Нужно ли реанимировать убыточный бизнес? Рецепт лечения
И действительно, нужно ли? Однозначного ответа нет. Первым делом необходимо определить причины убыточности и понять, как они влияют на состояние компании.
Илья Балахнин, эксперт программы «Бизнес класс»:
— Среди таких причин могут быть относительная убыточность, неэффективный тип бизнес-модели, неверная оценка трудозатрат персонала и себестоимости продукции, ошибочные инвестиционные решения, а также неумение просчитать экономику роста бизнеса.
Относительная убыточность
Бывает, что компания растет — увеличивается прибыль, расширяется география охвата, появляются постоянные клиенты — а фирма почему-то остается в убытке. Такой парадокс во многом связан с относительным ростом бизнеса по отношению к темпам развития рынка. Предприятие активно укрепляет свои позиции на игровом поле, но всё равно не успевает за скоростью роста экономики. Ошибка, скорее всего, была совершена при расчете финансовой модели. Необходимо вернуться к этому этапу и проанализировать все показатели: что могло пойти не так.
Неэффективный тип бизнес-модели
Неверно составленная бизнес-модель также может стать причиной убыточности компании. По классической концепции А. Остервальдера и И. Пинье, бизнес-модель любой компании состоит из девяти блоков:
- ключевые ресурсы;
- виды деятельности;
- партнеры;
- ценностные предложения;
- каналы сбыта;
- взаимоотношения с клиентами;
- потребительские сегменты;
- потоки доходов и структуры издержек.
Все эти блоки должны гармонично взаимодействовать в рамках одного типа бизнес-модели. Всего выделяется три вида в зависимости от источника прибыли: ориентированная на клиентов, на инновации или на инфраструктуру.
Три типа бизнес-модели могут одновременно существовать в одной компании, но желательно их разделять, чтобы бизнес был максимально эффективным. Девять блоков либо приводятся к одному типу, либо само предприятие разделяется на несколько фирм с основной ориентацией на источник дохода (клиент, инновации или инфраструктура). Такой подход повысит устойчивость бизнеса и снизит риски оказаться за бортом.
Неверная оценка трудозатрат персонала и себестоимости продукции
Все продукты и сервисы можно разделить на три группы: «мозги» — тип, при котором требуется большое количество высокооплачиваемого персонала; «опыт» — необходим труд сотрудников среднего звена; «руки» — товары, которые клиент мог бы произвести и сам (например, спички), но в силу разделения труда ему выгоднее приобретать их в магазине или у другого поставщика. Последний тип требует большого количества низкооплачиваемого персонала.
Несоответствие себестоимости продуктов и количества сотрудников того или иного уровня оплаты создает убыточность. Большая часть персонала либо получает неадекватно высокую зарплату, либо выполняет низкоквалифицированную работу, хотя их труд на рынке мог бы продаваться по более высокой ставке.
Неумение просчитать экономику роста бизнеса
Компания должна постоянно развиваться и ставить себе новые цели. На старте предприниматели часто уделяют пристальное внимание выживанию фирмы, но не задумываются о неизбежном масштабировании. Неумение правильно просчитать экономику роста бизнеса может послужить причиной убыточности. Здесь помогает формула прибыли, которую мы подробно рассматриваем в программе «Бизнес класс» от Сбербанка и Google. Формула помогает оценить уровень доходности и инвестиционную привлекательность бизнеса. Расчеты позволяют определить положение компании на рынке и точки для ее дальнейшего роста.
Зачастую убыточные предприятия совершают похожие ошибки, которые легко заметить с помощью расчета формулы: не используют все возможности для получения прибыли, не получают максимальную выручку с клиента, не задействуют свои активы в полном объеме, не управляют себестоимостью товара. Главное правильно определить, по какому направлению компания несет убытки, и разработать план антикризисных действий.
Ошибочные инвестиционные решения
Убыточность компании также может быть связана с плохо продуманными инвестициями в те элементы финансовой модели, которые не способны обеспечить высокую прибыль. Например, если уровень рентабельности настолько низок, что сравним с доходом от среднебанковского процента, то лучше попытаться высвободить капитал и средства на счета банков. Такой подход позволит минимизировать убытки и спасти оставшиеся средства.
Рецепт излечения убыточного бизнеса
-
Продумайте бизнес-модель для своей компании и определите ее тип ориентации по источнику дохода (клиент, инфраструктура или инновации);
-
Оцените себестоимость товаров и услуг, и, исходя из этого, подберите персонал с соответствующей квалификацией;
-
Рассчитайте формулу прибыли своего предприятия и определите точки роста компании;
-
Оцените свои инвестиции в бизнес, приносят ли они прибыль. Если польза меньше дохода от банковского процента, то стоит высвободить капитал и перевести на счет в банке.
Убыточный бизнес не всегда обречен на провал. Ухудшение ситуации говорит о том, что действующая стратегия не работает и нужно искать другие подходы для получения прибыли. Заметив первые признаки угасания фирмы, важно не пускать все на самотек, а немедленно начинать действовать.