Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Обзор ДК: Центры бизнес-образования

Денис Войтышенко лицензиат компании LMI Анна Воронина руководитель краткосрочных и корпоративных программ обучения Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Марина Гармаш Директор тренин

Ростовский рынок бизнес-образования пока далек от насыщения и продолжает развиваться. Противостоя усиливающейся экспансии федеральных и транснациональных компаний, местные игроки уходят в более узкую специализацию. Традиционно высоким в Ростове остается спрос на тренинги в сфере продаж — именно в этом сегменте местные специалисты ни в чем не уступают по уровню профессионализма столичным звездам. эксперты

Денис Войтышенко
лицензиат компании LMI
Анна Воронина
руководитель краткосрочных и корпоративных программ обучения Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС
Марина Гармаш
Директор тренинговой компании «БизнесМАГ»
Максим Горбачев
тренер-консультант
Александр Гусев
директор ростовского филиала «Московской академии предпринимательства»
Николай Димитриади
учредитель компании «Тренинг-Центр»
Михаил Жванко
директор ростовского филиала Бизнес-школы «Эксперт»
Елена Коновалова
директор компании «Стратегия успеха»
Александр Костин
руководитель «Учебно-тренингового центра «Аякс»
Андрей Лысенко
директор по управлению человеческими ресурсами ГК «Регата»
Мария Островская
директор компании «Human Factors Юг»
Елена Рачицкая
директор Центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров факультета Коммерции и маркетинга РГЭУ «РИНХ»
Дмитрий Ткаченко
тренер-консультант 

Кто лидирует на рынке бизнес-образования в Ростове?
Почему среди ростовских тренеров и преподавателей много непрофессионалов?
Как изменяется структура спроса на услуги центров бизнес-образования?

В последние два года количество игроков на ростовском рынке бизнес-образования неуклонно растет. Это происходит за счет появления компаний, занимающихся краткосрочным обучением — как местных, так и федеральных. По мнению экспертов, наиболее заметным в этом году стал приход в Ростов двух московских тренинговых компаний с партнерами из США и Великобритании: Human Factors и «Мэйстрим». Местные игроки, в свою очередь, ведут экспансию в соседние регионы — Краснодар, Волгоград, Ставрополь.

В целом, как считают аналитики, компаний, профессионально оказывающих услуги бизнес-образования в Ростове, не более 30. Примерный объем рынка за 2006 г., по подсчетам «ДК», составил 60-75 млн руб. По мнению экспертов, ростовский рынок бизнес-образования растет в среднем на 60% ежегодно.

На рынке лидируют компании, привлекающие тренеров со стороны

Лидерами в секторе долгосрочного образования традиционно остаются центры переподготовки и дополнительного профобразования при крупных вузах: Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также отделение повышения квалификации и переподготовки кадров при РГЭУ «РИНХ». Заметными федеральными игроками на местном рынке экспертов называют «Ростов-ЛИНК» и «Русскую Школу Управления». В сегменте краткосрочных программ лидируют Бизнес-школа «Эксперт» и Учебный центр «Южной Софтверной Компании». Выручка этих двух компаний от образовательных услуг в последние годы превышает аналогичные показатели других операторов в несколько раз.

Крупные федеральные бизнес-школы, именитые тренеры и преподаватели давно работают на местном рынке не только через посредничество компаний-провайдеров, но и выходят напрямую на крупных местных заказчиков. «Мы работаем в регионах в основном через провайдеров. Но в Ростове у нас много компаний-партнеров, которые сами часто привлекают для внутрикорпоративного обучения наших преподавателей», — отмечает руководитель краткосрочных и корпоративных программ обучения Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС АННА ВОРОНИНА.

По мнению экспертов, несмотря на то, что становление рынка — уже пройденный этап, на нем с каждым годом появляются новые компании, предлагающие кратко- срочное обучение, но не позиционирующие себя как центры бизнес-образования. К примеру, некоторые включают тренинги в свои сопутствующие услуги. Кроме того, по словам руководителя филиала Бизнес-школы «Эксперт», МИХАИЛА ЖВАНКО, на рынке работает очень много преподавателей и тренеров в качестве фрилансеров, чью деятельность отследить невозможно. Как предполагает директор компании «Human Factors Юг» МАРИЯ ОСТРОВСКАЯ, таких сегодня на ростовском рынке работает не менее 50.

По наблюдениям тренера-консультанта ДМИТРИЯ ТКАЧЕНКО, ростовский рынок бизнес-образования делится на три традиционных ценовых сегмента: «Эконом-класс — услуги преподавателей и тренеров без имени и реального опыта, тех же «бродячих» психологов. Цена вопроса не превышает $200 за тренинговый день. Мидл-класс — занятия, проводимые местными квалифицированными тренерами. Цена — чаще всего $1000 за день. Премиум-класс — это уже привозимые столичные звезды, которые обойдутся заказчику в сумму от $2000 за день».

Крупные местные компании, для которых постоянное образование своих сотрудников имеет большое значение, предпочитают нанимать штатных тренеров или создавать целые внутрикорпоративные центры обучения. Тенденция к организации централизованных внутрикорпоративных центров, по словам Михаила Жванко, стала наиболее массово проявляться примерно полтора года назад. Так поступили «Ростсельмаш», «Росгосстрах-Юг», «Эмпилс», «Донской табак», «Регата», «В 2-х шагах» и др.

«Помимо экономической выгоды, собст- венные центры обучения дают возможность оперативно адаптировать программу тренингов под меняющиеся нужды компании, — отмечает директор по управлению человеческими ресурсами ГК «Регата» АНДРЕЙ ЛЫСЕНКО. — Кроме того, наличие штатных тренеров позволяет контролировать соблюдение качества образования и его корпоративных стандартов. Но для обучения топ-менеджеров и редких специалистов мы все же прибегаем к услугам именитых московских специалистов».

По словам собеседников «ДК», наибольшим спросом в последние годы у ростовских заказчиков пользуется образование для специалистов, работающих в сфере продаж. «Во все времена номером один в списке краткосрочных программ обучения будет тренинг продаж», — уверен Дмитрий Ткаченко. Михаил Жванко объясняет это спецификой донского бизнеса: «Наш город, главным образом, торговый, поэтому все программы обучения, связанные с продажами, будут всегда иметь повышенный спрос». На втором месте по популярности — общий менеджмент и командообразование. В сфере долгосрочного образования растет спрос на МВА, выпускники которого начинают котироваться на рынке труда.

В Ростове появились свои звездные тренеры

Средний возраст большинства укрепившихся на рынке образовательных центров — пять лет. При этом большинство из них были созданы самими преподавателями и тренерами. Исключение, пожалуй, составляют провайдеры, оказывающие посреднические услуги.

По наблюдениям большинства экспертов, ростовские тренеры — преимущественно бывшие психологи и психотерапевты. Директор тренинговой компании «БизнесМАГ» МАРИНА ГАРМАШ объясняет это тем, что многие ростовские игроки начинали свой путь с рекрутингового бизнеса. «В Ростове традиционно все услуги, связанные с персоналом, оказывают психологи по образованию. Безусловно, психологическая подготовка облегчает работу тренерам и преподавателям, позволяя выявлять скрытые мотивы, руководящие человеком. Но для бизнес-преподавания необходимо пройти специализированное обучение», — добавляет она.

Мария Островская рассказывает, что, выходя на ростовский рынок в начале 2007 года, компания «Human Factors Юг» столкнулась с проблемами при наборе тренеров в штат. «Большинство фрилансеров в целом отвечают многим требованиям, но при этом их опыт крайне мало ориентирован на бизнес. Многие тренеры — в прошлом психологи и продолжают ими оставаться, подменяя бизнес-тренинги тренингами личностного роста. Для наших клиентов, руководителей и продавцов, важно, чтобы преподаватель знал бизнес-среду, понимал, что такое бизнес-цели, стратегия, конкурентные преимущества, прибыль. Поэтому нам пришлось заняться вплотную их обучением». Это мнение разделяет и тренер-консультант МАКСИМ ГОРБАЧЕВ: «На рынке существует большое количество «бродячих» психологов, которые выдают тренинги по НЛП за тренинги по продажам, изменив в программе курса слово «человек» на слово «покупатель». «Психологи-фрилансеры проводят, что умеют. После таких тренингов продаж продавцы прекрасно «зеркалят» позы и подстраиваются под покупателя, но пасуют при первом же возражении», — добавляет Дмитрий Ткаченко.

По предположениям Марии Островской, нехватка кадров отчасти связана с тем, что в Ростове нет инфраструктуры, где бы сами тренеры получали профессиональное образование.

Руководитель учебно-тренингового центра «Аякс» АЛЕКСАНДР КОСТИН отмечает, что на рынке наблюдается кадровый голод. «У нас работает шесть штатных тренеров, получивших то же образование, что и многие московские специалисты. Они ездят на стажировки за рубеж. Я бы с удовольствием пригласил бы еще 3-4 толковых тренеров в штат, но взять их на местном рынке практически неоткуда».

Учредитель и консультант компании «Тренинг-Центр» НИКОЛАЙ ДИМИТРИАДИ считает, что кадровая проблема — основная, если компания собирается выйти на рынок: «Средний конкурентоспособный специалист должен стоить около $50000 в год. Его стоимость должна окупаться за счет приносимого им дохода. Этот специалист должен проводить около 100 тренинг-дней в год и приносить соответствующий доход компании. Естественно, для этого компания должна иметь достаточную долю рынка. А это не так просто», — отмечает он.

Несмотря на проблемы с кадрами, на ростовском рынке в последние годы появились общероссийские звезды. Так, например, тренеры компании «Тренинг-центр» в последние годы продают свои услуги, в основном, Москве и Санкт-Петербургу. А тренеры-консультанты Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко, по рейтингу журнала «SALES BUSINESS/Продажи», который проводился в начале 2006 года на основе опроса бизнес-сообщества и тренеров, вошли в десятку лучших в России. Сегодня они работают не только в соседних регионах, но и в Москве, участвуя в совместных программах с общероссийскими гуру. Среди их клиентов такие компании, как Siemens mobile Russia, «Газпром», «Олма-пресс».

По словам Максима Горбачева и Дмитрия Ткаченко, большую роль в продвижении их услуг сыграли статьи, публикуемые в авторитетных столичных журналах, а затем совместно написанный бестселлер «О.Т.К.АТ. — Особая Техника Клиентской Аттракции». «Эта книга — первый и единственный учебник по откатингу — по рейтингу майского «Книжного обозрения» оказалась на третьем месте по объему продаж среди всей деловой литературы. За десять месяцев продано уже три тиража», — рассказывает Дмитрий Ткаченко.

Федеральная экспансия продолжится

Активно открывать свои представительства московские и транснациональные образовательные компании стали в течение двух последних лет. По словам местных игроков рынка, значительного обострения конкуренции в связи с этим не наблюдается, поскольку местный рынок пока ненасыщен. Эксперты оценивают долю рынка москвичей и питерцев в 10-20%. Однако сказать, что приход «варягов» никакого влияния на региональный рынок не оказывает, собеседники «ДК» тоже не берутся. «Москвичи, выходя на наш рынок, все же популяризируют услуги бизнес-образования, стимулируют спрос. Например, повторные тренинги часто после москвичей проводим мы», — сообщает Александр Костин. А директор компании «Стратегия успеха» ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА отмечает: «Приход столичных и западных компаний стимулирует развитие ростовского рынка в целом. Местных специалистов сложившаяся ситуация стимулирует на повышение своего профессио- нального уровня и улучшение качества предоставляемых услуг».

С приходом «федералов», как отмечают эксперты, цены на услуги местных игроков стали расти. По мнению некоторых собеседников «ДК», это связано с тем, что москвичи немного подняли верхнюю планку стоимости образовательных услуг в регионе. Как считает Николай Димитриади, за последний год уровень стоимости тренинга дня вырос на 80-100%. По его словам, рост цен связан не столько с приходом на ростовский рынок «федералов», сколько в целом с ростом спроса на рынке.

Однако все же разница в цене услуг сохраняется и, по мнению Михаила Жванко, более низкая стоимость услуги — одно из главных преимуществ, которое могут противопоставить ростовчане экспансии крупных столичных и западных компаний. «Стоимость услуг локальных игроков иногда является объективно ниже, поскольку здесь нет транспортных расходов, оплаты за проживание преподавателей и тренеров и т.д.», — замечает г-н Жванко. По его словам, также ростовчане имеют возможность проводить более тщательную предтренинговую диагностику и браться за долгосрочное сопровождение компании после проведения обучения. С ним согласен и Александр Костин: «Основным нашим конкурентным преимуществом всегда будет географическая близость, которая позволяет нам оказывать дополнительные услуги куда более качественно, чем иногородним компаниям».

Эксперты предсказывают, что экспансия москвичей будет нарастать, особенно в сфере краткосрочного обучения. Но не обязательно за счет открытия представительств и филиалов. Многие крупные бизнес-школы, оказывающие услуги долгосрочного обучения, к такой географической экспансии и вовсе не стремятся. «Очень сложно будет гарантировать высокие стандарты качества при такой политике. Преподавательский состав, который обеспечивает это качество, нам необходимо постоянно обучать, в том числе за рубежом. Из регионов это будет делать сложно. Кроме того, кадровый ресурс не резиновый, и хороших преподавателей не так много, как хотелось бы. Между тем спрос со стороны регионов на наше образование вырос за последний год в два раза», — объясняет Анна Воронина. А директор ростовского филиала «Московской академии предпринимательства» АЛЕКСАНДР ГУСЕВ отмечает, что спрос на долгосрочное образование растет не так стремительно, как на краткосрочное. По оценке г-на Гусева, его рост составляет около 8-10% ежегодно. «Мы, принимая решение о выходе на ростовский рынок, руководствовались как раз тем, что московские бизнес-школы не торопятся географически быть ближе к регионам. Мы сделали обучение таким же, как в Москве, получив аккредитацию, но в 3-4 раза дешевле. При этом рассчитывали на большое количество корпоративных клиентов, но их доля сегодня среди обучающихся у нас за год работы не превысила 10 % вместо ожидаемых 30%», — поделился он.

Будущее рынка за узкой специализацией компаний

По мнению Марии Островской, спрос на качественные услуги бизнес-образования в ближайшие годы будет превышать предложение со стороны как крупных компаний, так и со стороны средних фирм. Кроме того, бизнес-образованием будут интересоваться и продвинутые руководители малого бизнеса.

Эксперты отмечают, что с развитием рынка образовательные программы становятся все более приближенными к реалиям бизнеса. Директор Центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров факультета Коммерции и маркетинга РГЭУ «РИНХ» Елена Рачицкая прогнозирует: «Увеличится востребованность тренеров и преподавателей с практическим опытом. Причем это характерно как для рынка краткосрочного образования, так и долгосрочного».

Эксперты прогнозируют дальнейшую сегментацию образовательных программ. «Если раньше была просто программа по разработке систем продаж или систем мотивации, то сегодня разрабатываются узкоспециализированные тренинги по этому направлению: например, продажа банковских услуг, разработка систем мотивации персонала розничной торговли и т.д.», — считает Михаил Жванко. С ним согласны и другие эксперты. «Время тренеров и компаний, продающих все — от командообразования и публичных выступлений до мерчендайзинга — прошло, — утверждает Дмитрий Ткаченко. — Поэтому основным направлением развития рынка будет узкая специализация». Лицензированный коуч компании LMI ДЕНИС ВОЙТЫШЕНКО также считает, что небольшие местные компании смогут противопоставить «федералам» узкую специализацию в то время, как крупные игроки рынка будут предлагать комплексный подход к клиентам и широкую линейку услуг.

Александр Костин связывает тенденцию к специализации с ежегодным ростом уровня образования целевой аудитории и с развитием внутреннего обучения в компаниях. Поэтому на базовые обучающие программы спрос будет постепенно снижаться. Как предполагают многие эксперты, рынок будет развиваться, благодаря корпоративному обучению. «Уже сейчас наблюдается тенденция к увеличению доли корпоративных тренингов. Компании начинают стремиться к образованию, ориентированному на решение текущих бизнес-задач», — отмечает Максим Горбачев.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.