Обзор ДК: Строительный ритейл
эксперты Владимир Захаров директор торгового дома «Стройдело» компании «Бирс» Светлана Столярчук директор сети магазинов «СантаДвери» Максим Побычаев директор торгового дома «Пирамида» Олег Борд
Основным изменением на рынке стала смена номенклатуры товаров: российские строительные и отделочные материалы в некоторых сегментах потеснили иностранные аналоги. По мнению экспертов, рынок может серьезно измениться, когда крупные сети строительного ритейла, объявившие о планах открытия своих гипермаркетов в Ростове в 2007-2008 гг., начнут свою работу.
Почему развиваются специализированные магазины стройматериалов?
Как изменилось соотношение товарных групп на рынке?
На кого рассчитан формат DIY?
Приход западных игроков изменит структуру рынка
эксперты
Владимир Захаров
директор торгового дома «Стройдело» компании «Бирс»
Светлана Столярчук
директор сети магазинов
«СантаДвери»
«СантаДвери»
Максим Побычаев
директор торгового дома «Пирамида»
Олег Бордун
генеральный директор компании «ЮгКровля»
Борис Орлов
коммерческий директор компании «Стандарт Плюс»
Наиболее сильный сегмент рынка строительного ритейла в Ростове, по мнению экспертов, – специализированные супермаркеты. Участники рынка говорят, что рост их числа начнется с приходом крупных сетей, первые гипермаркеты которых появятся в Ростове уже в конце нынешнего лета. Действующие игроки их не боятся: они считают, что строительные гипермаркеты станут конкурировать
со строительными рынками и постепенно привлекут к себе их клиентов, а супермаркеты закрепятся в верхнем среднем ценовом сегменте.
Российские строительные товары вытесняют импортные
Количество игроков, работающих на рынке, эксперты оценивают примерно
в тысячу компаний. Насыщение рынка эксперты называют одной из причин, по которой эта цифра пока что не изменяется.
Рассчитать емкость рынка в Ростове-на-Дону игроки не берутся. По их мнению, это сделать достаточно сложно: почти половина рынка – это серый ритейл, где очень велика доля нерегистрируемых продаж. «Большая часть участников рынка – это мелкооптовые склады, частные предприниматели и магазины отделочных и хозяйственных товаров», – говорит ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ, директор торгового дома «Стройдело» компании «Бирс».
Российский рынок, по сведениям «Межрегионального маркетингового центра», в последние годы растет в среднем на 10-15% в год, а его объем оценивается более чем в 180 млрд руб. Основной причиной динамичного развития рынка эксперты называют растущие темпы жилищного строительства и увеличение уровня доходов потребителей. Директор сети магазинов «Санта-Двери» СВЕТЛАНА СТОЛЯРЧУК говорит, что рынок строительного ритейла высококонкурентен.
По мнению участников рынка, около 30% рынка занимают строймаркеты, примерно 20% приходится на специализированные магазины, продающие какой-то один вид товара, а остальные 50% – частные предприниматели, торгующие строительными и отделочными материалами на специализированных рынках или через мелкооптовые склады.
В последнее время, отмечают эксперты, сильно меняется соотношение импортных и отечественных строительных материалов, представленных на рынке. «Это видно по ассортименту товаров строительных магазинов. К примеру,
у нас в супермаркете более 80% – товары отечественного производства», – рассказывает Владимир Захаров.
Ростовские ритейлеры выделяют несколько основных сегментов, где лидируют отечественные производители: производство декоративных покрытий, керамической плитки, сухих строительных смесей, напольных покрытий из ПВХ и лакокрасок. В этих сегментах отечественные производители занимают от 60 до 80% рынка.
По мнению участников рынка, в премиум-сегменте превалируют иностранные строительные и отделочные материалы. Эксперты объясняют это малочисленностью потребителей товаров по цене выше среднего и тем, что отечественным производителям не выгодно производить дорогую продукцию в малых количествах.
Российские строительные и отделочные материалы уверенно занимают нишу эконом-класса, говорят эксперты. «Он сейчас самый востребованный на рынке. Производство продукции массового потребления менее затратно. Спрос на такие материалы большой, и оборачиваемость средств выше», – считает МАКСИМ ПОБЫЧАЕВ, директор торгового дома «Пирамида». Как отмечают эксперты, полного вытеснения импортных стройматериалов с рынка
в эконом- и тем более в дорогом сегменте не произойдет. Владимир Захаров считает, что это связано с психологией потребителя: «Покупатели – разные, их потребности и доходы тоже разные. Поэтому кто-то смотрит на качество продукции и ее технические характеристики, а другие выбирают материалы по производителю, считая, что известное имя гарантирует качество и долговечность материала».
На рынке лидирует формат универсального магазина
Эксперты говорят, что наиболее динамичный и устойчивый формат – это строительные супермаркеты. В этом формате сегодня уверенно работают местные «Дом», «ЦСМ», «ХДМ-Юг», «Стандарт Плюс», «Пирамида», «Ростовтехнострой», «Бирс». По расчетам маркетингового центра компании «Старик Хоттабыч», в городе-миллионнике один магазин масштабов «Старика Хоттабыча» должен приходиться на 300-350 тыс. жителей. Так что в Ростове эту нишу эксперты считают закрытой.
По мнению Максима Побычаева, появившись в конце 90-х годов, формат универсального строительного магазина уже выработал принципы ведения бизнеса, работы с клиентами и мерчандайзинга.
Еще один успешный формат – узкоспециализированные магазины дверей, обоев, лестниц, стеновых панелей, потолков и даже замков. По мнению Светланы Столярчук, в Ростове сложилась довольно уникальная ситуация, когда специализированные компании лидируют по стране, часто превосходя московских конкурентов: «В Москве сделали ставку на развитие супермаркетов, как беспроигрышный вариант. В Ростове же люди в поисках индивидуального подхода или необходимых им стройматериалов могут поехать и на другой конец города. Кроме того, специализированный магазин – это своего рода гарантия качества продаваемых материалов».
Эксперты полагают, что в специализированном магазине менеджеры могут провести исчерпывающую консультацию клиента и подобрать необходимый материал. Специализированные магазины могут уделять больше времени одному клиенту, но рассчитаны они, в отличие от супермаркетов, на профессиональную аудиторию. Как отмечают частники рынка, специализированные магазины могут предоставить максимальный ассортимент по своей позиции, большой выбор моделей и цен, а также – хороший набор сопутствующих товаров. Такие форматы жизнеспособны, так как имеют широкий круг поставщиков (иногда исчисляемый сотнями) или собственное развитое производство с большим ассортиментом выпускаемой продукции.
Еще один аспект, который заставляет некоторых ритейлеров заниматься узким направлением, называет ОЛЕГ БОРДУН, генеральный директор компании «Юг-Кровля»: «Без сомнения, группы товаров, требующие работы узких специалистов, можно и нужно выводить в отдельные магазины, а не пускать в супермаркеты общего назначения. Причем лучше, если работу с такими материалами будут вести проект-менеджеры с момента проектирования и контролировать весь процесс. В Москве кровельные материалы продают даже на рынках. В Ростове до такого безобразия дело не доходит».
Приход западных игроков изменит структуру рынка
Эксперты говорят, что количество иногородних крупных компаний, желающих выйти на ростовский рынок строительного ритейла, за последний год удвоилось. В 2006 г. о планах выхода в Ростов заявили компаний Aushan, Castorama и Ikea, частично пересекающиеся по ассортименту со строительным ритейлом, немецкая сеть Obi и британская Kingfisher провели мониторинг рынка и подбирали площадки. В 2007 г. к претендентам на выход в Ростов добавились питерская сеть товаров для дома «СантаХаус», компании «Бауцентр», «Хоум Центр», «Максидом» и Leroy Merlin. Пока все они собираются входить с гиперформатами, форматом Cash & Carry, а также – DIY (Do It Yuorself «Сделай сам»), который в Ростове вообще не представлен.
Руководители ростовских строймаркетов чувствуют себя уверенно и не боятся прихода крупных строительных ритейлеров. БОРИС ОРЛОВ, коммерческий директор компании «Стандарт Плюс»: «В гипермаркете вам покажут, где находится стеллаж с той или иной продукцией, выбирать нужный товар покупателю придется самому. Никаких консультаций ему не предложат. Кроме того, формат DIY работает в нетехнологичных позициях, только с теми видами стройматериалов и брендами, которые зарекомендовали себя на рынке».
«В Ростове, после открытия гипермаркета Media Markt, на рынке бытовой электроники ничего сверхъестественного не произошло. Думаю, что с приходом крупных европейских строительных ритейлеров на местном рынке мало что поменяется. Многие магазины далеко не всегда пересекаются по формату и товарным группам: в мире производится около 6 млн наименований строительной и отделочной продукции, а ассортимент строймаркета – 15-17 тыс. наименований», – говорит Максим Побычаев.
Но все же эксперты соглашаются: новые форматы оттянут большой сегмент покупателей – строителей, прорабов, а также обывателей, уверенных, что лучше продавца знают, чего хотят и какой материал лучше.
детали
Ростовчане покупают стройматериалы в супермаркетах и на рынках
Доли форматов по опросу игроков (по количеству совершаемых покупок):
Открытые рынки [30%]
Мелкооптовые склады и дистрибьюторы [20%]
Строительные супермаркеты [30%]
Узкоспециализированные магазины [15%]
Мелкие магазины (приближенные к формату «У дома») [5%]
Источник «Деловой квартал»
детали
Российские покупатели смотрят на цену и качество (%)
соотношение цены и качества – 97,3
проверенное ранее качество товара – 92,6
экологичность строительных материалов – 80,4
дешевле аналогов – 75,7
давно и успешно продаваемый товар – 66,9
отечественный товар – 56,1
рекомендации коллег и знакомых – 55,4
требуемая упаковка, фасовка – 44,6
официальные рекомендации (министерств, ведомств, комиссий) 35,8
новинка на рынке – 27,7
импортный товар – 11,5
Источник: группа «ИНЭК»
детали
детали
Доли импортеров лакокрасочных материалов на российском рынке:
Германия - 14%
Финляндия - 11%
Белоруссия - 10%
Эстония - 9%
Литва - 7%
США - 7%
Корея - 7%
Другие страны - 35%
Источник: «Межрегиональный маркетинговый центр»