Обзор ДК: Сотовый ритейл
В 2006 г. на ростовском рынке сотового ритейла федеральные операторы активно увеличивали свою долю рынка. «Диксис» приобрела местный «Мобайл», ростовская сеть салонов связи «Перекресток» приобр
В 2006 г. на ростовском рынке сотового ритейла федеральные операторы активно увеличивали свою долю рынка. «Диксис» приобрела местный «Мобайл», ростовская сеть салонов связи «Перекресток» приобрела франшизу и вошла в федеральный «Цифроград». «Беталинк» значительно увеличил число точек продаж. Более мелкие локальные компании или ушли из этого бизнеса, или начали осваивать узкоспециализированные сегменты. В частности, «Сезам», оказавшись последней крупной местной сетью, начала активно строить монобрендовые салоны Nokia, а «Ростовская корпорация связи» прекратила продажи мобильной техники и сконцентрировалась на развитии пунктов приема платежей «Оплата».
Рынок сотового ритейла, по мнению его участников, достиг насыщения еще в середине 2006 г. – сейчас он перешел в стадию стагнации. По словам управляющего филиалом ЮФО компании «Евросеть» ОЛЕГА ЖДАНОВА, в первом квартале 2007 г. в России было продано 6,7 млн мобильных телефонов на сумму $1,41 млрд, тогда как в первом квартале 2006 г. сотовые ритейлеры продали 8,4 млн трубок на сумму $1,36 млрд: «В Ростовской области на рынке сотового ритейла отмечаются тенденции, характерные для большинства других регионов России: насыщение и стагнация, рост продаж за счет замены старого оборудования на более современное и увеличение средней стоимости мобильного аппарата».
Олег Жданов говорит, что сейчас в Ростове и области работает примерно 300 компаний, занимающихся сотовым ритейлом. По мнению пресс-секретаря компании «Диксис» НАДЕЖДЫ ВИННИКОВОЙ, к концу 2006 г. основную долю местного рынка захватили и удерживают несколько федеральных игроков. Как считает менеджер по работе с внешней торговой сетью Ростовского филиала компании «ВымпелКом» АНДРЕЙ ИГНАТЬЕВ, им в Ростове удалось занять почти 90% местного рынка: «Однако в Ростовской области ситуация иная: там пока достаточно сильно влияние ростовских ритейлеров».
Крупнейшими сетями, работающими в Ростове, эксперты называют «Евросеть», «Связной», «Диксис», «Цифроград» и «Беталинк». За последний год эти компании увеличили количество своих торговых точек, повысили качество обслуживания, расширили ассортиментный ряд. К примеру, «Евросеть» к обычным товарам, продающимся в салоне сотовой связи, добавила еще заказ авиабилетов и стала продавать туристические путевки.
«Во втором эшелоне работают федеральные «Телефон.ру», «Телефорум», «Ультра», местные «Сезам», «Вольта» и «Ростовская корпорация связи». Небольшую долю рынка занимают федеральные и местные продавцы бытовой электроники, реализующие в своих гипермаркетах мобильные телефоны, оказывающие услуги подключения к сотовой связи. Более мелкие игроки не заметны на рынке», – говорит ИГОРЬ ВИШНЯКОВ, коммерческий директор «Ростовской корпорации связи».
Собеседники «ДК» отмечают, что за последний год борьба за место на рынке переместилась в сторону конкуренции за лояльность покупателей. «Конкуренция переходит из ценовой в маркетинговую плоскость. Компании не стремятся привлечь клиентов низкой стоимостью сотовых телефонов – они вводят дополнительные сервисы», – утверждает ТАТЬЯНА МОСКАЛЕВА, PR-директор компании «Цифроград». Надежда Винникова: «В целом, розничный бизнес по продаже сотовых телефонов
в последнее время нельзя назвать высокорентабельным. Поддерживать хороший уровень прибыли можно, лишь имея большую сеть магазинов».
Пока основную прибыль ритейлеры продолжают получать от реализации мобильных телефонов. По словам экспертов, они составляют 50-60% ассортиментного ряда. Как отмечает Надежда Винникова, в последнее время выросли продажи дорогих аппаратов: «На это влияет риплейсмент: покупатели, меняя старые телефоны на новые, предпочитают более функциональные и дорогостоящие трубки. Кроме того, производители, выводя на рынок новые модели, совершенствуют их технические возможности, повышая тем самым их розничную цену».
Татьяна Москалева предупреждает, что в условиях насыщения рынка очень опасно концентрироваться на одном товарном направлении: «Диверсификация товарного портфеля позволяет минимизировать риски. Продажа цифровой электроники дает более высокую прибыль, чем телефоны. И хотя в общем объеме доходов продажи цифрового оборудования пока несопоставимы с продажами телефонов, все игроки усиленно предлагают «цифру», попутно оказывая дополнительные услуги».
Андрей Игнатьев называет современные салоны сотовой связи «магазинами электроники у дома»: «Сейчас там, кроме телефонов и подключения к операторам связи, можно приобрести цифровую технику, в основном в нижнем и среднем ценовых диапазонах». Г-н Игнатьев отмечает, что именно благодаря этому количество портативной электроники
на руках у населения за последний год выросло в 2 раза.
Многие эксперты считают, что сейчас сам термин «сотовый ритейл» все меньше соответствует тому рынку, который обозначает. «Увеличение товарных линеек и развитие дополнительных услуг расширили значение словосочетания «салон связи», – уверен г-н Жданов. Но выводить на рынок новую терминологию игроки не торопятся. «Загвоздка» пока, по большей части, в сознании потребителей – они привыкли к понятию «салоны связи» и, чтобы переломить эту ситуацию, потребуется не один год. «Проблема замены понятий в данный момент влияет также и на аналитические оценки рынка в целом: доли игроков рынка оцениваются все еще по количеству проданных телефонов, хотя с каждым годом доля этого направления в общем объеме продаж лидеров рынка снижается», – говорит Татьяна Москалева.
Еще одним важным изменением на рынке, повлиявшим на его доходность, стал отказ крупных ритейлеров от продажи карт предоплаты и переход на прием наличных и электронных платежей. По словам PR-директора компании «Связной» ЕЛЕНЫ НОГОТКОВОЙ, в «Связном» сейчас только 17% платежей осуществляются через карты экспресс-оплаты, и в дальнейшем спрос на них может сократиться. Предвидя это, многие сотовые ритейлеры отказались от их продажи, а «Евросеть» и «Диксис» объявили об установке терминалов по приему электронных платежей.
«В ближайшем будущем на российском рынке возобладает западная тенденция: 100% абонентов станут рассчитываться за услуги связи через электронные терминалы. Они более удобны, позволяют оплачивать не только связь, что дает дополнительные возможности прибыли. И, наконец, терминалы «разгружают» наших продавцов, оставляя им больше времени на «прямые продажи», – считает Надежда Винникова.
В ближайшем будущем эксперты предсказывают приход на ростовский рынок сотового ритейла операторов связи. В начале текущего года компания «МТС» создала дочернюю «СТ-Ритейл», которая до конца 2007 г. должна будет построить в крупнейших городах России сеть салонов связи под маркой «МТС».
Собственные торговые сети активно развивают и другие операторы сотовой связи – «Мегафон», «Билайн» и Tele2. У последних в Ростове действуют по два брендированных салона связи. Как говорит Андрей Игнатьев, собственные салоны позволяют операторам мобильной связи активнее продавать собственные услуги: «В наших салонах присутствуют и мобильные телефоны, но мы не концентрируемся на их продажах. Основное предназначение этих салонов – продажа услуг связи компании «Билайн» и оказание консультационных услуг абонентам». По мнению Игоря Вишнякова, в дальнейшем рынок сотового ритейла будет развиваться по европейской схеме: «В Европе все крупные сети салонов связи принадлежат сотовым операторам. В России эта тенденция тоже намечается: «Билайн» и «МТС» уже сейчас создают собственные эксклюзивные салоны связи, «Мегафон» заявляет о планах развивать это направление. Думаю, что в недалеком будущем салоны связи от сотовых операторов смогут составить конкуренцию даже крупным федеральным игрокам».
Еще полтора года назад на рынок вышли сети бытовой техники. Сегодня одни из них создали специальные отделы мобильной связи аксессуаров и услуг в своих гипермаркетах (Media Мarkt, «М.Видео», «Техносила», «Поиск»), а другие, например «Эльдорадо», сформировали специализированные магазины сотовой связи.
Как считают эксперты, сотовые ритейлеры в ближайшие годы станут развивать новые формы работы с клиентами. Одной из них может стать реализация продукции в Интернет-магазинах игроков рынка.
По мнению Татьяны Москалевой, уже сейчас Интернет-продажи являются дополнительным источником дохода. Зачастую затраты на поддержание Интернет-сайта минимальны, а доходность сопоставима с продажами одного обычного салона сотовой связи. Эксперты ожидают в дальнейшем обострения конкуренции: ритейлеры будут развивать непрофильные направления бизнеса, а сам рынок станет более размытым и будет включать в себя продажи цифровой и портативной техники.
детали
Операторы выходят в сотовый ритейлКоличество фирменных салонов у операторов связи в Ростове и области
Оператор | Общее количество розничных точек | В Ростове-на-Дону | В Ростовской области |
Источник: «Деловой квартал»