходом в Ростов федеральных кейтеринговых компаний эксперты ожидают обострения конкурентной борьбы между местными кейтерье. Следствием этого может стать вытеснение с рынка мелких компаний, не имеющих собственной производственной базы и оборудования. Валентин Черемков: «Приход столичных компаний неизбежен. Плюс от этого один: операторы начинают шевелиться и придумывать что-то новое, а рынок — развиваться более динамично».
Кейтеринг — выездное ресторанное обслуживание.