Обзор ДК: Консалтинговые компании
Вячеслав Богуславский управляющий партнер компании «Ключевой фактор» Татьяна Бурмистенко генеральный директор компании «ТэраКонсалтинг» Антон Иванов директор по развитию АКГ «Гудвилл» Гарник Кочаря
Вячеслав Богуславский
управляющий партнер компании «Ключевой фактор»
Татьяна Бурмистенко
генеральный директор компании «ТэраКонсалтинг»
Антон Иванов
директор по развитию АКГ «Гудвилл»
Гарник Кочарян
консультант-партнер компании «Ключевой фактор»
Олег Проскурин
председатель совета директоров группы правового бизнес-консалтинга «JBI ЭКСПЕРТ»
Инна Ракитина
директор компании «Максима»
Что сдерживает развитие управленческого консалтинга в Ростове?
Зачем консалтинговым компаниям усложнять свои услуги?
Эксперты отмечают, что ростовский рынок консалтинговых услуг всерьез начал развиваться лишь 2-3 года назад и сегодня демонстрирует средние для российского рынка темпы роста. До недавнего времени многие ростовские компании указывали консалтинг в спектре своих услуг для «галочки». Другие и вовсе под консалтинговой деятельностью скрывали серые схемы оптимизации налогообложения.
По данным агентства DISCOVERY Research Group за 2007 год, на отечественном рынке консалтинговых услуг работает около 3 тыс. игроков. Совокупная выручка крупнейших консалтинговых компаний России в 2006 г. выросла на 40% по сравнению с 2005 г. и приблизилась к 50 млрд руб. Объем национального рынка консалтинговых услуг вырос до $1,9 млрд (в 2005 г. – $1-1,3 млрд). Такие же высокие темпы роста эксперты отмечают и на ростовском рынке консалтинга. По оценке директора по развитию АКГ «Гудвилл» АНТОНА ИВАНОВА, за последние 2-3 года он ежегодно увеличивается примерно на 30-50%, в зависимости от сектора консалтинга. Емкость местного рынка аудиторского и налогового консалтинга составляет сегодня, по приблизительным данным, 400 млн рублей в год», – отмечает г-н Иванов. По его оценке, количество компаний, оказывающих услуги в сфере налогового и аудиторского консалтинга, достигает 150.
Лидерами рынка в сфере налогового, бухгалтерского консалтинга и аудита эксперты называют MauerGroup, «Гудвилл» и «Бизнес-консалт». В остальных видах консалтинга мнения о лидерах весьма неоднородны.
Оценивать емкость рынка и общее количество его игроков в целом эксперты не берутся, ссылаясь на его «размытость». В первую очередь, это связано с малочисленностью специализированных консалтинговых компаний. Множество фирм из различных сфер бизнеса открывают у себя подразделения по оказанию консалтинговых услуг, причем часто доля этого направления в их обороте не превышает и 10%.
«Очень много компаний, работая в своих сферах бизнеса, оказывают попутно консалтинговые услуги. Например, фирма занимается регистрацией предприятий или выполняет подобные, во многом технические, задачи и при этом называет такую деятельность консалтинговой», – отмечает генеральный директор компании «ТэраКонсалтинг» ТАТЬЯНА БУРМИСТЕНКО. По наблюдениям экспертов, сегодня кадровый консалтинг зачастую предлагают рекрутинговые агентства, финансово-управленческим консалтингом занимаются аудиторские, тренинговые и юридические компании, а, например, за оценочные операции часто берутся не только сами оценщики, но и банки со страховыми компаниями.
Оценить консалтинговый рынок в денежном выражении экспертам мешает активный приход в последние годы на ростовский рынок федеральных и международных игроков, присутствие которых пока «незримо»: они не открывают своих представительств и филиалов в Ростове, предпочитая работать с местными консалтинговыми компаниями-партнерами или напрямую с клиентами. Многие крупные ростовские компании предпочитают приглашать консультантов из Москвы. «Большинство крупных проектов, как правило, выполняют иностранные компании и «федералы», – отмечает Антон Иванов. – Например, та же «Глория Джинс» уже давно привлекает иностранных экспертов. Они работают в штате компании, подписывая контракты на несколько лет. Задачи таких консультантов – внедрение элементов управленческо-финансового процесса, автоматизация информационной системы ERP. Продолжительность таких проектов достаточно длительна, а стоимость этих проектов заранее определена и разбита на несколько лет».
Затрудняет финансовую оценку рынка и деятельность консультантов-«одиночек», которые зачатую оказывают консалтинговые услуги компаниям-клиентам даже без образования юридического лица. Нет на рынке и профессиональных объединений, которые бы могли вести какую-либо статистику. Председатель совета директоров группы правового бизнес-консалтинга «JBI ЭКСПЕРТ» ОЛЕГ ПРОСКУРИН отмечает: «На Западе и в крупных регионах России регулирование происходит за счет деятельности профессиональных ассоциаций. В Ростове до сих пор нет каких-то профорганизаций, позволяющих осуществлять саморегулирование деятельности консалтеров».
Эксперты предполагают, что появление саморегулируемых организаций, которое может произойти через несколько лет, будет способствовать вытеснению с рынка небольших игроков: это объясняется довольно большим финансовым порогом вступления в подобное объединение.
Эксперты отмечают, что наиболее активно последние 2-3 года растет спрос на услуги консалтинга в сфере управления и организации бизнес-процессов. Эксперты связывают этот рост с динамикой развития экономики в целом и ростовских компаний в частности. По словам Олега Проскурина, повышение спроса также вызвано увеличением активности в сфере банковского кредитования, брокерских услуг и т.п. «Предприятия в большинстве сфер экономики достигли того уровня, когда просто ценовая конкуренция или принцип «задавить массой» уже не работает, – считает Татьяна Бурмистенко. – На высококонкурентных рынках компании осознают необходимость в современных рыночных механизмах и привлечении профессионалов со стороны».
Все реже консультанты сталкиваются с тем, что их услуги воспринимаются как «модная, но непонятная игрушка». Как считает управляющий партнер компании «Ключевой фактор» вячеслав богуславский, растет культура потребления консалтинговых услуг: «Консультантам все реже приходится объяснять, чем может помочь бизнесу консультант по управлению, и какие выгоды может принести его взаимодействие с компанией. Собственники хорошо понимают, что управление бизнесом – профессиональный вид деятельности и помочь его эффективной «отладке» могут специалисты именно в этой области». Эксперты отмечают, что все чаще за управленческим консалтингом начинают обращаться предприятия малого и среднего бизнеса.
Практически все опрошенные игроки рынка отмечают, что увеличивается избирательность клиентов, а их запросы становятся еще и более квалифицированными и глубокими. Как отмечает Татьяна Бурмистенко, клиенты сегодня умеют определить задачи и зачастую даже способны сами правильно диагностировать свою проблему. Кроме того, по словам директора компании «Максима» ИННЫ РАКИТИНОЙ, в последнее время заказчики все чаще ставят условие: консультант не просто должен предлагать решение проблем, но и нести ответственность за свои рекомендации. Как считают эксперты, это желание вполне оправданно: на этапе формирования рынка непрофессиональные консультанты успели подмочить репутацию этой сфере бизнес-услуг в Ростове. Кроме того, сейчас, по утверждению экспертов, многие до сих пор работают с давно известными и устаревшими технологиями, в лучшем случае подгоняя их под нужны конкретной компании-клиента. По мнению собеседников «ДК», это консалтинг не развития, а скорее функционирования.
По мнению экспертов, сегодня, для того чтобы стать игроком рынка консалтинговых услуг, можно обойтись и без первоначальных вложений. «Главные инвестиции – это собственные знания, – делится Татьяна Бурмистенко. – Есть консультанты, которые даже ИП не открывают. Например, у человека есть образование и опыт работы в крупных и не крупных компаниях за плечами, и он, сидя дома за компьютером, профессионально консультирует предприятия. Таких немного, но они на ростовском рынке есть».
Большинство консалтинговых компаний в Ростове создаются самими консультантами. По словам Инны Ракитиной, как правило, это 1-2 профессионала в сфере консалтинга, которые образуют вокруг себя костяк специалистов и самостоятельно их обучают. «Местные компании можно разделить на 2 блока. Первый – это компании численностью от трех до десяти человек. Как правило, они образованы 2-3 профессионалами и оказывают консалтинговые услуги начального уровня. Второй блок – это достаточно крупные местные компании, которые состоят от 25 человек и выше. Их немного в городе, и их штат уже позволяет оказывать серьезные услуги, например, в области управления», – делится наблюдениями Антон Иванов.
Татьяна Бурмистенко: «Проблема кадров очень актуальна. Профессиональных консультантов приходится искать днем с огнем или выращивать самим». Дефицит кадров тормозит рост рынка и развитие узкоспециализированных компаний. По словам консультант-партнера компании «Ключевой фактор» ГАРНИКА КОЧАРЯНА, при достаточно высоком потенциальном спросе на управленческий консалтинг компаний, которые бы специализировались только в этой области, не так много: «Узкоспециализированных консалтинговых компаний, которые бы занимались только управленческим консультированием, на рынке гораздо меньше, чем остальных. С одной стороны, не так много самих управленческих консультантов: управленческое консультирование достаточно сложный и специфичный вид консалтинга. Да и готовят их пока только в Школе консультантов по управлению в Академии народного хозяйства при правительстве России. Поэтому профессиональных управленческих консультантов гораздо меньше, чем, например, бизнес-тренеров. Причем не только в Ростове, но и в России в целом».
С г-ном Кочаряном согласен и Антон Иванов. Он считает: несмотря на то что многие заявляют в перечне своих услуг управленческий консалтинг, в этом сегменте сегодня реально работают не более 3-5 крупных компаний. По его мнению, это также связано с недостатком профессионалов. По оценке Гарника Кочаряна, ежегодно на российском рынке труда появляется не больше 30-40 управленческих консультантов, получивших профильное образование.
Большинство консалтинговых компаний не считают необходимым тратить средства на свое продвижение. Основными средствами привлечения новых клиентов у ростовских консультантов остаются рекомендации постоянных клиентов, «сарафанное радио», размещение информации о своих услугах на собственных сайтах и материалы с экспертными комментариями в деловой прессе. От прямой рекламы, утверждают игроки рынка, эффекта не будет: в Ростове для консультантов куда более полезны рекомендации.
«Консалтинговые услуги в последнее 2 года все более усложняются, как и сам бизнес», – считает Антон Иванов. По его словам, переход на более качественный уровень оказания услуг связан с медленным, но верным увеличением количества профессионалов, работающих на рынке. По мнению г-на Иванова проблема сегодняшнего дефицита кадров будет решаться в ближайшие годы за счет сотрудничества ростовских компаний с крупными федеральными и международными консалтинговыми группами. «У местных игроков при таком партнерстве будет возможность обучаться у международных компаний. Выполняя подрядные работы, получать практический опыт и расширять спектр своих профессиональных инструментов. Например, у нас в большинстве случаев заказчик, инвестировав в проекты в Ростовской области, прибегает к помощи иностранных компаний, а ростовские – работают на подряде, выполняя на местном рынке определенную часть работ». Пока же дефицит кадров является основным сдерживающим фактором для роста рынка кадровых услуг.
Олег Проскурин предполагает, что в ближайшие годы ростовский рынок консалтинговых услуг будет развиваться по пути укрупнения, а также кооперации и сотрудничества компаний. По мнению г-на Проскурина, появление крупных лидеров на рынке будет способствовать саморегулированию консалтинговых компаний: в Ростове появятся профессиональные объединения.
Эксперты прогнозируют, что присутствие на рынке федеральных и международных компаний усилится по мере развития бизнеса в Ростовской области, увеличения спроса и платежеспособности местных бизнесменов. «Пока что единицы представителей бизнеса могут себе позволить услуги крупных международных компаний, – отмечает Гарник Кочарян. – Обращаться к иностранным специалистам целесообразно в том случае, если компания выходит на международный рынок и ей необходимо получить, например, сертификацию – тогда лучше, если это сделает компания, которая этим постоянно занимается».
По мнению Инны Ракитиной, будущее – за оказанием проектных работ на рынке. С ней согласны опрошенные эксперты, которые тоже в последнее время стремятся к комплексному обслуживаю клиентов, внедряя свои рекомендации совместно с руководством компании. «На западе в режиме проектного консалтинга работают не только консалтинговые компании. Это сейчас наиболее распространенный режим работы», – делится Инна Ракитина. Подобные услуги занимают продолжительное время, требуют больших ресурсных затрат и стоят в десятки раз дороже, чем классические услуги консалтеров, однако намного эффективнее последних. Но эксперты отмечают, что спрос и платежеспособность неуклонно растут, следовательно рынок продолжит развитие.