Подписаться
Курс ЦБ на 13.11
63,80
70,42
Деловой квартал / Новости / Местный ритейл готовится к натиску федералов

Местный ритейл готовится к натиску федералов

03:00   18.12.2006

Готовясь к новой волне экспансии конкурентов из других регионов, ростовские ритейлеры рассчитывают только на себя. Почти никто из них не ждет поддержки властей и не верит в силу объединений в пр

В уходящем году на ростовском рынке продуктового ритейла было временное затишье. Из-за отсутствия подходящих торговых площадей федеральные сети отложили экспансию в донской регион. Конкуренция обост-рится, когда будет завершено строительство новых торговых центров. Местные игроки уверены, что к тому времени успеют усовершенствовать или перепрофилировать свой бизнес.

Готовясь к новой волне экспансии конкурентов из других регионов, ростовские ритейлеры рассчитывают только на себя. Почти никто из них не ждет поддержки властей и не верит в силу объединений в профессиональные пулы. Каждый самостоятельно разрабатывает стратегию дальнейшего развития, ищет никем не освоенные ниши, внедряет передовые маркетинговые технологии. Один из местных игроков противостояние с крупными сетями описал с помощью африканской притчи: «Носорог тяжелый и плохо видит. Когда он бежит по саванне, то способен затоптать огромное количество мелких животных. Но это не его проблемы. Это проблемы мелких животных».

Федеральные ритейлеры ждут, когда им построят ТЦ

Ростовчане оставляют в розничной торговле более 75% своих доходов, причем в абсолютных цифрах эти траты ежегодно растут в среднем на 6-7%. По данным комитета по торговле городской админист­рации, за эти деньги борются 19 супер- и гипермаркетов. За год этот формат пополнился двумя новыми игроками: первые свои супермаркеты открыли компании «Мега-Дон» и «Алекс Плюс». Первая обосновалась на месте универсама «Арарат», вторая на площади Труженников. А столичный «Перекресток» за год увеличил ростовскую сеть с трех до пяти магазинов. Других изменений в этом сегменте не происходило.

Куда более активно развивались сети дискаунтеров и «магазинов у дома». Краснодарский «Магнит» в 2006 г. открыл не менее десяти новых торговых точек, а их общее число превысило сотню (в компании «Тандер», владеющей сетью, информацию о количестве магазинов в конкретном городе считают конфиденциальной. прим. ред.). Крупнейшие ростовские сети тоже выросли: «Империя продуктов» увеличила число своих «магазинов у дома» с 50 до 62, «В 2 шагах» с 30 до 40.

В Управлении потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области отмечают повышение доли малого бизнеса в структуре розничной торговли, хотя предыдущие четыре года этот показатель снижался. Но участники рынка не считают, что тренд изменился. По их словам, некоторые крупные ритейлеры (например, «ОКей») представляют собой совокупность различных ИЧП, ООО и т.д., что позволяет им минимизировать налоги.

ДМИТРИЙ ГОВОРОВ, финансовый директор Объединения работодателей малого и среднего бизнеса, утверждает: «По нашим наблюдениям, крупные розничные сети распределили между собой половину продуктового товарооборота. В прошлом году закрылось не менее четверти мелких магазинчиков и ларьков. В этом году их уход существенно замедлился, но не остановился».

Мелкие местные игроки не уходят с рынка былыми темпами, вследствие того что экспансия крупных конкурентов из других регионов приостановилась. Им пока просто негде открываться в городе нет подходящих площадей. Однако новая, еще более мощная, чем в 2005 г., волна экспансии инорегионального и международного ритейла не за горами. ВЛАДИМИР БОРОДАЙ, заместитель директора городского Департамента экономики: «Сейчас объявлено о строительстве не менее полутора десятков торговых и торгово-развлекательных центров. В них или рядом с ними обязательно появятся продуктовые крупноформатные магазины».

Крупных федеральных и иностранных ритейлеров в Ростов привлекает относительно низкая конкуренция. Хотя обеспеченность населения торговой площадью (сейчас на 1 тыс. ростовчан приходится 435 кв. м) вдвое превышает рекоменду­емые нормативы, Ростову все равно далеко до Москвы и западных стран: в столице нормативы превышены уже почти в пять раз, а в Европе в десятки.

В ближайший год-два в Ростове откроются екатеринбургский «Купец», столичный «Седьмой континент», французский «Ашан», второй гипермаркет питерской сети «ОКей». Но не все инорегиональные­ игроки определились с дислокацией. Подыскивают себе место для вторых объек­тов «Метро» и «Рамстор». На место последнего в ТРЦ «Горизонт» претендует французская «Carrefour» второй по величине сетевой ритейлер в мире. Как стало известно из источников, близких к «Горизонту», сейчас с французами ведутся активные переговоры.

А компания «АгроторгРостов» уже год планирует открыть в Ростове 50 магазинов «Пятерочка», но пока не находит для этого площадей. По мнению экспертов, единст­венный выход в такой ситуации покупка кого-то из местных игроков. Но совладелец сети «Империя продуктов» АШОТ ХБЛИКЯН говорит, что ростовские сети не соответствуют стандартам «Пятерочки». К тому же крупные местные ритейлеры уверяют, что развиваются успешно, еще не исчерпали потенциал роста, а потому продаваться не собираются.

ВЛАДИМИР ЛИЩУК, директор фили­ала «Южный» ТД «Перекресток», ожидает прихода крупных мировых игроков не ранее, чем через три-четыре года. Но неизбежность их выхода заставляет активизироваться и российских ритейлеров, не желающих становиться мелкой рыбешкой для акул мирового ритейла. Сам «Перекресток» тоже не собирается останавливать свое агрессивное продвижение и уже в следующем году откроет не менее двух новых магазинов.

Малый бизнес ищет свое место под солнцем

Владимир Лищук уверен: без поддерж­ки властей мелким одиночным магазинам почти невозможно выжить в жесткой конкуренции с крупными сетями. Ростов­ские власти действительно обеспокоены тем, что приход крупного ритейла может вытеснить мелких предпринимателей из продуктового сектора. Именно этим, как уверяет Владимир Бородай, продиктована разработка, публичное обсуждение и принятие в сентябре этого года «Концепции развития торговли в Ростовской области до 2008 г.». Она должна создать режим наибольшего благоприятствования малому бизнесу, помочь в поиске нового места в донской экономике. Владимир Бородай называет три основных варианта развития: приобретение франшиз, уход в узкие сегменты потребительского рынка, создание общественных и профессиональных объединений, которые помогут не только­ оптимизировать расходы по развитию, логистике, учету и т.д., но и лоббировать интересы малого бизнеса в законодательных­ органах.

Дмитрий Говоров объясняет обеспокоенность властей тем, что сегмент малого ритейла выполняет существенную бюджетообразующую и социальную роль: «Ведь малый бизнес связан с другими сегментами тем же среднегрузовым транспортом, мелкими производителями колбасными, кондитерскими цехами и т.д. В основном это семейный бизнес, и в случае краха вся семья лишается средств к существованию. А это социальная бомба замедленного действия». АНЖЕЛА БАРХО, директор ООО «Елизавета», подтверждает эти слова своим примером: «Мои поставщики, в основном местные мелкие производители, в панике от того, что я закрываюсь. Войти в крупную сеть у них нет никаких шансов ни по стоимости «входного билета», ни по объемам­ производства. И остается им только­ один путь на рынок».

ЮРИЙ МУКОВОЗ, генеральный директор Центрального рынка, президент Ассоциации рынков Ростовской области, этому только рад. Он говорит, что для рынков продукция местных производителей и фермеров стала основным конкурентным преимуществом в противостоянии столичному ритейлу: «Мясо у нас только парное, овощи-фрукты почти все местные, за свежей рыбой идут только к нам. А цены ниже. За счет этого и держимся. Пока есть сельский товаропроизводитель, продовольственные рынки будут жить».

Городские и областные власти предпринимают немало усилий, чтобы обеспечить местным производителям достойную долю в крупных сетях. Сегодня она составляет около 30%. По результатам встреч, круглых столов, выездных совещаний, торговые сети уже снизили стоимость «входных билетов» для областных товаропроизводителей (например, «Перекресток» в пять раз за одно наименование молочной продукции) либо совсем отказались от практики их применения (гипермаркет «ОКей»).

Однако только директивных решений недостаточно. ГАЛИНА СЕВРЮКОВА, руководитель отдела продаж сети «Солнечный Круг»: «Мы и сами готовы увеличить в разы ассортимент местной продукции. Наш директор постоянно об этом говорит на всевозможных совещаниях в админист­рации. Но у нас есть свои стандарты ведения бизнеса: мы не можем оставить сеть без какого-то продукта из-за срыва графиков поставки, невыполнения объемов заказа, я уж не говорю о должной упаковке и расфасовке. А именно этим грешат малые производители».

Дмитрий Говоров видит выход из сложившейся ситуации в консолидации усилий: «Насильно помочь спастись одиночкам невозможно. Надо объединяться  создавать единый бренд, распределите­льные службы, сеть из мелких магазинов в альтернативу тому же «Магниту». И объединяться надо не только продавцам  интегрироваться с фермерами и малым производителем».

Пока в Ростове есть только один пример успешного взаимодействия ритейлеров  Ассоциация рынков Ростовской области. Юрий Муковоз уверен, что даже самые трудные вопросы сообща устранять всегда легче: «Мы вместе решаем проблемы получения преференций для малых предпринимателей, вопросы закупки и перевозки продуктов и, что греха таить, необоснованные проверки и поборы со стороны контролеров. Также выработываем единые цивилизованные стандарты торговли, которые позволят выстоять в конкурентной борьбе».

Но Дмитрий Говоров удручен: «Увы, сегодня наши господа собственники не могут поднять голову, чтобы осмотреться и определиться, с кем им объединяться, по каким критериям. Они все заняты и дейст­вуют в одиночку».

Местные ритейлеры расширяют зону присутствия и форматы

«Трудности противостояния крупного и мелкого ритейла пережили все развитые страны, говорит Владимир Лищук, и везде мелкий ритейл смог выжить и приспособиться. У них есть одно огромное преимущество, недоступное крупным игрокам. У «суперов» и «гиперов» есть технологии и стандарты, а у маленьких магазинчиков  индивидуальный подход к каждому покупателю и гибкость». С ним согласна Анжела Бархо, владелица двух небольших магазинов: «На Погодина мы работаем близко от «Империи продуктов», и я считаю, что у нас дела идут даже получше. Потому что нам очень легко сориентироваться в предпочтениях покупателей, мы быстро можем ввести новый товар небольшой партией и быстро свернуть его продажи, потому что при нашем прилавочном способе торговли легче получать обратную связь от покупателей. Тем более, что это, в основном, живущие рядом люди и за годы работы мы их уже знаем в лицо».

Однако свой второй магазин, напротив «Перекрестка», г-же Бархо сохранить не удалось. Он, по словам хозяйки, едва сводит концы с концами и перестал приносить прибыль. «Я собиралась делать здесь ремонт и расширять площадь и, соответст­венно, ассортимент, говорит Анжела Бархо. Но теперь, проанализировав, на какие объемы продаж я смогу рассчитывать с учетом соседства с «Перекрестком», я обдумываю два варианта: купить франшизу и перепрофилировать магазин либо сдать площадь в аренду».

Дмитрий Говоров тоже приводит неутешительные примеры: «Вы видите, что в Ростове массово открываются салоны «Евросети» и игровые клубы. Очень часто это и есть бывшие продуктовые магазинчики. Есть, конечно, вариант открыть новый бизнес кафе, например. Но тут же надо изюминку искать, и по вложениям не каждая розница потянет. А так  сдал в аренду, деньги каждый месяц получаешь, и голова не болит». Пока, по мнению г-на Говорова, самой успешной можно признать практику, когда кто-то начал скупать «прогоревших» соседей и создавать мини-сети из трех-пяти магазинчиков.

ВАДИМ РЫБАКОВ, директор по развитию компании «Алекс Плюс» (сеть «В 2 шагах»), говорит о том, что его фирме в условиях нарастающей конкуренции пришлось пересмотреть свои отношения с одиночными магазинами. В этом году «Алекс Плюс» продала свою первую франшизу в Ростове-на-Дону. «Франшизы федеральных ритейлеров стоят дорого и не каждый способен ее потянуть, говорит г-н Рыбаков. Тем более, что часто она продается одному представителю, который развивает сеть. Мы же готовы работать с одиночками и рассматривать индивидуальные условия. Мы подключим их к своей матрице поставок, дадим имя, которое хорошо известно и неплохо себя зарекомендовало, свою компьютерную программу. К тому же мы близко к нашим франчайзи и готовы оперативно решать проблемы».

Вадим Рыбаков не скрывает, что таким образом сеть надеется решить еще одну проблему: нехватку подходящих свободных площадей в городе. Эта проблема подтолкнула многих ростовских ритейлеров активно двинуться в регион. «В 2 шагах» открылись в Новочеркасске, Таганроге, Донецке, Миллерово и готовятся выйти в Усть-Донецк, Белую Калитву, Сальск и Азов. О своих планах по выходу в область в 2007-2008 гг. заявляет и «Империя продуктов». В область устремился и «Перекресток»  как сказал Владимир Лищук, по просьбе губернатора «не ограничиваться только Ростовом».

Ростовским сетевым игрокам стало тесно не только в рамках площадей, но и в рамках своих концепций. Свои первые полноценные супермаркеты открыли «Алекс Плюс» и «Мега-Дон». Причем, делая ставку на патриотизм местных жителей, владельцы «Империи Продуктов» возродили старое название магазина «Океан», памятное еще с советских времен. Владимир Лищук считает, что часто именно из-за патриотизма местных жителей удается выжить одиночным магазинам: «Местные игроки очень хорошо знают и понимают менталитет земляков. На юге, например, люди легко заводят разговор, любят поговорить «за жизнь», умеют делать и принимать комплименты. А в сетевых «гиперах» и «суперах» человек предоставлен сам себе».

ЭРНЕСТ ПИРЕВЕРДИЕВ, директор ООО «Тихий Дон», уверен, что иногородний игрок никогда не почувствует местные вкусы и привычки: «Они не знают, что у нас с чем едят и чем запивают. Им не объяснишь, что делать с такими традиционно ро­стовскими продуктами, как рыбец и шамайка. Поэтому ко мне всегда будут ехать со всего города».

Приверженность ростовчан традициям и привычкам придает игрокам уверенность в будущем, но это не повод останавливаться в развитии. «Не секрет, что часто люди идут даже туда, где дороже, ради удобства: не хотят бродить под дождем, например, или среди неопрятных прилавков, говорит Юрий Муковоз. Поэтому все рынки постепенно будут превращаться в современные торговые комплексы и центры. Мы, например, на Центральном рынке планируем построить мясной павильон по типу гипермаркета. Развиваться в сторону цивилизованных форм торговли жизненно необходимо».

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.