Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Медицина переходит в цифровой формат

Медицина переходит в цифровой формат
Иллюстрация: «Коммерсант Юг»

Региональное здравоохранение готовится к созданию единого цифрового контура и внедрению телемедицинских консультаций в практику.

Цифровая трансформация в здравоохранении была выбрана в качестве одной из главных тем стратегического бизнес-форума ИД «Коммерсантъ» в том числе потому, что внедрение информационных технологий в этой сфере в этом году обрело статус нацпроекта со всеми вытекающими обязательствами для регионального здравоохранения. Участники отраслевой сессии обсудили, какие изменения ждут государственные и частные медучреждения в ближайшее время, а также познакомились с возможностями различных телемедицинских сервисов.
 
Информатизация медицинской отрасли, стартовавшая на федеральном уровне в 2011 году, охватила все регионы и прошла несколько этапов. Ее технологической основой стала Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ), с которой должны интегрироваться медицинские информационные системы в регионах. К концу 2018 года запланировано подключение всех больниц к высокоскоростному интернету. По данным министерства здравоохранения Ростовской области, к ЕГИСЗ в регионе подключено 120 лечебных учреждений, до конца 2018 года к системе планируется подключить все 164. Как уточнил в своем выступлении заместитель министра здравоохранения Ростовской области Станислав Беседовский, в результате подключения к ЕГИСЗ будут обеспечены условия для работы электронной регистратуры, введены дистанционная запись пациента на прием к врачу, интегрированные электронные медкарты, выписка электронных больничных листов и исполнение ряда других функций.
 
В 2018 году новой задачей стало создание единого цифрового контура здравоохранения. Участники мероприятия интересовались перспективами подключения в ЕГИСЗ частных клиник, работающих в системе ОМС, в том числе в единый сервис записи, где будет храниться необходимая врачу информация о каждом пациенте: история обращений к врачам в других больницах, результаты анализов, снимки и т. д. Об этом сообщила начальник ГБУ РО «Медицинский информационно-аналитический центр» Анастасия Березина. Как выяснилось в ходе дискуссии, из-за отсутствия нормативных документов единый механизм в вопросе предоставления информации о пациентах от частных клиник к государственным пока не выработан. Основной проблемой выступает вопрос об идентификации пациентов в системе и защите персональных данных.Восполнить пробел планируется в ближайшее время.
До 2024 года в рамках выполнения указа президента №204 «О стратегических целях и задачах» региону предстоит погрузить все лечебные учреждения в единый цифровой контур,— отметил заместитель министра здравоохранения Ростовской области Станислав Беседовский. — Нам необходимо внедрить цифровые технологии как в обучение медицинского персонала, так и в консультации в форматах «врач — врач», «врач — пациент». Недавно мы получили письмо от Минздрава России, в котором говорится о создании дистанционного медицинского сегмента, который позволит соединить научные медцентры страны через телемедицинские консультации с региональными центрами третьего уровня — нашими областными клиническими больницами, перинатальными центрами.
Предоставление возможности проведения телемедицинских консультаций получило развитие благодаря закону, вступившему в силу с 2018 года. В Ростовской области плановые телемедицинские консультации в формате «врач — врач» были впервые проведены в октябре 2018 года медицинскими работниками ФГБУ РНИОИ Минздрава России с коллегами из Севастополя и Ставрополя. По результатам консультаций один пациент был госпитализирован в Ростовский онкоинститут. В отношении второго пациента для определения тактики лечения были запрошены результаты дополнительных  исследований. По словам заместителя генерального директора по информационным технологиям ФГБУ РНИОИ Минздрава России Олега Шарапова, опыт телемедицинских консультаций показал, что самым ценным является экономия не только времени, но и сил, и денежных средств пациента.
Благодаря внедрению телемедицины зачастую отпадает необходимость направления онкобольных для консультаций в другие медицинские организации, зачастую территориально удаленные, в явочном порядке, — добавил он.
Главный врач МБУЗ «Детская поликлиника №1 города Ростова-на-Дону» Владислав Ерофеев представил опыт информатизации медучреждения, которое в регионе стало своеобразным «полигоном» для апробации разных инноваций.
В нашей поликлинике осуществляется мультисервисное взаимодействие, то есть call-центр, голосовые роботы, сайт пациента, мобильное автоматизированное место врача и другие сегменты интегрированы между собой за счет цифровых технологий. Введение электронной медкарты, биометрической идентификации клиента позволило существенно сэкономить время как сотрудников, так и пациентов. В результате мы получаем не только автоматизацию многих процессов, сокращение трудовых и временных затрат, оптимизацию и резервирование информации, но и эффективный мониторинг с дальнейшей системой оценки удовлетворенности пациента, — пояснил он. 
Кроме того, Владислав Ерофеев обратился к Анастасии Березиной с предложением на базе детской поликлиники №1 города Ростова-на-Дону создать региональный мультисервисный центр, который мог бы предоставить доступ медорганизациям в любом районе Ростовской области к цифровым сервисам дистанционно в течение трех дней по минимальной стоимости.
Внедрение такого центра позволило бы не только существенно сэкономить ресурсы, но и достичь высокого уровня цифровизации в донской медицине, — подчеркнул он.

К врачу — через смартфон

Развитие дистанционных медицинских услуг требует создания «умных» технологий в здравоохранении и интеграции их в отрасль. Как отметил руководитель проектов блока «Цифровые инновации» компании «МегаФон» Алексей Алепко, основными точками роста для цифровой трансформации стали внедрение новых технологий в повседневную работу врачей и систематизация информации о состоянии здоровья пациентов в цифровом формате.
 
Участники мероприятия отметили, что наиболее перспективным направлением развития для дистанционной медицины являются сервисы для пациентов, в частности, мобильные приложения. Особый интерес вызвала презентация возможностей телемедицинской платформы, разработанной компанией «МегаФон», она позволяет оперативно получить консультацию необходимого специалиста. «Платформа расположена в частном «облаке» компании, все заключения врачей с их электронной подписью хранятся в личном кабинете пациента. Доступ врачей к платформе происходит с помощью подключения к личному кабинету на вебпортале», — уточнил он. Также было отмечено, что в рамках проекта оператор уже сотрудничает с рядом клиник.
Сервисом могут воспользоваться абоненты как с полисом ДМС, так и без него. Платформа обеспечивает защиту персональных данных и их дальнейшее хранение в соответствии с требованиями законодательства РФ, — добавил Алепко.
Благодаря распространению смартфонов процесс коммуникаций в формате «врач — пациент» становится еще проще и доступнее. В своем выступлении коммерческий директор компании «Электронная медицина» Игорь Мирошников представил медицинский мессенджер Medsenger. Разработка позволяет клиникам и врачам предложить своим пациентам платную услугу — дистанционное консультирование, то есть сопровождение или мониторинг пациента лечащим врачом в перерывах между очными визитами.
Главный принцип таков: пациент спрашивает, когда есть вопрос, врач отвечает, когда есть возможность. Именно это позволяет встроить новую услугу в загруженный рабочий день доктора, — говорит он.
Игорь Мирошников говорит, что использование медицинского мессенджера по сути представляет собой более гибкий, платный и контролируемый аналог предоставления врачом пациенту своего мобильного телефона или электронной почты. Дистанционное консультирование лечащим врачом может быть предложено пациентам в качестве дополнительной платной услуги (абонемента). Канал связи между пациентом и врачом активируется в «облачном» кабинете администратора ЛПУ (после заключения договора с пациентом). По завершении абонемента у пациента не остается никаких личных контактов врача, но остается история переписки.
 
Опытом развития федерального телемедицинского сервиса «Доктор рядом» поделился его руководитель Денис Швецов. По его словам, за два года число пользователей сервиса, ежегодно обращающихся за телемедицинскими консультациями в рамках ДМС, выросло в пять раз, а общее число пациентов, у которых есть доступ к телемедицинским консультациям, достигло уже 3 млн человек. Ежемесячно «Доктор рядом» оказывает 2,5–3 тыс. консультаций, большинство из которых круглосуточно дают дежурные врачи сети клиник «Доктор рядом», работающих в Москве. 20–30% приходится на консультации узких специалистов.
Большую выгоду компании приносят не разовые консультации докторов, а продажа годовой подписки на сервис, благодаря которой на протяжении этого периода можно рассчитывать на безлимитное число консультаций. Большой потенциал данного направления связан с работой с пациентами из разных городов, — отметил Денис Швецов.
Участники мероприятия «Ъ-Юг» отметили, что подобные сервисы позволяют существенно упростить процесс взаимодействия с врачом для пациента, однако их активное внедрение тормозит консервативность многих лечебных учреждений. Итоги сессии подвел заместитель министра здравоохранения Ростовской области Станислав Беседовский, который отметил, что ведомство максимально заинтересовано в дальнейшей цифровой трансформации медицины в регионе.
За счет предоставления телемедицинских консультаций возможно не только оптимизировать работу лечебных учреждений, снизить бюрократию, но и внедрять на практике нестандартные решения, — отметил он. — Мы примем к сведению все услышанное на мероприятии и будем активно содействовать распространению информационных технологий в здравоохранении.
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.