«На лугу пасутся ко...»: как строитель из Ростова создал козью ферму
Айтишник, строитель, козовод – такой путь с крутыми виражами преодолел ростовский предприниматель Юрий Панченко чуть более чем за пятнадцать лет.
В конце двухтысячных у него была фирма, занимающаяся гидроизоляцией и ремонтом бетона, но в 2012 году дело пришлось свернуть — повлиял кризис. В тот период Юрий Панченко задумался, в какое направление вложить оставшиеся от строительной фирмы 10 млн рублей. И остановился на производстве козьего молока. Весной 2014 года была готова первая партия пастеризованного молока на продажу. Сначала Панченко разносил продукт сам, продавая его разным торговым точкам. Таких набралось около 50 штук.
Десяти миллионов на развитие бизнеса не хватило. Пришлось в разное время привлекать кредитные средства — сначала Юрий Панченко взял в Центр-Инвесте 1,6 млн рублей на стартап, затем на дальнейшие нужды фермы 3 млн и 800 тысяч рублей. Также помогли и правительственные субсидии и гранты.
И только год назад, в марте 2017 года, козья ферма стала безубыточным производством. Растущий оборот Панченко наблюдает из года в год. В 2015 году он составил 2 млн рублей, в 2016 году — 4 млн рублей, а в 2017 году уже 7 млн рублей. И в текущем году ожидается цифра не меньше.
Юрий Панченко остановился на козьей ферме как на пустой нише. Не было серьёзной конкуренции. Он начал вникать в этот бизнес, чему помогло обучение в Московской академии народного хозяйства.
— Когда я зашёл на рынок козьего молока, — рассказал он, — оказалось, что либо им торгуют бабушки, но оно сырое и не внушает доверия, либо оно ультрапастеризованное со сроком хранения полгода. Но в этом случае полезные свойства молока теряются, и его называют «белая вода». В отличие же от него натуральное пастеризованное козье молоко с коротким сроком хранения сохраняет полезные целебные свойства. Оно полезно детям, а также тем, у кого аллергия на лактозу. Поэтому хотелось дать возможность людям покупать козье молоко не только у бабушек на рынке, но и в магазинах — изготовленное с соблюдением всех санитарных норм. Кроме того, качество молока было неоднократно отмечено на различных российских выставках.
А как сейчас с конкуренцией? Кто-то, возможно, вдохновился вашим примером?
— Насколько я знаю, последний год-два действительно стали активно открываться фермы, и народ стал заводить коз. Но в основном люди уходят в переработку — в сыры.
Это выгоднее, чем молоко?
— Я бы сказал, это проще с точки зрения реализации. Потому что сыры можно продать, например, в Москву. А Москва «съест» всё. Козий сыр, кстати, очень пользуется спросом. Я также планирую заняться переработкой. Сейчас у меня идёт подготовка площадки под мини-заводик, там же, в Родионово-Несветайском районе. Сам завод я уже приобрёл с помощью гранта и в скором времени планирую запустить переработку, думаю выйти на мощность до тонны в сутки. Но начать хочу с производства йогуртов.
Ламанча — так называется порода коз, и молоко также выпускается под этим названием. Сейчас на ферме Юрия Панченко в Родионово-Несветайском районе содержится около 160 дойных коз, не считая молодняка. Но он планирует увеличить эту цифру в 2,5 раза — до четырёхсот. Эта порода не так распространена, как, например, зааненская, но, говорят, что молоко ламанчи не имеет специфического запаха. Хотя Юрий Панченко утверждает, что при должном уходе молоко от любой козы не будет пахнуть.
Предприниматель планирует закупать животных за рубежом, так как Россия, по его словам, испытывает трудности с племенным поголовьем. Одна заграничная коза обойдется примерно в 700 евро. Питается поголовье натуральным кормом — сеном и зерновыми — ячменем, кукурузой. В тёплое время козочки свободно гуляют вокруг фермы под присмотром пастуха.
Каждая дойная коза сейчас даёт чуть меньше 2 литров в сутки. В донском Минсельхозе уточнили, что пол-литра пастеризованного молока от коз Юрия Панченко стоит 106 рублей.
Козы, по его словам, иногда не прочь выяснить отношения — у них есть внутренняя иерархия и периодически они борются за старшинство. Панченко считает коз очень умными животными, в отличие от баранов. Например, они могут выучить некий распорядок или последовательность действий. И благодарно реагируют на ласку — в том числе и удоями.
На ферме находятся также доярки, ветеринар и подсобные рабочие. По словам Юрия Панченко, подбирать персонал нужно тщательно — на козьей ферме должен быть опытный ветеринар или зоотехник.
— Основной персонал — это доярки, пастухи из села и ближайших населённых пунктов. А вот хорошие ветеринары — это сегодня большая проблема в животноводстве. Специалистов очень мало. Их и по коровам мало, а по козам, можно сказать, вообще нет. В бизнесе вообще самый сложный ресурс — люди. Этот вывод я сделал для себя очень давно.
Сейчас такое время, когда многие жалуются на трудности. Вы их ощущаете?
— Конечно. Огромный плюс в том, что я своё время угадал с выбором ниши. У меня было предчувствие, что сельское хозяйство должно начать развиваться. Это был, напомню, 2012 год. Но в последние несколько лет идёт большая поддержка государства — субсидии, гранты. Это действительно помогает.
С какими основными преградами вы сталкивались?
— Я бы не сказал, что есть именно преграды. Сознательно мне никто не мешал. Есть определённые проблемы с реализацией, но тут нужно заниматься брендом, маркетингом. Как раз думаю над этим, потому что до этого момента получалось развиваться практически без рекламы. Наверное, за счёт сарафанного радио.
У вас большой и разнообразный опыт в создании бизнеса. Может, стоит написать книгу по стартапу?
— Я иногда читаю соцсети, блоги, каналы ютуб и, может быть, и правда нужно стать более гибким и рассказать о том, что знаю я. Возможно, пока мне на это не хватило смелости. Хотя думаю, что это было бы интересно, почему бы и попробовать?
По данным Минсельхоза Ростовской области, поголовье коз на Дону составляет около 6200 голов козоматок, куда входит поголовье как пухового направления, так и молочного направления продуктивности.
Фото предоставлены Юрием Панченко