Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Обзор: Гостиницы - 07.07.2008

Игорь Бураков исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Саркис Гагорян гендиректор «Донского причала» Андрей Демишин замдиректора ОАО «Интурист» (Don Plaza) Влад

За последние 2 года практически все ведущие гостиничные операторы мира заявили о своих планах по вхождению на ростовский рынок. Владельцев мировых брендов привлекает в нашем городе увеличивающееся количество платежеспособных клиентов и возможность высокого заработка на малоосвоенном пока рынке. По прогнозам аналитиков, многим местным игрокам в результате этой экспансии придется уйти с рынка. эксперты

Игорь Бураков
исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области
Саркис Гагорян
гендиректор «Донского причала»
Андрей Демишин
замдиректора ОАО «Интурист» (Don Plaza)
Владимир Ильичев
директор по развитию по России и СНГ ООО «Рашэн Мэнэджмэнт Хотэл компани» (входит в структуру Accor Group)
Мария Куценко
старший администратор гостиницы «Пушкинская»
Виктория Лозовая
директор гостиницы «Аэропорт»
Сергей Мирский
руководитель проектной группы отдела консультаций C&W/S&R
Алексей Овчинников
вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров Южного федерального округа
Вадим Селехов
старший менеджер гостиницы «Турист»
Андрей Сидоров
генеральный директор компании «Ренессанс-Дон»
Сергей Шамшура
директор «ВертолЭкспо»

Каких номеров не хватает в ростовских гостиницах?
Чем крупнейших отельеров мира привлекает рынок Ростова?
Какие гостиничные сети придут в Ростов до 2011 года?
В середине апреля в Ростове-на-Дону открылась первая гостиница под брендом мировой сети — местная компания «Донской причал» привлекла к управлению отелем, построенным на ростовской набережной, Rezidor Hotel Group. Гендиректор «Донского причала» САРКИС ГАГОРЯН уверен, что Redisson привнесет в работу местного гостиничного бизнеса европейские стандарты работы, задаст высокую планку качества услуг и «одним своим именем наполнит объект постояльцами», а за этим брендом в Ростов потянутся и другие международные гостиничные цепочки.

Эксперты отмечают, что свой интерес к южной столице крупнейшие сети проявили еще 5–6 лет назад, однако тогда местный рынок не был готов потреблять услуги того качества, который предлагают транснациональные гостиничные операторы. «В течение нескольких лет мы присматриваемся к Ростову и видим, что город сделал громадный шаг вперед: здесь реализуются множество инвестиционных проектов, крупнейшие компании и организации открывают свои представительства, здесь активно проходят деловые и научные встречи. По нашим прогнозам, число VIP-приез- жих будет только расти», — говорит ВЛАДИМИР ИЛЬИЧЕВ, директор по развитию по России и СНГ ООО «Рашэн Мэнэджмэнт Хотэл компани» (входит в структуру Accor Group).

По словам старшего менеджера гостиницы «Турист» ВАДИМА СЕЛЕХОВА, Redisson — первая ласточка, свидетельствующая об определенной зрелости рынка. «Девелоперы поняли, насколько серьезно управлять таким сложным объектом, как гостиница, и стали привлекать операторов с именем. С другой стороны, ростовский гостиничный рынок уже достиг той стадии развития, когда им заинтересовались крупнейшие федеральные и мировые игроки. Это выгодно всем: сеть дает гостинице свое имя, привлекает клиентов известным брендом. Клиент этой гостиницы будет уверен, что получит одинаково высокий уровень сервиса хоть в Москве, хоть в Ростове. Соответственно, сеть никогда не допустит того, чтобы под ее вывеской продавались ненадлежащие услуги. Безусловно, приход в Ростов международных сетей делает рынок более цивилизованным, а им самим и девелоперам позволяет неплохо заработать: рентабельность бизнеса составляет 20–25% в год, из них 6–8% возьмет себе оператор», — говорит г-н Селехов.

В Ростове не хватает гостиничных номеров две—три звезды

Согласно данным компании Macon Realty, на начало 2008 г. общий номерной фонд Ростова-на-Дону состоял из 1823 номеров, 1163 из которых соответствовали уровню 3*, 660 — классу 1–2*. По информации аналитиков Macon Realty, в Ростове сейчас лишь за двумя гостиницами — Don Plaza и Redisson Don Hotel — закреплен статус 4*, еще несколько небольших отелей имеют более высокий уровень, чем у большинства «трехзвездочников». Оборот гостиничного рынка донской столицы по итогам 2007 г. эксперты оценивают в $800–900 млн. Основную прибыль ростовским отелям обеспечивают бизнес-туристы — участ- ники выставок, конференций, семинаров, командированные бизнесмены и т.д. Руководитель проектной группы отдела консультаций C&W/S&R СЕРГЕЙ МИРСКИЙ отмечает, что Ростов — признанный центр делового туризма юга России и 90% спроса на гостиничные услуги формируется за счет корпоративных клиентов, останавливающихся в отеле на 1–3 дня. С ним соглашается вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров Южного федерального округа АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ: «Основная масса приезжих в нашем городе — это деловые туристы, посещающие различные бизнес-меро- приятия. Ростов и его пригороды — прекраснейшее место для работы и отдыха, с обилием исторических и культурных памятников, но, к сожалению, пока город не воспринимается в России и за рубежом как рекреационный объект. Поэтому деловой туризм — пока единст- венный ресурс развития гостиничного бизнеса в Ростове».

Старший администратор гостиницы «Пушкинская» МАРИЯ КУЦЕНКО отмечает, что весной и осенью — во время наи- большей деловой активности — в городе ощущается дефицит гостиничных номеров, рассчитанных на состоятельных жильцов: «В это время номер без предварительной «брони» у нас не снимешь. Сегодня, к примеру (беседа происходила в конце апреля — прим. ред.), мы отослали одного своего постоянного клиента к конкурентам. Возможно, там он будет останавливаться впредь и не вернется к нам, но просто отказать в постое и не помочь клиенту разместиться — значит на 100% его потерять. При этом отказывать нам приходится все чаще. По моим наблюдениям, гостиниц для состоятельных гостей в Ростове явно не хватает, и этот дефицит только усугубляется». Владельцы и топ-менеджеры большинства гостиниц соглашаются с наличием дефицита номерного фонда, однако его реальный объем оценить затрудняются. «Дефицит определенно есть, однако посчитать его точно невозможно — думаю, он измеряется в тысячах мест», — говорит исполнительный директор Агентства инвестиционного развития РО ИГОРЬ БУРАКОВ. Согласно данным областной администрации, в 2007 году Ростов посетило порядка 300 тыс. человек против 260 тыс. в 2006 году, при этом число гостиничных мест серьезно не увеличилось (из крупных объектов, сданных в этом году, можно отметить только гостиницу «ВертолЭкспо»). Причем, отмечают эксперты, если для самостоятельно прибывающих в Ростов бизнес-туристов или небольших групп есть альтернатива — возможность арендовать квартиру, то разместить крупную делегацию сейчас достаточно проблематично. «Именно проблема расселения участников выставок заставила нас строить собственный гостиничный комплекс на 125 номеров, — говорит директор «ВертолЭкспо» СЕРГЕЙ ШАМШУРА. «Сейчас у бизнесменов и принимающих их компаний есть несколько возможностей расселения: корпоративные квартиры, различные базы отдыха и т.д. Но, думаю, в будущем, с появлением достаточного числа гостиничных комплексов с соответствующей инфраструктурой, бизнес-туристы предпочтут отели», — уверен г-н Бураков.

Гостиничные операторы раскидывают сети

Как заметил в беседе с «ДК» Владимир Ильичев, сегодня уровень экономического развития Ростова заметно опережает уровень развития местного гостиничного рынка. «Причем, это касается разных ценовых сегментов. 2 года назад мы планировали открыть в Ростове четырех- или пятизвездочную гостиницу, полагая, что уж с двумя-тремя звездами, управлять которыми и проще, и выгоднее, ростовчане справляются сами. Но в процессе изучения рынка мы пришли к выводу, что в городе не хватает даже гостиниц, рассчитанных на приезжих со средним достатком».

На фоне фиксируемого всеми участниками рынка дефицита гостиниц средней и высокой звездности, гостиничные цепочки с мировым именем активизировались и включились в своеобразную гонку проектов. По словам г-на Ильичева, к 2011 году Accor откроет в уже сущест- вующем здании на Большой Садовой единый комплекс, в котором разместятся 3-звездочный Ibis и 4-звездочный Novotel. Количество мест в каждой г-н Ильичев не назвал, но один из экспертов, знакомый с проектами Accor в других городах, отмечает, что в каждом из них будет не менее 100 номеров. Rezidor Hotel Group тоже не стоит на месте — эта группа уже договорилась об управлении второй гостиницей в Ростове: «СТАРТ-Девелопмент» (дочерняя компания автодилера «Панавто») построит по соседству с уже открытым «Рэдиссон Дон Отелем» 4-звездочный «Рэдиссон Гранд Отель» на 588 номеров. «Кловер Групп» и еще один из ведущих международных гостиничных операторов — InterContinental Hotel Group (IHG) — подписали договор на управление отелем 4-звездочного Holiday Inn на 189 номеров в Clover Plaza. Уже озвучили намерение в ближайшие 3–5 лет выйти на гостиничный рынок Ростова с 3–4-звездочными проектами Hilton, Mariott и Kempinski.

Игорь Бураков говорит, что уже сегодня в Ростове могли бы спокойно работать 5–6 новых гостиниц, однако для них просто нет подходящих зданий, и оператору еще нужно найти партнера, который бы их построил. «Сегодня они торопятся и правильно делают, — говорит эксперт. — Тот из них, кто успеет первым, снимет все сливки с этого рынка. Скажем, Redisson, который первым обратил внимание на ростовский рынок, сейчас уже работает, и, пока другие только разрабатывают проекты, он нарабатывает здесь технологии и клиен- туру».

Эксперты рынка отмечают, что до недавнего времени ни местные, ни федеральные компании не считали целесообразным открывать в Ростове пятизвездочную гостиницу, однако за последние полгода уже прозвучали заявления о подготовке трех таких проектов. Замдиректора ОАО «Интурист» (Don Plaza) АНДРЕЙ ДЕМИШИН говорит, что до революции в Ростове было семь гостиниц класса de lux, так что двух–трех пятизвездочников сейчас для него будет вполне достаточно. С 2006 г. менеджмент Don Plaza приступил к переговорам о потенциальном сотрудничест- ве с ведущими мировыми операторами этого рынка — Hilton, Intercontinental, Residor, Accor Group и другими, однако у руководства этих сетей идея управления отелем люкс на юге России интереса не вызвала. За реализацию пятизвездочного проекта взялся оператор Hyatt, с которым в конце 2007 года ростовчане подписали соглашение об участии в управлении отелем «Хаятт Ридженси Дон-Плаза Ростов», который будет включать в себя 200 гостевых номеров, а также конференц-залы, рестораны, спа-салон, фитнесс-центр и 20 полностью оснащенных «под ключ» апартаментов класса «люкс». Компания «Лира», входящая в «Группу Мегаполис» (структура, близкая к ГК «Мир Комвек»), в середине апреля объявила о том, что совместно с Starwood Hotels& Resorts в 2010 году откроет в строящемся здании на проспекте Сиверса 5-звездочный гостиничный комплекс Sheraton на 265 номеров. Кроме того, в ближайшее время начнется и реконструкция «многострадальной» гостиницы «Московской». Генеральный директор владеющей зданием компании «РенессансДон» АНДРЕЙ СИДОРОВ сообщил «ДК», что завершает переговоры о создании на базе «Московской» 5-звездочной гостиницы на 220 номеров с одним из крупных операторов. «Мы были первыми, кто договорился о приходе в Ростов со всемирно известной сетью. Но за то время, пока шли переговоры, рыночная ситуация изменилась, и наше соглашение с Residor перестало быть уникальным, а проект — громким и притягивающим. Нам стали поступать другие, даже более интересные предложения, и, учитывая, что в нашем уникальном здании в самом центре города должна быть создана именно пятизвездочная гостиница, мы решили сменить оператора-партнера».


Большинство небольших гостиниц уйдет с рынка

Собеседники «ДК» полагают, что если хотя бы часть озвученных крупными гостиничными сетями планов воплотится в реальность, то к 2011 году Ростов получит дополнительно 1000–1500 номеров, что не только покроет весь спрос, но и создаст между гостиницами серьезную конкуренцию. В этих условиях игрокам, присутствующим сейчас на рынке, придется уделить особое внимание сервису и сокращению издержек, поскольку, как отмечают эксперты, цены на гостиничные услуги в Ростове уже соответст- вуют общероссийским, а вот качество пока отстает. По словам Вадима Селехова, большое внимание в гостиницах придется уделить обучению персонала, а также внутренней отделке комнат, аксессуарам. Директор гостиницы «Аэропорт» ВИКТОРИЯ ЛОЗОВАЯ отмечает, что для многих игроков рынка в условиях жесткой конкуренции с крупными отелями хорошим решением для дальнейшего развития бизнеса станет заключение прямых контрактов с крупными предприятиями, не имеющими собственного номерного фонда.

Однако даже образцовый подход к делу, по мнению экспертов, не позволит большинству небольших гостиниц на  10–15  номеров удержаться на плаву: бизнесмены-туристы предпочитают проводить выездной рабочий день в чужом городе в одном месте, поэтому крупные комплексы с развитой инфраструктурой будут более востребованы. Эксперты не сомневаются в том, что крупные гостиницы — «Ростов», Don Plaza, «Турист» — способны на равных конкурировать с международными сетями. Тот же «Турист» сам является частью федеральной сети Amaks, которая собирается в Ростове построить несколько гостиниц с нуля. А Don Plaza уже сама стала сетью — в этом году была открыта «Плаза-Таганрог». Из перспективных объектов, не вошедших пока ни в одну сеть и не купленную крупным инвестором, собеседники «ДК» назвали гостиницу «Звезда». По их мнению, собственник гостиницы — Минобороны РФ — может ее продать или отдать на аутсорсинг. Также, по мнению экспертов, до 2010 г. можно ожидать реализации нескольких гостиничных проектов в городах-спутниках Ростова — Таганроге, Азове, Новочеркасске, ориентированных, прежде всего, на отдыхающих. По мнению Игоря Буракова, въездной туризм имеет в Ростовской области большие перспективы. «Мы продолжаем работу над созданием Приазовской туристической зоны — под брендом «Серебряная подкова Дона», которая включает в себя все местные достопримечательности. Одной из точек развития зоны станет Азов-Сити и, понятно, что если по соседству с Ростовом будет размещена игорная зона, потребность в гостиничных местах резко повысится» — отмечает эксперт.


Среднестатистический гость проводит в ростовских отелях 2,5 дня

120 тыс. гостей посетило ростовские гостиницы за 5 месяцев 2008 г.
61% средний показатель заполняемости ростовских отелей за 5 месяцев.
2,5 средняя продолжительность пребывания одного постояльца в отелях Ростова за 5 месяцев 2008 г.
1,2 тыс. бизнес-мероприятий было проведено в ростовских гостиницах за 5 месяцев 2008 г.
15,8 тыс. руб. стоит самый дешевый «Президентский» номер в Ростове*.
29,5 тыс. руб. стоит самый дорогой «Президентский» номер в Ростове*
3,4 тыс. руб. стоит самый дешевый номер бизнес-класса в Ростове*
7 тыс. руб. стоит самый дорогой номер бизнес-класса в Ростове*

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • Число блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два разаЧисло блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.